Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПРО́ХОР КИДО́НИС

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 27. Москва, 2015, стр. 652

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. А. Чекалова

ПРО́ХОР КИДО́НИС (греч. Πρόχορος Κυδνης, лат. Prochorus Cydonius) (пред­по­ло­жи­тель­но 1333 или 1334, Са­ло­ни­ки – 1369 или 1370, Афон), ви­зант. бого­слов. Млад­ший брат Ди­мит­рия Ки­до­ни­са. В юном воз­рас­те под­ви­зал­ся в Вел. Лав­ре пре­по­доб­но­го Афа­на­сия Афон­ско­го, позд­нее ру­ко­по­ло­жен в ие­ро­мо­на­хи. Сто­рон­ник куль­тур­но­го (не по­ли­ти­че­ско­го) ла­ти­но­филь­ст­ва. Вла­дел лат. яз., вы­пол­нял пе­ре­во­ды на греч. яз. тру­дов Ав­гу­сти­на, Бо­эция и Фо­мы Ак­вин­ско­го. Гл. со­чи­не­ние П. К. – «О сущ­но­сти и энер­гии» – на­пи­са­но под влия­ни­ем идей Фо­мы Ак­вин­ско­го. Об­ра­ща­ясь к осн. во­про­су бо­го­слов­ских спо­ров о со­от­но­ше­нии сущ­но­сти Божь­ей и её свойств, П. К. от­вер­гал идею па­ла­ми­тов (см. в ст. Гри­го­рий Па­ла­ма) о раз­де­ле­нии Бо­га на сущ­ность и свой­ст­во и ут­вер­ждал, что «Бог не име­ет энер­гию физи­че­скую и суб­стан­цио­наль­ную, но толь­ко сущ­ность». В от­ли­чие от па­ла­ми­тов, стро­ив­ших ар­гу­мен­та­цию на тек­стах Свя­щен­но­го Пи­са­ния, вы­сту­пал за иду­щие от разу­ма до­ка­за­тель­ст­ва, ос­но­ван­ные на ари­сто­те­лев­ских сил­ло­гиз­мах. За свои взгля­ды ре­ше­ни­ем Кон­стан­ти­но­поль­ско­го со­бо­ра 1368 ли­шён са­на, под­верг­нут ана­фе­ме и из­гнан с Афо­на. Быв. ви­зант. имп. Ио­анн VI Кан­та­ку­зин на­пи­сал на­прав­лен­ное про­тив П. К. соч. «Оп­ро­вер­же­ние Про­хо­ра Ки­до­ни­са».

Лит.: Mercati G. Notizie di Procoro e De­me­trio Cidone, Manuele Caleca e Teodoro Meli­te­niota ed altri appunti per la storia della teolo­gia e della litteratura bizantina del secolo XIV. Cittа̀ del Vaticano, 1931; По­ля­ков­ская М. А. Порт­ре­ты ви­зан­тий­ских ин­тел­лек­туа­лов. 2-е изд. СПб., 1998.

Вернуться к началу