Э́ВОЛА (Еvоlа) Юлиус (наст. имя Джулио Чезаре Андреа) (19.5.1898, Рим – 11.6.1974, там же), итал. мыслитель и публицист, идеолог «интегрального» традиционализма. Во время 1-й мировой войны офицер-артиллерист. В своей поэзии и живописи в «артистич. период» 1915–23 примыкал к футуризму, затем дадаизму («Абстрактное искусство», 1920, рус. пер. 2012). В дальнейшем, обратившись к философии, испытал влияние Ф. Ницше (концепция «сверхчеловека»), О. Шпенглера и особенно Р. Генона, его учения об изначальной Традиции, укоренённой в трансцендентном, с жёстким разделением сакрального и профанного, внутр. самоограничением и духовной дисциплиной. С практич. аспектами реализации идеала «абсолютного индивида» связано обращение Э. к вост. эзотерич. учениям (даосизм, тантризм, герметизм, алхимия): соч. «Человек как возможность» («L’uomo come potenza», 1926), «Герметическая традиция» (1931, рус. пер. 2010). В русле идей Генона написаны работы «Языческий империализм» («Imperialismo pagano», 1928, рус. пер. 1992) и «Восстание против современного мира» («Rivolta contro il mondo moderno», 1934, рус. пер. 2016) с резкой критикой совр. цивилизации как последней стадии отпадения от Традиции («железный век», или инд. «калиюга»).
Усматривая первоначально в фашизме силу, способную восстановить Традицию на Западе, Э., однако, «тоталитарному гос-ву» с его «плебисцитарной демократией» противопоставлял «органическое гос-во» с элитой, опирающейся на духовный авторитет (аристократич. принципы «верности и чести»), а в понятии «расы», в отличие от его чисто «биологического» толкования, акцентировал элемент духовной установки (раса как культурный тип: «Синтез расовой доктрины» – «Sintesi di dottrina della razza», 1941). Не будучи членом фашистской партии, публиковался в офиц. органах фашистского режима, был в тесных контактах с представителями «консервативной революции» в Германии и рум. «Железной гвардией».
В послевоенных работах «Люди и руины» («Gli uomini e le rovine», 1953, рус. пер. 2002), «Оседлать тигра» («Cavalcare la tigre», 1961, рус. пер. 2005) и др. содержался обращённый к суверенной личности план политич. противостояния клонящейся к упадку совр. цивилизации.
Идеи Э. получили популярность после молодёжных выступлений 1968–69, стали одним из источников идеологии «новых правых».