ДИМИ́ТРИЙ КИДО́НИС
-
Рубрика: Всемирная история
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ДИМИ́ТРИЙ КИДО́НИС (Δημήτριος Κυδώνης) (ок. 1324, Фессалоники – 1397/98, Крит), визант. писатель и видный гос. деятель, один из наиболее ярких представителей поздневизантийской гуманистич. интеллигенции. Мн. годы занимал пост месадзона (фактически премьер-министра) при дворах императоров Иоанна VI Кантакузина и Иоанна V Палеолога, которого сопровождал во время его поездки в Италию и Рим в 1369–71. Через 15 лет оставил службу при дворе и удалился в Венецию. Сторонник унии [в конце концов перешедший в католичество (1357)], сближения с католич. Западом, страстный поклонник лат. теологии и философии. Выделялся принципиальным неприятием исихазма и редкой по смелости инакомыслия позицией: отстаивал признание значимости зап. культуры, общности культурных и историч. традиций старого Рима и нового Рима. Апологет универсальности науч. знаний, просвещённой монархии, способности человека к интеллектуальной деятельности и т. д.
Творч. наследие Д. К. весьма разнообразно, включает в себя риторические (сохранились его обширная корреспонденция, «Монодия павшим в Солуни» – важный источник по истории восстания зилотов в 1345, противником которых он был, речи с призывом к византийцам и латинянам объединиться в борьбе против турок и т. д.), философские (из них особенно известно «Слово о пренебрежении к смерти») и богословские (трактаты «Об исхождении Святого Духа» и «Защита св. Фомы Аквинского от Нила Кавасилы», две «Апологии своей веры», письма в защиту брата-антипаламита Прохора Кидониса и др.) сочинения. Важное значение имели его переводы на греч. язык лат. авторов – Августина, Ансельма Кентерберийского и особенно Фомы Аквинского (труды «Суммы против язычников» и «Суммы теологии»), пропаганда идей которого в богословских сочинениях Д. К. стимулировала интерес к томизму (как и полемику с ним) среди визант. философов.