Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ШЛЕ́ГЕЛЬ АВГУСТ ВИЛЬГЕЛЬМ

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 35. Москва, 2017, стр. 51-52

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. М. Алпатов (языкознание), Т. В. Кудрявцева

ШЛЕ́ГЕЛЬ (Schlegel) Ав­густ Виль­гельм (8.9.1767, Ган­но­вер – 12.5.1845, Бонн), нем. пи­са­тель, фи­ло­лог. Пи­сал на нем., а так­же на франц. язы­ках. Брат Ф. Шле­ге­ля. Сын лю­те­ран­ско­го пас­то­ра, изу­чал клас­сич. фи­ло­ло­гию, фи­ло­со­фию и тео­ло­гию в Гёт­тин­ген­ском ун-те (1786–91), ув­ле­кал­ся др.-греч., лат., др.-нем. и др.-инд. ли­те­ра­ту­рой, ср.-век. про­ванс. по­эзи­ей. Один из ос­но­ва­те­лей жур­на­ла ро­ман­ти­ков «Athenäum» (1798–1800). Пре­по­да­вал в Гёт­тин­ген­ском (с 1784), Йен­ском (экс­т­ра­ор­ди­нар­ный проф. с 1798) и Бонн­ском (с 1818) ун-тах. По­клон­ник твор­че­ст­ва Ж. де Сталь, вос­пи­та­тель её де­тей (1804–17). Яр­кий пред­ста­ви­тель йен­ско­го ро­ман­тиз­ма, ис­пы­тал силь­ное влия­ние Г. А. Бюр­ге­ра, Ф. Шил­ле­ра, И. Г. Гер­де­ра. В лит. твор­че­ст­ве скло­нял­ся к стро­гим клас­сич. фор­мам (со­нет, эле­гия, тра­ге­дия и др.), на­пол­няя их но­вым ро­ман­тич. со­дер­жани­ем: дра­ма «Ион» («Ion», 1803); кн. «По­эти­че­ские со­чи­не­ния» («Poetische Werke», 1811) и др. В сво­их на­уч. ра­бо­тах дал сис­те­ма­ти­зир. из­ло­же­ние ис­то­ри­ко-ху­дож. кон­цеп­ции ро­ман­тиз­ма, от­стаи­вал ав­то­но­мию иск-ва, по­ня­тие ро­ман­тич. по­эзии как про­ти­во­по­лож­ной по ду­ху ан­тич­ной (или клас­си­че­ской): бер­лин­ский курс лек­ций «О дра­ма­ти­че­ском ис­кус­ст­ве и ли­те­ра­ту­ре» («Über dramatische Kunst und Litteratur», Bd 1–3, изд. в 1809–11, сокр. рус. пер. 1967). Ав­тор пе­ре­во­дов со­чи­не­ний У. Шек­спи­ра, П. Каль­де­ро­на де ла Бар­ки, Ф. Пет­рар­ки и др., ис­сле­до­ва­ний по сти­хо­ве­де­нию, тео­рии пе­ре­во­да.

В об­лас­ти язы­ко­зна­ния вме­сте с Ф. Шле­ге­лем и К. В. фон Гум­больд­том стал ос­но­во­по­лож­ни­ком ти­по­ло­гии лин­гвис­ти­че­ской. В кн. «За­мет­ки о про­ван­саль­ском язы­ке и ли­те­ра­ту­ре» («Observations sur la langue et la littérature provençales», 1818) раз­вил пред­ло­жен­ную Ф. Шле­ге­лем клас­си­фи­ка­цию язы­ков, вы­де­лив не два, а три клас­са: флек­тив­ные, аф­фик­си­рую­щие и аморф­ные язы­ки (2 по­след­них клас­са за­тем бы­ли др. ис­сле­до­ва­те­ля­ми пе­ре­име­но­ва­ны в агг­лю­ти­на­тив­ные и изо­ли­рую­щие). В свою оче­редь сре­ди флек­тив­ных язы­ков вы­де­лил син­те­ти­че­ские и ана­лити­че­ские. Так­же за­ни­мал­ся изу­че­ни­ем сан­ск­ри­та.

Соч.: [В кн.:] Ис­то­рия эс­те­ти­ки. М., 1967. Т. 3; Sämtliche Werke. Hildesheim, 1971–1972. Bd 1–16.

Лит.: Schenk-Lenzen U. Das ungleiche Ver­hältnis von Kunst und Kritik: Zur Lite­ra­tur­kritik A. W. Schlegels. Würzburg, 1991; Der Europäer A. W. Schlegel. Romantischer Kul­turtransfer – romantische Wissenswelten. B., 2010.

Вернуться к началу