Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

Э́ВОЛА

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 35. Москва, 2017, стр. 207-208

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Э́ВОЛА (Еvоlа) Юли­ус (наст. имя Джу­лио Че­за­ре Ан­д­реа) (19.5.1898, Рим – 11.6.1974, там же), итал. мыс­ли­тель и пуб­ли­цист, идео­лог «ин­те­граль­но­го» тра­ди­цио­на­лиз­ма. Во вре­мя 1-й ми­ро­вой вой­ны офи­цер-ар­тил­ле­рист. В сво­ей по­эзии и жи­во­пи­си в «ар­ти­стич. пе­ри­од» 1915–23 при­мы­кал к фу­ту­риз­му, за­тем да­да­из­му («Аб­ст­ракт­ное ис­кус­ст­во», 1920, рус. пер. 2012). В даль­ней­шем, об­ра­тив­шись к фи­ло­со­фии, ис­пы­тал влия­ние Ф. Ниц­ше (кон­цеп­ция «сверх­че­ло­ве­ка»), О. Шпенг­ле­ра и осо­бен­но Р. Ге­но­на, его уче­ния об из­на­чаль­ной Тра­ди­ции, уко­ре­нён­ной в транс­цен­дент­ном, с жё­ст­ким раз­де­ле­ни­ем са­краль­но­го и про­фан­но­го, внутр. са­мо­ог­ра­ни­че­ни­ем и ду­хов­ной дис­ци­п­ли­ной. С прак­тич. ас­пек­та­ми реа­ли­за­ции идеа­ла «аб­со­лют­но­го ин­ди­ви­да» свя­за­но об­ра­ще­ние Э. к вост. эзо­те­рич. уче­ни­ям (дао­сизм, тан­тризм, гер­ме­тизм, ал­хи­мия): соч. «Че­ло­век как воз­мож­ность» («L’uomo come potenza», 1926), «Гер­ме­ти­че­ская тра­ди­ция» (1931, рус. пер. 2010). В рус­ле идей Ге­но­на на­пи­са­ны ра­бо­ты «Язы­че­ский им­пе­риа­лизм» («Imperialismo pagano», 1928, рус. пер. 1992) и «Вос­ста­ние про­тив со­вре­мен­но­го ми­ра» («Rivolta contro il mondo moderno», 1934, рус. пер. 2016) с рез­кой кри­ти­кой совр. ци­ви­ли­за­ции как по­след­ней ста­дии от­па­де­ния от Тра­ди­ции («же­лез­ный век», или инд. «ка­лию­га»).

Ус­мат­ри­вая пер­во­на­чаль­но в фа­шиз­ме си­лу, спо­соб­ную вос­ста­но­вить Тра­ди­цию на За­па­де, Э., од­на­ко, «то­та­ли­тар­но­му гос-ву» с его «пле­бис­ци­тар­ной де­мо­крати­ей» про­ти­во­пос­тав­лял «ор­га­ни­че­ское гос-во» с эли­той, опи­раю­щей­ся на ду­хов­ный ав­то­ри­тет (ари­сто­кра­тич. прин­ци­пы «вер­но­сти и чес­ти»), а в по­ня­тии «ра­сы», в от­ли­чие от его чис­то «био­ло­гиче­ско­го» тол­ко­ва­ния, ак­цен­ти­ро­вал эле­мент ду­хов­ной ус­та­нов­ки (ра­са как куль­тур­ный тип: «Син­тез ра­со­вой док­три­ны» – «Sintesi di dottrina della raz­za», 1941). Не бу­ду­чи чле­ном фа­ши­ст­ской пар­тии, пуб­ли­ко­вал­ся в офиц. ор­га­нах фа­ши­стс­ко­го ре­жи­ма, был в тес­ных кон­так­тах с пред­ста­ви­те­ля­ми «кон­сер­ва­тив­ной ре­во­лю­ции» в Гер­ма­нии и рум. «Же­лез­ной гвар­ди­ей».

В по­сле­во­ен­ных ра­бо­тах «Лю­ди и руи­ны» («Gli uomini e le rovine», 1953, рус. пер. 2002), «Осед­лать ти­гра» («Ca­valcare la tigre», 1961, рус. пер. 2005) и др. со­дер­жал­ся об­ра­щён­ный к су­ве­рен­ной лич­но­сти план по­ли­тич. про­ти­во­стоя­ния кло­ня­щей­ся к упад­ку совр. ци­ви­ли­за­ции.

Идеи Э. по­лу­чи­ли по­пу­ляр­ность по­сле мо­ло­дёж­ных вы­сту­п­ле­ний 1968–69, ста­ли од­ним из ис­точ­ни­ков идео­ло­гии «но­вых пра­вых».

Соч.: Saggi sull’idealismo magico. Roma, 1925; Teoria dell’individuo assoluto. Torino, 1927; Fenomenologia dell’individuo assoluto. Tori­no, 1930; Maschera e volto dello spiri­tua­lismo contemporaneo: Analisi critica delle principali correnti moderne verso il sopran­naturale. To­rino, 1932; Il mito del sangue. Mil., 1937; Lo yoga della potenza. Torino, 1949; Il cam­mino del cinabro. Mil., 1963; Il taoismo. Roma, 1972; Ricognizioni. Uomini e problemi. Roma, 1974; Ме­та­фи­зи­ка по­ла. М., 1996; «Ра­бо­чий» в твор­че­ст­ве Э. Юн­ге­ра. СПб., 2005; Лю­ди и руи­ны. Кри­ти­ка фа­шиз­ма: взгляд спра­ва. М., 2007; Ме­та­фи­зи­ка вой­ны. Там­бов, 2008; Лук и бу­ла­ва. СПб., 2009; Тра­ди­ция и Ев­ро­па. Там­бов, 2009; Им­пе­рия Солн­ца. Там­бов, 2010; Мис­те­рия Граа­ля. Во­ро­неж, 2013; Уче­ние о про­бу­ж­де­нии: очерк буд­дий­ской ас­ке­зы. СПб., 2016.

Лит.: Veneziani M. Evola tra filosofia e tra­dizione. Roma, 1984; Di Vona P. Evola e Guénon: tradizione e civilità. Napoli, 1985; Cassata Fr. A destra del fascismo: profilo po­litico di J. Evola. Torino, 2003; Хан­сен Х. Т. По­ли­ти­че­ские уст­рем­ле­ния Ю. Эво­лы. М.; Во­ро­неж, 2010.

Вернуться к началу