МИНЬ
-
Рубрика: Археология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МИНЬ, историч. область на юго-востоке совр. Китая (в осн. пров. Фуцзянь). Коренное население – носители миньских языков. Своеобразие местной культуры прослеживается со среднего и позднего неолита: археологич. культуры Кэцютоу (ок. 4000–3500 до н. э.), Таньшишань (ок. 3200–2000 до н. э.), имевшие устойчивые контакты (в осн. испытывали влияния) с зоной культур Нижней Янцзы (см. раздел Древнейшие археологические культуры в ст. Китай), сохранявшиеся и позднее. В бронзовом веке в сев. части М. выделяют культуры Хуангуашань (ок. 2000–1500 до н. э.) и Хуантулунь (1500–1000 до н. э.), в рамках которых сложились предпосылки становления государства. Во 2-й пол. 1-го тыс. до н. э. земли М. входили в состав гос-ва Юэ. После его разгрома гос-вом Чу (ок. 333 до н. э.) сев. часть территории М. вошла в гос-во Донгвьет (кит. Дунъюэ, Вост. Юэ), а на большей части М. образовалось гос-во Манвьет (кит. Миньюэ, Миньское Юэ). В 221 до н. э. Манвьет (или его значит. часть) был включён в состав империи Цинь как окр. Миньчжун, но восстановлен в ходе антициньского движения, начавшегося в 209, и в 202 до н. э. признан имп. Гао-цзу (Лю Баном), которого Манвьет поддерживал в борьбе за престол. В 111 до н. э. территория М. вошла в состав империи Хань и оставалась в составе ряда кит. империй на протяжении средних веков и Нового времени, в периоды дезинтеграции этих империй М. входила в состав разл. юж.-кит. государств (гос-ва У в период Троецарствия и т. п.). Важное значение М. в экономич. жизни Китая было связано с находившимися здесь портами междунар. торговли (Фучжоу, Цюаньчжоу, Сямынь), через которые пролегал «морской шёлковый путь» из Китая в Юж. Индию и на Аравийский п-ов, др. ср.-век. торговые коммуникации. Несмотря на включённость в политич. и экономич. структуру Китая, в М. сохранились местные традиции и с.-х. уклад, близкие тем, что распространены в Юго-Вост. Азии. Этому способствовало то, что мн. растения и животные более сев. территорий для разведения в М. не пригодны. В языке своеобразие истории и культуры М. отражено в том, что на местную основу (вьетские языки, относящиеся к австроазиатским языкам) оказал существенное влияние кит. язык (относящийся к сино-тибетским языкам), на котором говорили присланные в М. чиновники. В результате сложились особые группы диалектов миньских языков. Схожие процессы прослеживаются и в др. регионах Китая, где коренным населением не являются хуася, а также на ряде территорий др. государств, входивших в состав кит. империй и испытавших сильное кит. влияние (Сев. Вьетнам, Корея и др.).