ИСИ́Н
-
Рубрика: Всемирная история
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ИСИ́Н, Иссин (ныне Ишан-эль-Бахрия, Ирак), древний город в Юж. Месопотамии на одном из рукавов р. Евфрат (в 20 км к югу от Ниппура), столица царства на территории Ср. и Юж. Месопотамии при I и II династиях Исина. Покровителями И. считались богиня Нин-И(н)сина («госпожа Исина»), местная ипостась богини-врачевательницы Гулы (лекари из И. были известны как искусные врачеватели), и бог Даган. В 24 в. до н. э., во времена Аккадского царства (см. Аккад), И. находился под властью местных правителей. В кон. 3-го тыс. до н. э. И. входил в состав месопотамского царства III династии Ура. Возвышение небольшого города И. относится к последним годам существования III династии Ура, когда царство под напором эламитов и амореев распалось на части. Выходец из Мари, военачальник Ишби-Эрра, по приказу царя Ибби-Суэна добыл зерно для голодающей столицы, но в трудных воен. условиях не смог доставить его в Ур и собрал все запасы в И., поставив условием доставки предоставление 600 барж, что оказалось совершенно невозможно. В результате Ишби-Эрра, отложившись от сюзерена, сделал столицей самостоят. царства И., принял титул «царя Шумера и Аккада» и основал I династию Исина, которая правила с 2017 по 1794 и насчитывала 15 правителей.
Территория этого царства в период расцвета простиралась от Эреду на юге до Сиппара на севере. В расчёте на поддержку в борьбе с наступавшими эламитами цари И. укрепляли дипломатич. и экономич. связи с осевшими на землях Месопотамии вождями и знатью аморейских племён, посылая им богатые дары. Цари И. обожествлялись (соответствующий обряд происходил в Ниппуре). Сохранились религ. гимны: напр., 3-й царь И. – Иддин-Даган (1974–1954) стал героем гимна в честь священного бракосочетания с богиней Инанной, 4-й царь – Ишме-Даган (1953–1935) – героем ритуального гимна в честь «возведения колесницы Энлиля», 7-й царь – Бур-Син (1895–1874) – прославлен в хвалебном гимне, дарующем ему власть от лица Энлиля. Дочери царей И. были верховными жрицами в Уре. При I династии Исина в осн. сохранялись традиции и порядки, как при III династии Ура, но нерентабельное царское хозяйство уступило место общинно-частному сектору, восстановилась экономич. самостоятельность храмов, развернулась торговля. 5-й правитель I династии Исина – Липит-Иштар (1934–1924) создал свод законов (на шумерском яз.), от которого сохранились пролог, эпилог и ок. 43 статей, касавшихся частичного освобождения от долгов, сокращения сроков некоторых повинностей, вопросов аренды и оплаты наёмного труда, семейного и наследственного права, ряда уголовных преступлений.
В это время у И. появился сильный соперник – гос-во Ларса, правители которого сначала отвоевали г. Ур, затем с переменным успехом вели с И. борьбу за г. Ниппур и в нач. 18 в. до н. э. покорили сам И. В свою очередь, после победы над Ларсой в 1763 царь Вавилона Хаммурапи включил И. в состав своего царства, в котором он оставался и при касситской династии (16–12 вв. до н. э.). В кон. 13 в. до н. э. И. был основательно разрушен из-за вторжения в Вавилонию эламитов.
Второе возвышение И. связано с крушением касситской династии в 12 в. до н. э. под натиском Элама, вследствие чего И. обрёл независимость и в нём воцарилась II династия (1150–1027), насчитывавшая 11 правителей, из которых самым выдающимся был Навуходоносор I. При II династии Исина были достигнуты существенные успехи в борьбе с Ассирией и Эламом, но вскоре воен. победы ассирийцев, а затем вторжения арамеев и халдеев свели на нет внешнеполитич. усилия И. Сведения об И. 1-го тыс. до н. э. крайне малочисленны и фрагментарны.
Руины И. стали объектом археологич. изучения с 1973. Раскопки осуществлялись нем. археологич. экспедицией под рук. Б. Хруды. Были открыты памятники старовавилонского и касситского периодов: храм богини Гулы, святилище Нинурты, закладные кирпичи с именами царей, керамика, кожевенная мастерская, большое количество адм.-хозяйств. документов (напр., при раскопках упомянутой кожевенной мастерской был обнаружен архив из 920 документов кон. 21 – нач. 20 вв. до н. э.).