Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ФРАНЦУ́ЗСКИЙ СОЮ́З

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    Электронная версия

    2021 год

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: П. П. Черкасов

ФРАНЦУ́ЗСКИЙ СОЮ́З (Union française), форма государственного объединения французской метрополии и её бывших колониальных владений в рамках конституции Четвёртой республики (1946–1958).

Датой образования Французского союза считается 27 октября 1946 г., когда вступила в действие новая конституция Франции. Основной закон был создан с целью удержать под контролем метрополии заморские территории Франции в условиях ослабления связей с колониями и роста антиколониального движения в годы Второй мировой войны 1939–1945 гг. Многие из владений Франции уже ставили вопрос о своей полной политической независимости (Вьетнам, Лаос, Камбоджа, Марокко, Тунис). Сирия и Ливан добились независимости в 1946 г. (фактически в 1941), в 1945 г. провозглашено независимое государство – Демократическая Республика Вьетнам (со столицей в Ханое; учитывался в составе Французского союза до 1954). Французский союз, согласно замыслу его создателей, должен был вывести Французскую колониальную империю из состояния глубокого кризиса, который охватил её с началом войны. Сохранение в новой форме бывшей колониальной империи представлялось французским правящим кругам важнейшим средством поддержания Францией статуса великой державы, пострадавшей в результате войны и оккупации. При создании Французского союза важную роль играли также демократические идеи французского Движения Сопротивления, признававшего значительный вклад заморских владений в освобождение Франции и настаивавшего на уравнивании прав коренного населения колоний и граждан метрополии.

Первым шагом на пути преобразования колониальной империи во Французский союз стала имперская конференция в Браззавиле (январь – февраль 1944) с участием 44 представителей метрополии и заморских владений Франции (преимущественно африканских). На Браззавильской конференции, проходившей под председательством главы Временного правительства Ш. де Голля,было признано, что система прямого колониального управления изжила себя и должна быть заменена на «представительную» с широким участием местных (туземных) элит. Была провозглашена необходимость распространения на заморские территории системы социальных гарантий, существующих в метрополии, включая трудовое законодательство, здравоохранение и образование. В то же время в решениях конференции подчёркивалась исключительная ответственность Франции за обеспечение внутренней и внешней безопасности этих территорий.

В последующие за Браззавильской конференцией два года идея Французского союза наполнялась содержанием, а в сентябре 1946 г. положение о Французском союзе вошло в окончательной редакции в текст конституции Четвёртой республики, одобренной на референдуме, проведённом как в метрополии, так и в заморских владениях Франции (октябрь 1946). Впервые в конституционной истории Франции вопрос о заморских владениях был включён в основной документ Французской республики. Упоминания Французского союза содержатся в преамбуле и в 8-й главе конституции 1946 г. В преамбуле было записано: «Франция образует вместе с заморскими народами союз, основанный на равенстве прав и обязанностей без расовых и религиозных различий. Французский союз состоит из наций и народов, которые объединяют или координируют свои ресурсы и свои усилия для того, чтобы развивать цивилизацию каждого из них, увеличивать своё благосостояние и обеспечивать свою безопасность. Верная своей традиционной миссии, Франция намерена привести народы, руководство которыми она взяла на себя, к свободному самоуправлению и демократическому руководству своими собственными делами; отвергая всякую систему колонизации, основанную на произволе, Франция гарантирует всем свободный доступ к общественным должностям и индивидуальное или коллективное осуществление провозглашённых или подтверждённых выше прав и свобод».

Французскому союзу целиком посвящена глава 8 конституции, включающая в себя 12 статей. В ней отмечается, что союз образуется из Французской республики, состоящей из метрополии, заморских департаментов и территорий, а также из «присоединившихся (ассоциированных) государств».

К началу 1947 г. Французский союз (без метрополии) включал: заморские департаменты: генерал-губернаторство Алжир (департаменты Алжир, Оран и Константина), Мартинику, Гваделупу, Гвиану и Реюньон; заморские территории: Французскую Западную Африку – Сенегал, Мавританию, Гвинею, Французкий Судан, Нигер, Кот-д’Ивуар, Дагомею, Верхнюю Вольту; Французскую Экваториальную Африку – Габон, Среднее Конго, Убанги-Шари, Чад; Мадагаскар и прилегающие острова (Союз Коморских Островов, о. Майотта), Французский Берег Сомали, французские владения в Индии со статусом «свободных городов» (Пондишери, Карикал, Маэ, Янаон, Чандернагор); Новую Каледонию и прилегающие острова, владения в Океании (Французская Полинезия), о-ва Сен-Пьер и Микелон; подопечные территории: Того и Камерун; франко-британский кондоминиум Новые Гебриды; «присоединившиеся государства»: султанат Марокко и бейство Тунис; Французский Индокитай – Государство Вьетнам, королевства Камбоджа и Лаос. Руководящими органами Французского союза по конституции являлись президент, Верховный совет и Ассамблея. Президентом Французского союза стал президент Французской республики. Верховный совет, созывавшийся раз в год по решению президента, формировался из представителей метрополии, заморских департаментов и территорий, а также «присоединившихся государств». Принимаемые им решения передавались правительству Франции, для которого они не были обязательными.

