ФРАНСА́ФРИКА
-
Рубрика: Всемирная история
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
Электронная версия:
ФРАНСА́ФРИКА (Françafrique), система неформальных отношений Франции с государствами Субсахарской Африки, многие из которых входили ранее в состав Французской колониальной империи и Французского союза.
Сформировалась в 1960–1962 гг. после завершения процесса деколонизации 13 африканских владений Франции; бывшая метрополия, используя методы неоколониализма, сумела сохранить военно-политическое, экономическое и культурно-идеологическое «присутствие» в Западной и Центральной Африке. В «пространство Франсафрики» входят: Сенегал, Кот-д’Ивуар, Буркина-Фасо, Того, Бенин, Нигер, Мали, Республика Конго, Габон, Чад, Центральноафриканская Республика, Камерун, Мадагаскар, Коморские Острова, Джибути. Позднее Франции удалось подключить к проекту Франсафрики Демократическую Республику Конго, Бурунди и Руанду.
Авторство термина «Франсафрика» приписывается Ф. Уфуэ-Буаньи, будущему первому президенту Кот-д’Ивуара, употребившему термин ещё в 1955 г., как выражение желания ряда африканских лидеров сохранить привилегированные отношения с Францией после достижения политической независимости от метрополии. Основы системы Франсафрики заложены Ш. де Голлем, президентом Пятой республики, а конкретной разработкой и реализацией этого проекта занимался его личный представитель Ж. Фоккар, генеральный секретарь Елисейского дворца по африканским и мальгашским делам в 1960–1974 гг. Особенность системы Франсафрики, которой придерживались преемники де Голля, состояла в том, что она существовала параллельно и зачастую независимо от официальной дипломатии Парижа. По существу африканская политика Франции всегда разрабатывалась не в МИДе, а в Елисейском дворце. При этом она опиралась на систему договоров о сотрудничестве, заключённых с рядом молодых африканских государств при получении ими независимости. Эти соглашения долгое время сохраняли за Францией практически монопольное участие в экономической жизни бывших колоний, прочно привязанных к «зоне франка», а наличие французских военных баз и воинских контингентов на их территориях обеспечивало контроль Парижа над утвердившимися там с его помощью режимами, обеспечивая их устойчивость к внутренним и внешним угрозам. В рамках последовательно проводимой со времени окончания Второй мировой войны 1939–1945 гг. политики «франкофонии» Франция обеспечила за собой доминирующее влияние в сферах образования, культуры и здравоохранения в бывших африканских колониях, сформировав там лояльную к себе политическую элиту, которой на рубеже 1950–1960-х гг. передала власть. С окончанием «холодной войны» монопольное положение Франции на пространстве Франсафрики начали настойчиво оспаривать США и Китай, заметно потеснившие там позиции французского капитала.
Для проекта Франсафрики характерны закрытость от общества, конфиденциальный, зачастую сугубо личный характер отношений президентов Франции с лидерами африканских стран; практика военных операций в Африке с целью спасения «дружественных» или свержения неугодных режимов, активная роль французских спецслужб и наёмников, опора на прочные позиции французских компаний в бывших колониях и на тысячи «технических» советников и других специалистов, включая французских преподавателей системы среднего и высшего образования, работающих в африканских странах. Все эти черты организации позволяли обществу и СМИ предполагать существование различных коррупционных схем, теневых денежных потоков.
С началом 21 в. непубличный характер проекта Франсафрики и связанные с ним коррупционные скандалы вызывали растущую критику в обществе, где всё более резко осуждали практику французских военных интервенций и государственных переворотов, устраиваемых Парижем в отдельных африканских странах (Кот-д’Ивуар, ЦАР, Мали и др.). Под влиянием подобных общественных настроений президент Н. Саркози обещал покончить с закрытостью Франсафрики, сделать отношения в этой системе более транспарентными и избегать военного вмешательства в африканские дела. Тем не менее, и при Саркози Франция осуществила ряд военных операций в Африке. Саркози сыграл активную роль в свержении режима М. Каддафи в Ливии в 2011 г., что было интерпретировано его политическими противниками как попытка уничтожить следы его личных сомнительных в финансовом отношении контактов с ливийским диктатором, а также как желание расширить пространство Франсафрики. Сменивший Саркози у власти в 2012 г. президент-социалист Ф. Олланд подверг резкой критике практику Франсафрики, характеризующуюся очевидным неравноправием участников. Он заявил о недопустимости поддержки Францией одиозных африканских режимов (Ж. Кабилы в ДРК, Д. Сассу-Нгессо в Конго и И. Деби в Чаде) и неприемлемости прямого вмешательства Франции в дела её африканских партнёров, Олланд тем не менее санкционировал в 2012 г. военную операцию в Мали, а затем – в ЦАР (2012–2016). Обе военные операции оправдывались им необходимостью противодействия исламскому терроризму. В целом же Франция в 2000-е гг. предпочитала там, где это было возможно, гасить очаги военных конфликтов в интересующих её зонах Африки чужими руками – с помощью подготовленных ею межафриканских воинских контингентов [Франция оказала содействие в создании Совместных сил стран «Сахельской пятёрки» (Мавритания, Мали, Буркина-Фасо, Нигер, Чад), La Force conjointe du G5 Sahel, FC-G5S, и др.].