Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

А́НДАЛУС

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 1. Москва, 2005, стр. 710

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Р. Г. Ланда
Андалус. Фронтиспис Коранаиз Валенсии. 1128.

А́НДАЛУС (аль-Ан­да­лус), ис­то­рич. об­ласть на юге Пи­ре­ней­ско­го п-ова, центр ис­па­но-араб. куль­ту­ры и го­су­дар­ст­вен­но­сти. На­зва­ние (от араб. «би­ляд аль-ван­да­лус» – стра­на ван­да­лов) воз­ник­ло в хо­де за­вое­ва­ния по­лу­ост­ро­ва ара­ба­ми в 711–714. Вре­мя су­ще­ст­во­ва­ния А. (711–1492) при­зна­ёт­ся ара­ба­ми зо­ло­тым ве­ком их ис­то­рии. От­сю­да они уг­ро­жа­ли до 10 в. Фран­ции и Ита­лии, пе­рио­ди­че­ски под­чи­няя не­боль­шие хри­сти­ан­ские го­су­дар­ст­ва на се­ве­ре по­лу­ост­ро­ва. Осн. его часть ста­ла про­вин­ци­ей Ха­ли­фа­та, при­сое­ди­нён­ной как си­лой ору­жия, так и мир­ным пу­тём (в си­лу со­гла­ше­ния с ме­ст­ны­ми во­ж­дя­ми, ко­то­рым га­ран­ти­ро­ва­лось со­хра­не­ние их соб­ст­вен­но­сти, преж­них по­ряд­ков управ­ле­ния и ис­по­ве­да­ние хри­сти­ан­ст­ва при со­гла­сии при­знать власть ха­ли­фа и пла­тить ему по­да­ти). По­сте­пен­но на­се­ле­ние ус­ваи­ва­ло араб. язык и куль­ту­ру, а так­же ис­лам, хо­тя ара­бы их не на­вя­зы­ва­ли. Они счи­та­ли хри­сти­ан и иу­де­ев «людь­ми Пи­са­ния» («ахль аль-ки­таб»), взи­мая с них лишь до­пол­нит. по­дать (джи­зия). Ве­ро­тер­пи­мость ара­бов спо­соб­ст­во­ва­ла ак­тив­но­му уча­стию «лю­дей Пи­са­ния» в эко­но­мич. и куль­тур­ной жиз­ни А. Со­хра­няя свою ре­ли­гию, хри­стиа­не го­во­ри­ли и оде­ва­лись по-араб­ски и ста­но­ви­лись мо­са­ра­ба­ми (от араб. «мус­таа­раб» – ара­би­зи­ро­ван­ный). В то же вре­мя их язык (ро­ман­се) зна­ли мн. ара­бы, осо­бен­но су­дьи и свя­щен­но­слу­жи­те­ли. Мос­ара­бы сво­бод­но об­ща­лись с еди­но­вер­цами на се­ве­ре, но их до­ля в со­ста­ве насе­ле­ния А. сни­зи­лась в 10–11 вв. в ре­зуль­та­те ис­ла­ми­за­ции или пе­ре­се­ле­ния на се­вер (с 60% до 20% жи­те­лей). Мно­гие иудеи А. так­же пе­ре­хо­ди­ли в ис­лам, а в бы­ту обыч­но го­во­ри­ли по-араб­ски.

Андалус. Внутренний вид Кордовской мечети. 10 в.