Ассамблея Французского союза, считавшаяся самым демократичным институтом союза, формировалась на паритетных началах: половина её членов (советников) выдвигались от метрополии, другая половина – от заморских департаментов, территорий и присоединившихся государств. В разное время численность ассамблеи колебалась от 150 до 240 членов. Вся работа этого «парламента» Французского союза проходила под контролем центральных органов власти Четвёртой республики – главы государства, правительства, Национального собрания и Совета республики (сената). Реальная власть на местах по-прежнему была сосредоточена в руках представителей метрополии (генерал-губернаторов, губернаторов, верховных комиссаров и резидентов), опиравшихся на преданных метрополии представителей местных элит, формировавших территориальные ассамблеи («парламенты»).

Конституция Четвёртой республики допустила участие ограниченного числа представителей заморских территорий в центральных органах власти метрополии. В 1957 г. в нижней палате (Национальном собрании) Франции 38 депутатов (из 627) представляли заморские территории; в верхней палате (Совете республики) – 39 (из 320). Отдельным лояльным правительству метрополии представителям коренного населения заморских территорий была открыта возможность получить министерские портфели в Париже. Привлечение представителей заморских территорий к участию в работе центральных органов власти Франции создавало впечатление демократизма, но ограниченность такого представительства делала его неопасным для интересов метрополии. В то же время через французскую школу участия в государственном управлении прошли многие будущие руководители молодых независимых государств (прежде всего африканских). Финансово-экономическое единство Французского союза обеспечивалось созданием «зоны франка», в которую были вовлечены все его участники.

Французский союз просуществовал 12 лет – столько же, сколько и возникшая вместе с ним Четвёртая республика. Все эти годы механизм функционирования Французского союза неоднократно модернизировался в соответствии с требованиями времени. Однако набиравшее силу антиколониальное движение предопределило его неизбежный крах. В 1951–1954 гг. Франция утратила «свободные города» Французской Индии; в 1953 г. – Камбоджу, в 1954 г. – Лаос; в 1956 г. – Марокко и Тунис; с конца 1954 г. шла антиколониальная Алжирская война 1954–1962 гг. С установлением во Франции Пятой республики Французский союз был преобразован во Французское сообщество, просуществовавшее до 1962 г. Во второй половине 20 в. французские власти сумели реализовать проект Франсафрики, призванный обеспечить удержание франкоговорящих государств Африки в орбите французского влияния.

Ист.:
Конституция и законодательные акты Французской республики : по состоянию на январь 1958 г. – Москва : Госюриздат, 1958.

Лит
.:
Devèze M. La France d'outre-mer : de l'empire colonial à l'Union franscaise, 1938–1947. – Paris : Hachette, 1948.
Boisdon D. Les institutions de l'Union française. – Paris : Berger-Levrault, 1949.
Крутоголов М. А. Государственный строй современной Франции : (Четвертая республика). – Москва : Издательство Академии наук СССР, 1958.
Borella F. L'évolution politique et juridique de l' Union Française depuis 1946. – Paris : Librairie générale de droit et de jurisprudence R. Pichon et R. Durand-Auzias, 1958. – (Bibliothèque de droit public ; 15).
Энтин Л. М. Крушение империи. – Москва : Международные отношения, 1965.
Yacono X. Les étapes de la décolonisation française. – Paris : Puf, 1975. – (Que sais-je? ; 428).
Черкасов П. П. Распад колониальной империи Франции : кризис французской колониальной политики в 1939–1985 гг. – Москва : Наука, 1985.
Ruscio A. La décolonisation tragique : une histoire de la décolonisation française, 1945‒1962. – Paris : Messidor, 1987.
Pervillé G. De l'Empire français a la décolonisation. – Paris : Hachette, 1991. – (Carré histoire ; 6).

Вернуться к началу