Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МИНЬ

  • рубрика

    Рубрика: Археология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 20. Москва, 2012, стр. 419

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Д. В. Деопик, М. Ю. Ульянов
Минь. Образцы керамики культуры Хуантулунь (по Ван Жаню).

МИНЬ, ис­то­рич. об­ласть на юго-вос­то­ке совр. Ки­тая (в осн. пров. Фуц­зянь). Ко­рен­ное на­се­ле­ние – но­си­те­ли минь­ских язы­ков. Свое­об­ра­зие ме­ст­ной куль­ту­ры про­сле­жи­ва­ет­ся со сред­не­го и позд­не­го не­оли­та: ар­хео­ло­гич. куль­ту­ры Кэ­цю­тоу (ок. 4000–3500 до н. э.), Тань­ши­шань (ок. 3200–2000 до н. э.), имев­шие ус­той­чи­вые кон­так­ты (в осн. ис­пы­ты­ва­ли влия­ния) с зо­ной куль­тур Ниж­ней Янц­зы (см. раз­дел Древ­ней­шие ар­хео­ло­ги­че­ские куль­ту­ры в ст. Ки­тай), со­хра­няв­шие­ся и позд­нее. В брон­зо­вом ве­ке в сев. час­ти М. вы­де­ля­ют куль­ту­ры Ху­ан­гуа­шань (ок. 2000–1500 до н. э.) и Ху­ан­ту­лунь (1500–1000 до н. э.), в рам­ках ко­то­рых сло­жи­лись пред­по­сыл­ки ста­нов­ле­ния го­су­дар­ст­ва. Во 2-й пол. 1-го тыс. до н. э. зем­ли М. вхо­ди­ли в со­став гос-ва Юэ. По­сле его раз­гро­ма гос-вом Чу (ок. 333 до н. э.) сев. часть тер­ри­то­рии М. во­шла в гос-во Донгвьет (кит. Дунъ­юэ, Вост. Юэ), а на боль­шей час­ти М. об­ра­зо­ва­лось гос-во Ман­вь­ет (кит. Минь­юэ, Минь­ское Юэ). В 221 до н. э. Манвьет (или его зна­чит. часть) был вклю­чён в со­став им­пе­рии Цинь как окр. Минь­чжун, но вос­ста­нов­лен в хо­де ан­ти­цинь­ско­го дви­же­ния, на­чав­ше­го­ся в 209, и в 202 до н. э. при­знан имп. Гао-цзу (Лю Ба­ном), ко­то­ро­го Ман­вьет под­дер­жи­вал в борь­бе за пре­стол. В 111 до н. э. тер­ри­то­рия М. во­шла в со­став им­пе­рии Хань и ос­та­ва­лась в со­ста­ве ря­да кит. им­пе­рий на про­тя­же­нии сред­них ве­ков и Но­во­го вре­ме­ни, в пе­рио­ды де­зин­те­гра­ции этих им­пе­рий М. вхо­дила в со­став разл. юж.-кит. го­су­дарств (гос-ва У в пе­ри­од Трое­цар­ст­вия и т. п.). Важ­ное значение М. в эко­но­мич. жиз­ни Ки­тая бы­ло свя­за­но с на­хо­див­ши­ми­ся здесь пор­та­ми ме­ж­ду­нар. тор­гов­ли (Фуч­жоу, Цю­ань­чжоу, Ся­мынь), че­рез ко­то­рые про­ле­гал «мор­ской шёл­ко­вый путь» из Ки­тая в Юж. Ин­дию и на Ара­вий­ский п-ов, др. ср.-век. тор­го­вые ком­му­ни­ка­ции. Не­смот­ря на вклю­чён­ность в по­ли­тич. и эко­но­мич. струк­ту­ру Ки­тая, в М. со­хра­ни­лись ме­ст­ные тра­ди­ции и с.-х. ук­лад, близ­кие тем, что рас­про­ст­ра­не­ны в Юго-Вост. Азии. Это­му спо­соб­ст­во­ва­ло то, что мн. ра­сте­ния и жи­вот­ные бо­лее сев. тер­ри­то­рий для раз­ве­де­ния в М. не при­год­ны. В язы­ке свое­об­ра­зие ис­то­рии и куль­ту­ры М. от­ра­же­но в том, что на ме­ст­ную ос­но­ву (вьет­ские язы­ки, от­но­ся­щие­ся к ав­ст­роа­зи­ат­ским язы­кам) ока­зал су­ще­ст­вен­ное влия­ние кит. язык (от­но­ся­щий­ся к си­но-ти­бет­ским язы­кам), на ко­то­ром го­во­ри­ли при­слан­ные в М. чи­нов­ни­ки. В ре­зуль­та­те сло­жи­лись осо­бые груп­пы диа­лек­тов минь­ских язы­ков. Схо­жие про­цес­сы про­сле­жи­ва­ют­ся и в др. ре­гио­нах Ки­тая, где ко­рен­ным на­се­ле­ни­ем не яв­ля­ют­ся хуа­ся, а так­же на ря­де тер­ри­то­рий др. го­су­дарств, вхо­див­ших в со­став кит. им­пе­рий и ис­пы­тав­ших силь­ное кит. влия­ние (Сев. Вьет­нам, Ко­рея и др.).

Лит.: Цэн Фань. Гу­ань­юй Фуц­зянь ши­цянь вэньхуа ицунь дэ тань­тао // Као­гу сю­эбао. 1980. № 3; Фуц­зянь Пин­тань Цяо­цю­тоу ич­жи фачц­зюэ цзянь­бао // Као­гу. 1991. № 7; Ян Цунь. Минь­юэ го вэньхуа. Фуч­жоу, 1998; Де­о­пик Д. В. Вьет­нам. Ис­то­рия, тра­ди­ции, со­вре­мен­ность. М., 2002.

Вернуться к началу