А́НДАЛУС
-
Рубрика: Всемирная история
-
Скопировать библиографическую ссылку:
А́НДАЛУС (аль-Андалус), историч. область на юге Пиренейского п-ова, центр испано-араб. культуры и государственности. Название (от араб. «биляд аль-вандалус» – страна вандалов) возникло в ходе завоевания полуострова арабами в 711–714. Время существования А. (711–1492) признаётся арабами золотым веком их истории. Отсюда они угрожали до 10 в. Франции и Италии, периодически подчиняя небольшие христианские государства на севере полуострова. Осн. его часть стала провинцией Халифата, присоединённой как силой оружия, так и мирным путём (в силу соглашения с местными вождями, которым гарантировалось сохранение их собственности, прежних порядков управления и исповедание христианства при согласии признать власть халифа и платить ему подати). Постепенно население усваивало араб. язык и культуру, а также ислам, хотя арабы их не навязывали. Они считали христиан и иудеев «людьми Писания» («ахль аль-китаб»), взимая с них лишь дополнит. подать (джизия). Веротерпимость арабов способствовала активному участию «людей Писания» в экономич. и культурной жизни А. Сохраняя свою религию, христиане говорили и одевались по-арабски и становились мосарабами (от араб. «мустаараб» – арабизированный). В то же время их язык (романсе) знали мн. арабы, особенно судьи и священнослужители. Мосарабы свободно общались с единоверцами на севере, но их доля в составе населения А. снизилась в 10–11 вв. в результате исламизации или переселения на север (с 60% до 20% жителей). Многие иудеи А. также переходили в ислам, а в быту обычно говорили по-арабски.
История А. делится на неск. периодов: пребывание в составе единого Халифата (711–756), Кордовского эмирата (756–929), Кордовского халифата (929–1031); эпоха «удельных князей» (араб. «мулюк ат-таваиф») в 1031–91; правление берберских династий Альморавидов и Альмохадов (с кон. 11 в. до нач. 13 в.) и правление эмиров Гранады (30-е гг. 13 в. – 1492). Периоды эмирата и халифата в Кордове – время политич. и экономич. расцвета А., наибольших его успехов в борьбе с христианами севера и конкурентами в Магрибе, часть которого была подчинена А. К периоду «мулюк ат-таваиф» относится особый взлёт культуры и искусства, утончённой роскоши и блеска соперничавших княжеств А. При берберских правителях А. стал своего рода «цивилизатором» слившегося с ним Магриба, а Гранадский эмират был уже последним бастионом А., сыгравшим тем не менее значит. роль в передаче его наследия странам Европы.
Оставаясь частью арабо-мусульманской культуры, культура А. в то же время имела свою специфику и сыграла вполне самостоят. роль, особенно в 11–15 вв., когда Арабский Восток переживал длительный период политич. и духовного упадка. Взаимодействие и взаимопроникновение в А. разл. культур, духовных веяний и этносов [арабов, берберов, евреев, «франков», славян (араб. «сакалиба»), местных иберийцев, вестготов и др.] привели к образованию блестящей синкретич. цивилизации, давшей высокие образцы развития наук и искусств. Её значение для Магриба и Юж. Европы столь же велико, как и роль Византии для Вост. Европы. Весь запад и частично восток Средиземноморья испытали влияние языка, литературы, фольклора, музыки, архитектуры, искусства, ремёсел, кулинарии, быта и нравов А. В арабо-мусульм. мире и за его пределами известны имена арабо-андалусских поэтов Ибн Хани и Ибн Абд Раббихи, Ибн Шухайда и Ибн Зайдуна, Ибн Зухра и Ибн Кузмана, мыслителей Ибн Рушда и Ибн Туфайля, писателей и философов Ибн Хазма, Ибн аль-Араби и Бен Маймуна (Маймонида), географов и путешественников аль-Бакри и Ибн Джубайра, историков Рази, Ибн Хайана и Ибн аль-Хатиба, ботаника Ибн Байтара, астрономов аз-Заркали и аль-Битруджи, врача аль-Гафеки, а также мн. других.