НОВОТИ́ТОРОВСКАЯ КУЛЬТУ́РА
-
Рубрика: Археология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
НОВОТИ́ТОРОВСКАЯ КУЛЬТУ́РА (новотитаровская культура), археологич. культура конца раннего – начала среднего бронзового века в осн. Вост. Приазовья и степей Кубанского Правобережья. Единичные памятники есть на Кубанском Левобережье и в низовьях Дона. Датируется 27/26–22 вв. до н. э. по традиц. хронологии и в системе конвенционных радиоуглеродных дат или 33/32–28 вв. до н. э. по калиброванным радиоуглеродным датам. Названа по могильнику близ станицы Новотитаровской (Динской р-н Краснодарского края, Россия), раскопанному В. И. Козенковой в 1970. Памятники, относимые к Н. к., фигурировали в составе разл. археологич. культур и групп. Н. к. выделена А. Н. Геем в нач. 1980-х гг., её совр. понимание обосновано им в работах 1990-х гг. Выделяются 3 этапа новотиторовской культуры.
Представлена курганными могильниками. Насыпи выс. 1–8 м содержат от 1 до 15 захоронений, часто сгруппированных в виде ряда или кольцевого кладбища. Погребения в прямоугольных ямах (простых или с уступами), окружённых погребальными площадками, перекрыты деревом и тростниковыми циновками. Трупоположения скорчены на правом, реже левом, боку, ориентированы головой в вост. и зап. секторах. Циновки на дне и перекрытии могилы часто покрывались 3-цветной росписью (охра, чёрная и белая краска). Наиболее яркая черта Н. к., способствовавшая её выделению, – помещение на перекрытии или у края могилы целых или разобранных дерев. повозок со сложным решетчатым кузовом и сплошными дисковидными колёсами диаметром 0,7–0,8 м на неподвижных осях. Известно ок. 130 таких комплексов (13–16% от общего числа погребений Н. к.), что составляет примерно половину всех находок повозок в культурах бронзового века Вост. Европы. Керамика – жаровни из обломков крупных тарных сосудов, лепные плоскодонные горшки, чаши-миски, кружки; украшена каннелюрами, прочерченным, шнуровым, рельефным орнаментом. Каменные сверлёные топоры, бронзовые ножи и шилья, костяные и бронзовые молоточковидные булавки и бусы, серебряные височные кольца. В основе хозяйства – подвижное полукочевое скотоводство, основанное на разведении мелкого и крупного рогатого скота; последний служил и тягловой силой для жилых повозок.
В сложении Н. к. приняли участие традиции, связанные с майкопско-новосвободненской общностью (см. Майкопская культура) и ранними этапами ямной культуры, предположительно и др. культурными группами. Для позднего этапа Н. к. характерны тесные контакты со степным вариантом северокавказской культуры, что отражает смешение носителей культур. Традиции поздних и финальных памятников Н. к. перерастают в традиции, связанные с генезисом катакомбной культуры (общности). Н. к. явилась осн. компонентом преддонецкой катакомбной культуры, ряд её черт сохранился и в более поздних локальных катакомбных культурах: донецкой, западноманычской, батуринской. Предполагается, что миграция (или серия миграций) части носителей позднего этапа Н. к. на юг стала одной из осн. причин исчезновения куро-араксской культуры и формирования ряда «курганных» культур среднего бронзового века в Закавказье (беденская культура и сформировавшаяся на её основе триалетская культура). По характеру культуры и месту в системе археологич. культур Евразии наиболее вероятна принадлежность носителей Н. к. к индоевропейцам. Исходя из подвижного характера и широкого развития колёсного транспорта в Н. к., В. А. Сафронов высказывал недостаточно обоснованное мнение о её соотношении с группой ариев.