Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ИСИ́Н

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 11. Москва, 2008, стр. 717

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С. С. Соловьёва

ИСИ́Н, Ис­син (ны­не Ишан-эль-Бах­рия, Ирак), древ­ний го­род в Юж. Ме­со­по­та­мии на од­ном из ру­ка­вов р. Ев­фрат (в 20 км к югу от Нип­пу­ра), сто­ли­ца цар­ст­ва на тер­ри­то­рии Ср. и Юж. Ме­со­по­та­мии при I и II ди­на­сти­ях Иси­на. По­кро­ви­те­ля­ми И. счи­та­лись бо­ги­ня Нин-И(н)си­на («гос­по­жа Иси­на»), ме­ст­ная ипо­стась бо­ги­ни-вра­че­ва­тель­ни­цы Гу­лы (ле­ка­ри из И. бы­ли из­вест­ны как ис­кус­ные вра­че­ва­те­ли), и бог Да­ган. В 24 в. до н. э., во вре­ме­на Ак­кад­ско­го цар­ст­ва (см. Ак­кад), И. на­хо­дил­ся под вла­стью ме­ст­ных пра­ви­те­лей. В кон. 3-го тыс. до н. э. И. вхо­дил в со­став ме­со­по­там­ско­го цар­ст­ва III ди­на­стии Ура. Воз­вы­ше­ние не­боль­шо­го го­ро­да И. от­но­сит­ся к по­след­ним го­дам су­ще­ст­во­ва­ния III ди­на­стии Ура, ко­гда цар­ст­во под на­по­ром эла­ми­тов и амо­ре­ев рас­па­лось на час­ти. Вы­хо­дец из Ма­ри, вое­на­чаль­ник Иш­би-Эр­ра, по при­ка­зу ца­ря Иб­би-Су­эна до­был зер­но для го­ло­даю­щей сто­ли­цы, но в труд­ных во­ен. ус­ло­ви­ях не смог до­ста­вить его в Ур и со­брал все за­па­сы в И., по­ста­вив ус­ло­ви­ем дос­тав­ки пре­до­став­ле­ние 600 барж, что ока­за­лось со­вер­шен­но не­воз­мож­но. В ре­зуль­та­те Иш­би-Эр­ра, от­ло­жив­шись от сю­зе­ре­на, сде­лал сто­ли­цей са­мо­сто­ят. цар­ст­ва И., при­нял ти­тул «ца­ря Шу­ме­ра и Ак­ка­да» и ос­но­вал I ди­на­стию Иси­на, ко­то­рая пра­ви­ла с 2017 по 1794 и на­счи­ты­ва­ла 15 пра­ви­те­лей.

Тер­ри­то­рия это­го цар­ст­ва в пе­ри­од рас­цве­та про­сти­ра­лась от Эре­ду на юге до Сип­па­ра на се­ве­ре. В рас­чё­те на под­держ­ку в борь­бе с на­сту­пав­ши­ми эла­ми­та­ми ца­ри И. ук­ре­п­ля­ли ди­пло­ма­тич. и эко­но­мич. свя­зи с осев­ши­ми на зем­лях Ме­со­по­та­мии во­ж­дя­ми и зна­тью амо­рей­ских пле­мён, по­сы­лая им бо­га­тые да­ры. Ца­ри И. обо­же­ст­в­ля­лись (со­от­вет­ст­вую­щий об­ряд про­ис­хо­дил в Нип­пу­ре). Со­хра­ни­лись ре­лиг. гим­ны: напр., 3-й царь И. – Ид­дин-Да­ган (1974–1954) стал ге­ро­ем гим­на в честь свя­щен­но­го бра­ко­со­че­та­ния с бо­ги­ней Инан­ной, 4-й царь – Иш­ме-Да­ган (1953–1935) – ге­ро­ем ри­ту­аль­но­го гим­на в честь «воз­ве­де­ния ко­лес­ни­цы Эн­ли­ля», 7-й царь – Бур-Син (1895–1874) – про­слав­лен в хва­леб­ном гим­не, да­рую­щем ему власть от ли­ца Эн­ли­ля. До­че­ри ца­рей И. бы­ли вер­хов­ны­ми жри­ца­ми в Уре. При I ди­на­стии Иси­на в осн. со­хра­ня­лись тра­ди­ции и по­ряд­ки, как при III ди­на­стии Ура, но не­рен­та­бель­ное цар­ское хо­зяй­ст­во ус­ту­пи­ло ме­сто об­щин­но-ча­ст­но­му сек­то­ру, вос­ста­но­ви­лась эко­но­мич. са­мо­стоя­тель­ность хра­мов, раз­вер­ну­лась тор­гов­ля. 5-й пра­ви­тель I ди­на­стии Иси­на – Ли­пит-Иш­тар (1934–1924) соз­дал свод за­ко­нов (на шу­мер­ском яз.), от ко­то­ро­го со­хра­ни­лись про­лог, эпи­лог и ок. 43 ста­тей, ка­сав­ших­ся час­тич­но­го ос­во­бо­ж­де­ния от дол­гов, со­кра­ще­ния сро­ков не­ко­то­рых по­вин­но­стей, во­про­сов арен­ды и оп­ла­ты на­ём­но­го тру­да, се­мей­но­го и на­след­ст­вен­но­го пра­ва, ря­да уго­лов­ных пре­сту­п­ле­ний.

