Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

АБСУ́РДА ТЕА́ТР

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 1. Москва, 2005, стр. 44

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Е. А. Дунаева

АБСУ́РДА ТЕА́ТР, со­во­куп­ность яв­ле­ний аван­гар­ди­ст­ской дра­ма­тур­гии и те­ат­ра 1950–60-х гг. Вклю­ча­ет пье­сы С. Бек­ке­та, Э. Ио­не­ско, А. Ада­мо­ва, Ф. Ар­ра­ба­ля, Ж. Во­тье, Ж. Же­не, Ж. Шеа­де, Р. де Обаль­диа, Ж. Тар­дье и др., а так­же спек­так­ли по ним. Впер­вые тер­мин упот­ре­бил англ. кри­тик М. Эсс­лин в 1962. Фи­ло­соф­ско-эс­те­тич. поч­вой для воз­ник­но­вения А. т. яви­лись ир­ра­цио­на­ли­стич. на­прав­ле­ния зап.-ев­роп. мыс­ли 20 в. – эк­зи­стен­циа­лизм Ж. П. Сар­тра, А. Ка­мю и пси­хо­ана­лиз З. Фрей­да, а так­же дра­ма­тур­гия и тео­ре­тич. ра­бо­ты А. Жар­ри, А. Ар­то и др. Ге­рой А. т. – во­пло­щение мас­со­во­го соз­на­ния, по­ро­ков тол­пы; он ски­та­ет­ся в ме­та­фи­зич. ни­ще­те, в эк­зи­стен­ци­аль­ном оди­но­че­ст­ве. В А. т. лю­ди жи­вут в ми­ре рас­пав­ших­ся свя­зей и ут­ра­тив­ших зна­че­ние слов. Дра­ма­тур­ги-аб­сур­ди­сты от­ка­за­лись от тра­диц. сю­же­та в поль­зу глу­бин­ной ме­та­фо­рич. сю­жет­но­сти. А. т. при­да­ёт боль­шое зна­че­ние не­вер­баль­ным эле­мен­там спек­так­ля – жес­ту, иг­ре ак­тё­ра, вы­ра­зит. ми­зан­сце­не. Ши­ро­кое при­зна­ние пье­сам аб­сур­ди­стов при­нес­ло их сце­нич. во­пло­ще­ние: «Лы­сая пе­ви­ца» Ио­не­ско в по­ста­нов­ке Н. Ба­тая; «Боль­шой и ма­лый ма­нёвр» и «Па­ро­дия» Ада­мо­ва (все – 1950) и «В ожи­да­нии Го­до» Бек­ке­та (1953) в по­ста­нов­ках Р. Бле­на; «Сра­жаю­щий­ся пер­со­наж» Во­тье (1956), «Но­со­рог» Ио­не­ско (1960), «Пу­те­ше­ст­вие» Шеа­де (1961), «О! Пре­крас­ные дни!» Бек­ке­та (1963) в по­ста­нов­ках Ж. Л. Бар­ро. В сер. 1960-х гг. влия­ние А. т. ис­пы­та­ли Х. Пин­тер, Э. Ол­би, С. Мро­жек, В. Га­вел, М. Ме­се­ли и др.

Изд.: Те­атр па­ра­док­са. М., 1991; Бек­кет С. Те­атр. М., 1999; Ио­не­ско Э. Но­со­рог. СПб., 1999; Же­не Ж. Стро­гий над­зор. М., 2000.

Лит.: Ionesco E. Notes et contre-notes. P., 1962; Бар­ро Ж. Л. Раз­мыш­ле­ния о те­ат­ре. М., 1963; Serreau G. Histoire du «nouveau théâtre». P., 1966; Как все­гда – об аван­гар­де: Ан­то­ло­гия фран­цуз­ско­го те­ат­раль­но­го аван­гар­да. М., 1992; Те­атр аб­сур­да. М., 1995.

Вернуться к началу