ПРОСВЕЩЁННЫЙ АБСОЛЮТИ́ЗМ
-
Рубрика: Всемирная история
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПРОСВЕЩЁННЫЙ АБСОЛЮТИ́ЗМ, термин, используемый в историографии с сер. 19 в. для характеристики модернизационных реформ, проводившихся в середине – 2-й пол. 18 в. в ряде монархич. стран Европы (Франция, Австрия, Пруссия, Испания, Рос. империя и др.) и апеллировавших к базовым политич. принципам Просвещения.
В области гражданского права принимались меры по упорядочению сословных норм и статусов. В Пруссии Кодекс Фридриха II Великого предусматривал введение единой системы судопроизводства и гарантии гражд. прав, в первую очередь имущественных (процесс кодификации завершился в 1794 принятием Всеобщего земельного уложения Пруссии). В России Екатерина II созвала в 1767 Комиссию по выработке нового уложения (см. в ст. Уложенные комиссии), в работе которой приняли участие представители разл. сословий. Деятельность комиссии и созданных ею структур, занимавшихся систематизацией отд. сфер законодательства, подготовила последующие екатерининские реформы и выработку в 19 в. «Свода законов Российской империи».
Рационализации подверглась и сфера уголовного права. В 1754–56 Пруссия отказалась от применения пыток. Её примеру последовали др. герм. государства. Во Франции в 1780 пытки были запрещены на стадии предварит. следствия, а в 1788 полностью исключены из следственной и судебной практики. В России пытки запрещены имп. Александром I в 1801. Вел. герцог Тосканский Леопольд I в 1787 прекратил в своих владениях деятельность инквизиции.
Административные реформы способствовали дальнейшей централизации управления. В Пруссии, напр., наряду с территориальными департаментами (по историч. областям королевства), возникло неск. специализированных: торговли и ремёсел (1740), воен. управления (1746), акцизов и таможен (1766), горного дела и металлургии (1768), лесной (1771). При короле сложился постоянный кабинет из нескольких статс-секретарей с чётко очерченным кругом полномочий. В России Екатерина II провела губернскую реформу 1775, центр. управление финансами сосредоточилось в Экспедиции о государственных доходах (1773), возглавлявшейся ген.-прокурором Сената, а местные финансы были переданы в ведение казённых палат.
Экономические реформы включали поощрение внутренней колонизации малозаселённых земель (в России – территорий Саратовской, Самарской, С.-Петерб., Воронежской, Черниговской и Лифляндской губерний, Новороссии; в Испании – Сьерра-Морены и Эстремадуры; в Пруссии – земель, появившихся после осушения Одерских болот и строительства плотин в приморской полосе Вост. Фрисландии), а также в мерах гос. меркантилизма, направленных на развитие пром-сти (в Пруссии, Испании, России, Швеции и др. странах).
Политические реформы укрепили роль государства в жизни общества, усилили контроль монархии над сословиями (парламентская реформа, проведённая Р. Н. де Мопу во Франции в 1771–1774, гос. переворот Густава III в Швеции в 1772) и Церковью. В 1758 в Португалии, а затем во Франции, Испании и др. государствах развернулась кампания против иезуитов, в ходе которой их владения были конфискованы; в 1773 папа Климент XIV прекратил деятельность самого ордена. В России Екатерина II, сохраняя гос. статус православия, провела секуляризацию 1764 церковных земель, закрыла множество монастырей, последовательно проводила политику веротерпимости (прекратила репрессии против старообрядцев, разрешила сооружать мечети). Во владениях австр. Габсбургов гос. религией оставался католицизм, однако Иосиф II в 1781 предоставил частичную свободу вероисповедания лютеранам, кальвинистам, православным и евреям. Он также реформировал приходскую систему и сократил число монастырей, оставив только те обители, которые занимались мед. помощью или образованием, ввёл порядок, при котором постановления церковных властей (вплоть до папских булл и бреве) подлежали предварит. согласованию с императором и его одобрению. Густав III гарантировал свободу вероисповедания иностранцам, проживавшим на территории Швеции (1781), а затем и евреям (с существенными ограничениями).
Важная роль отводилась образовательным реформам, которые были призваны готовить людей, способных служить надёжной опорой «просвещённой монархии» и залогом процветания нации. В 1763 введён «Прусский королевский генеральный регламент сельских школ», распространивший всеобщее обязательное начальное образование (с 5 до 13 лет) на все провинции королевства. В 1774–77 Мария Терезия осуществила школьную реформу во владениях Габсбургов, изъяв школы из церковной юрисдикции и приведя учебные программы к единообразию. В каждой общине предписывалось открыть начальную нар. школу для обучения чтению, письму и счёту, в каждом округе – нар. школу старшей ступени. Доходы от секуляризированных при Иосифе II монастырских имуществ были направлены на содержание школ, а разл. народностям облегчена возможность создавать свои школы. В России были учреждены Воспитательные дома в Москве (1764) и С.-Петербурге (1770), Воспитательное об-во благородных девиц (1764), реорганизованы кадетские корпуса. В 1782 создана Комиссия об учреждении народных училищ, приступившая к созданию общеобразоват. школ.
Уровень развития государств, проводивших реформы в духе П. а., был далеко не одинаков, поэтому и принимавшиеся ими меры по своему содержанию и направленности могли существенно отличаться друг от друга. Так, Иосиф II отменил крепостное право в Богемии (1781), а затем и в др. своих владениях, поощряя при этом выкуп крестьянских наделов. Екатерина II сделала крестьянский вопрос предметом обществ. обсуждения, облегчила положение крестьян в Прибалтике, однако во 2-й пол. 18 в. крепостное право в России в целом ещё не исчерпало своих возможностей, поэтому законодательство и правоприменит. практика того времени свидетельствуют о расширении и укреплении этого института.