Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ТАСМОЛИ́НСКАЯ КУЛЬТУ́РА

  • рубрика

    Рубрика: Археология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 31. Москва, 2016, стр. 683

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С. В. Кузьминых

ТАСМОЛИ́НСКАЯ КУЛЬТУ́РА, ар­хео­ло­гич. общ­ность «Ски­фо-си­бир­ско­го ми­ра». На ран­нем эта­пе (8/7–6 вв. до н. э.) от Юж. Ура­ла до р. Ир­тыш, от юга ле­со­сте­пи Зап. Си­би­ри до ши­ро­ты оз. Бал­хаш и пред­го­рий Тянь-Ша­ня; на позд­нем эта­пе (5–3 вв. до н. э.) аре­ал со­кра­ща­ет­ся на за­па­де, рас­ши­ря­ет­ся в Обь-Ир­тыш­ской ле­со­сте­пи. Вы­де­ля­ют ло­каль­ные груп­пы (куль­ту­ры), в т. ч. род­ст­вен­ные – в по­гра­ни­чье. Вы­де­ле­на М. К. Ка­дыр­бае­вым в 1960-е гг.; на­зва­на по кур­га­нам в уро­чи­ще Тас­мо­ла (Ак­то­гай­ский р-н Пав­ло­дар­ской обл., Ка­зах­стан).

Курганный могильник Тасмола V. Бронзовые детали конской узды с изображениями горных козлов. 7–6 вв. до н.э. Археологический музей «Гылым ордасы» Национальной АН Казахстана (Алма-Ата).

Кур­га­ны «с уса­ми»: под боль­шой на­сы­пью в яме (до 2,5:1,5×2 м), пе­ре­кры­той ка­мен­ны­ми пли­та­ми, тру­по­по­ло­же­ние вы­тя­ну­то на спи­не го­ло­вой на се­вер или се­ве­ро-за­пад (в ран­них мо­ги­лах, у ног – че­ре­па ко­ня, ба­ра­на); под ма­лой – не­ред­ко ске­ле­ты ко­ней или их час­ти, ке­ра­мич. со­су­ды, ино­гда толь­ко сле­ды ог­ня; на вос­ток от них – 1–2 «уса» дли­ной в осн. 20–200 м из пре­ры­ви­стых ка­мен­ных вы­мос­ток. На тех же мо­гиль­ни­ках преим. кур­га­ны выс. до 1 м, с коль­цом из кам­ней под на­сы­пью, час­то с ро­ви­ком. Есть кур­га­ны выс. до 5 м из сыр­цо­вых бло­ков по­верх квад­рат­но­го ка­мен­но­го ящи­ка с дро­мо­сом (до 15 м) на вос­ток, стен­ки ко­то­ро­го сло­же­ны из плит. Вы­де­ля­ют вои­нов (ору­жие, кон­ское сна­ря­же­ние, на­бор­ные поя­са), слу­жи­те­лей куль­та (ка­мен­ные жерт­вен­ни­ки, зер­ка­ла, на­бо­ры для та­туи­ров­ки), ря­до­вое на­се­ле­ние (на­ко­неч­ни­ки стрел, осел­ки, но­жи). По­ка­за­тель­ны брон­зо­вые кин­жа­лы нур­ман­бет­ско­го ти­па (с вол­ни­стой ру­ко­ятью, оваль­ным пе­ре­кре­сть­ем, гри­бо­вид­ным на­вер­ши­ем), ко­ло­коль­чи­ки; ва­ри­ант ски­фо-си­бир­ско­го зве­ри­но­го сти­ля (зо­ло­тые фи­гур­ки тиг­ров, брон­зо­вые гор­ных коз­лов, гра­ви­ро­ван­ные изо­бра­же­ния ка­ба­на и ло­ся, ро­го­вые пряж­ки в ви­де свер­нув­ших­ся ка­банов и др.). По­сёл­ки гор­ня­ков и ме­тал­лур­гов. Ско­то­вод­ст­во (в осн. ов­цы; ло­ша­ди, верб­лю­ды).

Т. к. сфор­ми­ро­ва­лась на ба­зе па­мят­ни­ков ти­па Бе­га­зы, Дан­ды­бай, Кент, Дон­гал ва­ли­ко­вой ке­ра­ми­ки куль­ту­ры при уча­стии куль­тур ле­со­сте­пи За­уралья, Зап. и Юж. Си­би­ри. Ев­ро­пео­и­ды с не­боль­шой при­ме­сью мон­го­ло­ид­но­сти. А. З. Бей­се­нов вы­де­лил кор­ган­тас­ский этап Т. к. (3–1 вв. до н. э.; кур­га­ны с жерт­вен­ны­ми от­се­ка­ми и др.) с ря­дом ана­ло­гий на тер­ри­то­рии Синь­цзя­на, Мон­го­лии, Ал­тая; по А. Д. Таи­ро­ву, это – ми­гран­ты. Рас­пад Т. к. свя­зы­ва­ют так­же с ми­гра­ция­ми в вост. час­ти сар­мат­ских ар­хео­ло­ги­че­ских куль­тур, юэч­жей, усу­ней, хун­ну и др.

Лит.: Степ­ная по­ло­са ази­ат­ской час­ти СССР в ски­фо-сар­мат­ское вре­мя. М., 1992; Изу­че­ние па­мят­ни­ков ар­хео­ло­гии Пав­ло­дар­ско­го При­ир­ты­шья. Пав­ло­дар, 2002; Степ­ная ци­ви­ли­за­ция Вос­точ­ной Ев­ра­зии. Ас­та­на, 2003. Т. 1; Хаб­ду­ли­на М. К. Тас­мо­лин­ская ар­хеоло­ги­че­ская куль­ту­ра: со­вре­мен­ное со­стоя­ние // Во­про­сы ис­то­рии и ар­хео­ло­гии За­пад­но­го Ка­зах­ста­на. 2007. № 2.

Вернуться к началу