В это вре­мя у И. поя­вил­ся силь­ный со­пер­ник – гос-во Лар­са, пра­ви­те­ли ко­то­ро­го сна­ча­ла от­вое­ва­ли г. Ур, за­тем с пе­ре­мен­ным ус­пе­хом ве­ли с И. борь­бу за г. Нип­пур и в нач. 18 в. до н. э. по­ко­ри­ли сам И. В свою оче­редь, по­сле по­бе­ды над Лар­сой в 1763 царь Ва­ви­ло­на Хам­му­ра­пи вклю­чил И. в со­став сво­его цар­ст­ва, в ко­то­ром он ос­та­вал­ся и при кас­сит­ской ди­на­стии (16–12 вв. до н. э.). В кон. 13 в. до н. э. И. был ос­но­ва­тель­но раз­ру­шен из-за втор­же­ния в Ва­ви­ло­нию эла­ми­тов.

Вто­рое воз­вы­ше­ние И. свя­за­но с кру­ше­ни­ем кас­сит­ской ди­на­стии в 12 в. до н. э. под на­тис­ком Эла­ма, вслед­ст­вие че­го И. об­рёл не­за­ви­си­мость и в нём во­ца­ри­лась II ди­на­стия (1150–1027), на­счи­ты­вав­шая 11 пра­ви­те­лей, из ко­то­рых са­мым вы­даю­щим­ся был На­ву­хо­до­но­сор I. При II ди­на­стии Иси­на бы­ли дос­тиг­ну­ты су­ще­ст­вен­ные ус­пе­хи в борь­бе с Ас­си­ри­ей и Эла­мом, но вско­ре во­ен. по­бе­ды ас­си­рий­цев, а за­тем втор­же­ния ара­ме­ев и хал­де­ев све­ли на нет внеш­непо­ли­тич. уси­лия И. Све­де­ния об И. 1-го тыс. до н. э. край­не ма­ло­чис­лен­ны и фраг­мен­тар­ны.

Руи­ны И. ста­ли объ­ек­том ар­хео­ло­гич. изу­че­ния с 1973. Рас­коп­ки осу­ще­ст­в­ля­лись нем. ар­хео­ло­гич. экс­пе­ди­ци­ей под рук. Б. Хру­ды. Бы­ли от­кры­ты па­мят­ни­ки ста­ро­ва­ви­лон­ско­го и кас­сит­ско­го пе­рио­дов: храм бо­ги­ни Гу­лы, свя­ти­ли­ще Ни­нур­ты, за­клад­ные кир­пи­чи с име­на­ми ца­рей, ке­ра­ми­ка, ко­же­вен­ная мас­тер­ская, боль­шое ко­ли­че­ст­во адм.-хо­зяйств. до­ку­мен­тов (напр., при рас­коп­ках упо­мя­ну­той ко­же­вен­ной мас­тер­ской был об­на­ру­жен ар­хив из 920 до­ку­мен­тов кон. 21 – нач. 20 вв. до н. э.).

Лит.: Kraus F. R. Isin und Nippur nach alt­babylonischen Rechtsurkunden // Journal of Cu­neiform Studies. 1951. № 3; За­ко­ны Ва­ви­ло­нии, Ас­си­рии и Хетт­ско­го цар­ст­ва / Пер. и ком­мент. И. М. Дья­ко­но­ва // Вест­ник древ­ней ис­то­рии. 1952. № 3; Römer W. H. Ph. Su­merische Königshymnen der Isin-Zeit. Leiden, 1965; Reisman D. Iddin-Dagan’s Sacred Mar­riage Hymn // Journal of Cuneiform Studies, 1973. № 25; Hrouda B. Isin-Iša̅n Bahriyät // Bayerische Akademie der Wissenschaften. Phi­losophisch-historische Klasse. Abhand­lungen. N. F., 1977. Tl 1. H. 79. 1981. Tl 2. H. 87. 1992. Tl 4. H. 105; Ferwerda G. A. Contribu­tion to the early Isin craft archive. Leiden, 1985; Mie­roop van de M. Crafts in the early Isin period. Leuven, 1987; Ко­зы­ре­ва Н. В. Амо­реи в го­ро­дах Исин и Эш­нун­на // Вест­ник древ­ней ис­то­рии. 2001. № 3.

Вернуться к началу