Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ДОНГВЬЕ́Т

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 9. Москва, 2007, стр. 261

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: М. А. Сюннерберг

ДОНГВЬЕ́Т (Đông Việt), древ­нее вьет­ское го­су­дар­ст­во. Воз­ник­ло по­сле раз­гро­ма в 333 до н. э. др.-кит. цар­ст­вом Чу гос-ва Юэ. За­ни­ма­ло зем­ли к югу от устья р. Янц­зы (совр. пров. Чжэц­зян и сев. часть пров. Фуц­зянь, КНР). Сто­ли­ца – г. Дон­гау (кит. – Дунъ­оу) в устье р. Сиц­зян. Пра­ви­те­ли Д.  (вы­он­ги) ве­ли свой род от го­су­да­рей-ва­нов го­су­дар­ст­ва Юэ из ро­да Лак. Из всех вьет­ских го­су­дарств Д. в наи­боль­шей сте­пе­ни под­верг­ся кит. куль­тур­но­му влия­нию. Све­де­ния о борь­бе пра­ви­те­лей Д. с кит. вое­на­чаль­ни­ка­ми, о при­зна­нии его не­за­ви­си­мо­сти Лю Ба­ном, ос­но­ва­те­лем кит. им­пе­рии Хань, а так­же о вой­нах Д. с со­сед­ни­ми го­су­дар­ст­ва­ми У и Ман­вь­ет во 2 в. со­дер­жат­ся в кит. ис­то­рич. па­мят­ни­ке «Ши цзи» («Ис­то­ри­че­ские за­пис­ки», 2–1 вв.) Сы­ма Ця­ня. В 154 гос-во У на­ча­ло вой­ну про­тив Д., ко­то­рый вре­мен­но ут­ра­тил не­за­ви­си­мость и вос­ста­но­вил её при со­дей­ст­вии войск им­пе­рии Хань, раз­гро­мив­ших У. Хань­ский имп. У-ди ока­зал Д. по­мощь так­же в на­чав­шей­ся в 138 вой­не с Ман­вь­е­том, од­на­ко Д. рас­пал­ся на неск. кня­жеств. Силь­ней­шее из них – Ю – рас­по­ла­га­лось в вост. час­ти Д. Его пра­ви­тель Шыу ори­ен­ти­ро­вал­ся на Хань. Часть донгвье­тов под­дер­жа­ла ман­вь­ет­ско­го пра­ви­те­ля Зы Тхие­на, про­воз­гла­шён­но­го вы­он­гом Д. и при­знан­но­го в этом ка­че­ст­ве им­пе­ри­ей Хань. В на­чав­шей­ся в 112 вой­не Хань про­тив Ман­вь­е­та Ю под­дер­жа­ло ки­тай­цев, а в хо­де во­ен. столк­но­ве­ний 111–110 до н. э. пра­ви­тель Ю вме­сте с др. во­ж­дя­ми вост. об­лас­тей Д. доб­ро­воль­но пе­ре­шёл под власть Хань, что по­ло­жи­ло ко­нец су­ще­ст­во­ва­нию Д. как са­мо­сто­ят. го­су­дар­ст­ва.

Лит.: Де­о­пик Д. В. Вьет­нам. Ис­то­рия, тра­ди­ции, со­вре­мен­ность. М., 2002.

Вернуться к началу