Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ШЕРИ́ФЫ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 35. Москва, 2017, стр. 12

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Т. К. Кораев

ШЕРИ́ФЫ [араб. ша­риф, букв. – бла­го­род­ный (по про­ти­во­пос­тав­ле­нию с под­лы­ми, по­дон­ка­ми, глуп­ца­ми); мн. ч. аш­раф; в Маг­ри­бе – шу­ра­фа], в до­ис­лам­ской Ара­вии пред­ста­ви­тели пле­мен­ной или гор. зна­ти, вожди. По­сле тор­же­ст­ва ис­ла­ма сна­ча­ла – гла­вы из­вест­ных се­мей, в хо­де араб­ских за­вое­ва­ний со­ста­вив­ших пра­вя­щий слой, за­тем (под влия­ни­ем ши­из­ма) – по­чёт­ное зва­ние по­том­ков Му­хам­ме­да по муж­ской и жен­ской ли­ни­ям. Ре­же при­ме­ня­лось к Ха­ши­ми­там в це­лом (напр., по­том­кам двою­род­ных и трою­род­ных брать­ев про­ро­ка). На­име­но­ва­ние Ш. со­про­во­ж­да­лось об­ра­ще­ни­ем «Сын По­слан­ни­ка Бо­жия» (Ибн Ра­сул Ал­лах) и ти­ту­ла­ми «го­су­дарь» (перс. – мир), «князь» (араб. – амир), «воз­люб­лен­ный» (араб. – ха­биб), «об­ла­чён­ный в зе­лё­ное» (перс. – саб­зпош). Ува­же­ние к Ш. (вне за­ви­си­мо­сти от со­стоя­тель­но­сти) на­рав­не с вы­со­ко­по­став­лен­ны­ми са­нов­ни­ка­ми обос­но­вы­ва­лось Ко­ра­ном и осо­бен­но Сун­ной; бра­ки с ни­ми счи­та­лись по­чёт­ны­ми, а са­ми они – дос­той­ны­ми снис­хо­ж­де­ния да­же за пре­гре­ше­ния. Хо­тя пра­ва на до­лю в за­кя­те они не име­ли, у шии­тов-има­ми­тов они, на­ря­ду с выс­ши­ми ула­ма, уча­ст­во­ва­ли в раз­де­ле пя­ти­ны (хумс). Бла­го­да­ря ас­ке­тич. об­ра­зу жиз­ни наи­бо­лее ува­жае­мые Ш. бы­ст­ро пре­вра­ща­лись в «угод­ни­ков» (ау­лийа), т. е. ме­ст­ных свя­тых. В Ха­ли­фа­те Аб­ба­си­дов из Ш. то­го или ино­го го­ро­да из­бира­лись ста­рос­ты (на­киб) – зна­то­ки ро­до­сло­вий, су­див­шие об их под­лин­но­сти и сле­див­шие за по­ве­де­ни­ем Ш., од­но­вре­мен­но блю­дя их ин­те­ре­сы (в т. ч. мат­ри­мо­ни­аль­ные) и над­зи­рая за при­над­ле­жа­щи­ми им вак­фа­ми. С 9 в. они под­чи­ня­лись вер­хов­но­му на­ки­бу (на­киб ан-ну­ка­ба), вы­пол­няв­ше­му так­же су­деб­ные функ­ции. Из сре­ды Ш. вы­шло неск. ди­на­стий, наи­бо­лее из­вест­ные из них – «ве­ли­кие» Ш. из ро­да Ха­ши­ми­тов, пра­вив­шие Мек­кой и её ок­ру­гой в 960–1924, и ряд ро­дов, в т. ч. Саа­ди­ды и Фи­ла­ли­ды, цар­ст­во­вав­шие в Ма­рок­ко.

Лит.: Serjeant R. The Saiyids of Hadramawt. L., 1957; Gilsenan M. Recognizing Islam: An anthropologist’s introduction. L., 1982; Winter M. The ashraf and niqabat al-ashraf in Egypt in Ottoman and modern times // Asian and African Studies. 1985. Vol. 19; García Arenal M. Mahdi, murabit, sharif: l’avènement de la dynastie Sa’dienne // Studia Islamica. 1990. Vol. 71.

Вернуться к началу