Ис­то­рия А. де­лит­ся на неск. пе­рио­дов: пре­бы­ва­ние в со­ста­ве еди­но­го Ха­ли­фа­та (711–756), Кор­дов­ско­го эми­ра­та (756–929), Кор­дов­ско­го ха­ли­фа­та (929–1031); эпо­ха «удель­ных кня­зей» (араб. «му­люк ат-та­ва­иф») в 1031–91; прав­ле­ние бер­бер­ских ди­на­стий Аль­мора­ви­дов и Аль­мо­ха­дов (с кон. 11 в. до нач. 13 в.) и прав­ле­ние эми­ров Гра­на­ды (30-е гг. 13 в. – 1492). Пе­рио­ды эми­ра­та и ха­ли­фа­та в Кор­до­ве – вре­мя по­ли­тич. и эко­но­мич. рас­цве­та А., наи­боль­ших его ус­пе­хов в борь­бе с хри­стиа­на­ми се­ве­ра и кон­ку­рен­та­ми в Маг­ри­бе, часть ко­то­ро­го бы­ла под­чи­не­на А. К пе­рио­ду «му­люк ат-та­ва­иф» от­но­сит­ся осо­бый взлёт куль­ту­ры и ис­кус­ст­ва, утон­чён­ной рос­ко­ши и бле­ска со­пер­ни­чав­ших кня­жеств А. При бер­бер­ских пра­ви­те­лях А. стал сво­его ро­да «ци­ви­ли­за­то­ром» слив­ше­го­ся с ним Маг­ри­ба, а Гра­над­ский эми­рат был уже по­след­ним бас­тио­ном А., сыг­рав­шим тем не ме­нее зна­чит. роль в пе­ре­да­че его на­сле­дия стра­нам Ев­ро­пы.

Андалус. Элемент декора в Альгамбре. 13 в.
Андалус. Блюдо из Валенсии.

Ос­та­ва­ясь ча­стью ара­бо-му­суль­ман­ской куль­ту­ры, куль­ту­ра А. в то же вре­мя име­ла свою спе­ци­фи­ку и сыг­ра­ла впол­не са­мо­сто­ят. роль, осо­бен­но в 11–15 вв., ко­гда Араб­ский Вос­ток пе­режи­вал дли­тель­ный пе­ри­од по­ли­тич. и ду­хов­но­го упад­ка. Взаи­мо­дей­ст­вие и взаи­мо­про­ник­но­ве­ние в А. разл. куль­тур, ду­хов­ных вея­ний и эт­но­сов [ара­бов, бер­бе­ров, ев­ре­ев, «фран­ков», сла­вян (араб. «са­ка­ли­ба»), ме­ст­ных ибе­рий­цев, вест­го­тов и др.] при­ве­ли к об­ра­зо­ва­нию бле­стя­щей син­кре­тич. ци­ви­ли­за­ции, дав­шей вы­со­кие об­раз­цы раз­ви­тия на­ук и ис­кусств. Её зна­че­ние для Маг­ри­ба и Юж. Ев­ро­пы столь же ве­ли­ко, как и роль Ви­зан­тии для Вост. Ев­ро­пы. Весь за­пад и час­тич­но вос­ток Сре­ди­зем­но­мо­рья ис­пы­та­ли влия­ние язы­ка, ли­те­ра­ту­ры, фольк­ло­ра, му­зы­ки, ар­хи­тек­ту­ры, ис­кус­ст­ва, ре­мё­сел, ку­ли­на­рии, бы­та и нра­вов А. В ара­бо-му­сульм. ми­ре и за его пре­де­ла­ми из­вест­ны име­на ара­бо-ан­да­лус­ских по­этов Ибн Ха­ни и Ибн Абд Раб­би­хи, Ибн Шу­хай­да и Ибн Зай­ду­на, Ибн Зух­ра и Ибн Куз­ма­на, мыс­ли­те­лей Ибн Руш­да и Ибн Ту­фай­ля, пи­са­те­лей и фи­ло­со­фов Ибн Хаз­ма, Ибн аль-Ара­би и Бен Май­му­на (Май­мо­ни­да), гео­гра­фов и пу­те­ше­ст­вен­ни­ков аль-Бак­ри и Ибн Джу­бай­ра, ис­то­ри­ков Ра­зи, Ибн Хай­а­на и Ибн аль-Ха­тиба, бо­та­ни­ка Ибн Бай­та­ра, ас­тро­но­мов аз-Зар­ка­ли и аль-Бит­руд­жи, вра­ча аль-Га­фе­ки, а так­же мн. дру­гих.

Лит.: Уотт М., Ка­киа П. Му­суль­ман­ская Ис­па­ния. М., 1976; Guich­ard P. Al-An­dalus: 711–1492. Une his­toire de l’An­dal­ou­sie arabe. P., 2000.

Вернуться к началу