ПОЛТА́ВКИНСКАЯ КУЛЬТУ́РА
-
Рубрика: Археология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПОЛТА́ВКИНСКАЯ КУЛЬТУ́РА, археологич. культура бронзового века (ок. 30/29–26/25 вв. до н. э. в системе калиброванных радиоуглеродных дат) в степях и прилегающих районах лесостепи от р. Дон до бассейна р. Урал. Осн. массив памятников расположен полосой вдоль левого берега Волги от её устья до рек Самара и Сок. Названа по месту раскопок П. Д. Рау в 1927 у с. Старая Полтавка (районный центр Волгоградской обл., Россия). Выделена Pay в 1928 как «полтавкинская ступень» культур бронзового века Поволжья, предшествовавшая сложению срубной культуры. После дискуссии, в 1960-е гг. Н. К. Качалова обосновала существование самостоятельной П. к. Полемика по осн. вопросам изучения П. к. вновь разгорелась в 1970–80-е гг. и продолжается поныне.
Поселения со слабо выраженным культурным слоем, без следов сооружений, известны в Прикаспии и Верхнем Посурье. Могильники расположены, как правило, на надпойменных террасах и высоких участках поймы рек. Курганы (в т. ч. «царские» выс. до 9 м преим. в Самарском Заволжье и Юж. Приуралье: Утёвка и др.), курганные и грунтовые (в осн. между Доном и Волгой) могильники. Могилы (известны окружённые кольцевым ровиком) – прямоугольные (реже овальные) ямы глубиной иногда более 2 м; встречаются с широкими и глубокими уступами-ступенями, с остатками внутримогильных сооружений из стоящих по углам столбов или кольев и обкладки стен циновками из коры, бересты или камыша, с перекрытием из толстых плах, с подсыпкой дна охрой или мелом либо с подстилкой из органич. материалов. Есть и погребения в подбоях (в осн. от Дона до Заволжья). В насыпи бывают «жертвенники» (черепа и кости ног лошади). Одиночные (редко парные) трупоположения интенсивно окрашены охрой, головой ориентированы чаще на северо-восток или восток, вытянуты на спине с согнутыми направо ногами либо скорчены на боку; руки – вдоль тела или же одна из них уложена на тазовых костях, иногда руки находятся перед лицом. Среди инвентаря: медные топоры, тёсла, ножи, шилья; серебряные, медные, сердоликовые украшения; орудия из метеоритного железа; костяные булавки, кольца, пронизи; кремнёвые наконечники стрел; горшковидные и яйцевидные сосуды, украшенные по всей поверхности рядами «шагающей» гребёнки; выявлены и остатки дерев. посуды. Предположительно использовались повозки, запряжённые быками. Металлообработка П. к. развивалась в системе Циркумпонтийской металлургической провинции при сильном импульсе с Кавказа, на базе меднорудных месторождений Приуралья (Каргалы). В основе хозяйства – кочевое скотоводство (доминировал мелкий рогатый скот).
П. к. сложилась на базе ямной культуры (в ряде случаев её могильники использовались носителями П. к.) при воздействии майкопской культуры и новотиторовской культуры Сев. Кавказа (топоры, ножи-кинжалы, тёсла и др., средиземноморский антропологич. тип, искусственная деформация черепа, большие курганы, ряд особенностей погребального обряда и т. д.). Носители П. к. (в осн. европеоиды) более разнородны, чем популяции ямной культуры. На трети обследованных черепов есть травматич. повреждения, свидетельствующие о сложной воен.-политич. обстановке того времени. В П. к. прослеживаются контакты с более северной волосовской культурой и гаринской культурой Прикамья; на юге, в Заволжье и Волго-Донском междуречье, отмечены традиции зарождающейся катакомбной культуры (общности). П. к. во взаимодействии с донецкой катакомбной культурой участвовала в сложении волго-донской катакомбной культуры. В этнолингвистич. плане П. к. отождествляется с группой индоиранцев (ариев).