Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

УНИВЕРСИТЕ́Т

  • рубрика

    Рубрика: Образование

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 33. Москва, 2017, стр. 41-42

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. В. Рандин

УНИВЕРСИТЕ́Т (от лат. universitas – це­лость, со­во­куп­ность, общ­ность), выс­шее мно­го­про­филь­ное учеб­но-на­уч­ное уч­ре­ж­де­ние. У. поя­ви­лись в ср.-век. Ев­ро­пе. Тер­мин «У.» пер­во­на­чаль­но обо­зна­чал меж­на­цио­наль­ную кор­по­ра­цию пре­по­да­ва­те­лей (ма­ги­ст­ров, про­фес­со­ров) и сту­ден­тов (схо­ла­ров), объ­е­ди­няв­ших­ся в ин­те­ре­сах про­све­ще­ния и раз­ви­тия ис­тин­но­го и еди­но­го хри­сти­ан­ско­го зна­ния. Выс­шие цер­ков­ные и свет­ские (им­пе­ра­тор­ская или ко­ро­лев­ская) вла­сти на­де­ля­ли У. при­ви­ле­гия­ми: са­мо­управ­ле­ни­ем на ос­но­ве ста­ту­тов, рек­тор­ской юрис­дик­ци­ей, ос­во­бо­ж­де­ни­ем от на­ло­гов, га­ран­тия­ми лич­ной безо­пас­но­сти. Гл. при­ви­ле­ги­ей У. счи­та­лось пра­во при­су­ж­де­ния учё­ных сте­пе­ней, имев­ших об­ще­ев­ро­пей­ское при­зна­ние. Этим У., на­зы­вав­шие­ся так­же «ге­не­раль­ны­ми шко­ла­ми» (studia generalia), от­ли­ча­лись от ме­ст­ных («пар­ти­ку­ляр­ных») школ по­вы­шен­но­го уров­ня (мо­на­стыр­ских и со­бор­ных).

У. воз­глав­лял рек­тор, при нём со­стоя­ли на­блю­дат. и учё­ный со­ве­ты. Ин­те­ре­сы Церк­ви пред­став­лял канц­лер, ут­вер­ждав­ший по­ста­нов­ле­ния о при­су­ж­де­нии учё­ных сте­пе­ней и вер­дик­ты рек­тор­ско­го су­да. За­чис­ле­ние в сту­ден­ты по прин­ци­пу со­от­вет­ст­вия об­ра­зо­ват. тре­бо­ва­ни­ям от­ли­ча­ло У. от др. ср.-век. го­род­ских кор­по­ра­ций, при приё­ме в ко­то­рые ре­шаю­щую роль иг­ра­ло со­ци­аль­ное про­ис­хо­ж­де­ние. Внут­ри У. ос­лаб­ля­лось раз­ли­чие ме­ж­ду ду­хо­вен­ст­вом и ми­ря­на­ми, по­ня­тие «кли­рик» от­но­си­лось ко вся­ко­му об­ра­зо­ван­но­му че­ло­ве­ку.

Пер­вые ср.-век. У. – Бо­лон­ский уни­вер­си­тет, Окс­форд­ский уни­вер­си­тет, Кем­бридж­ский уни­вер­си­тет, Па­риж­ский У. (см. Сор­бон­на) – воз­ник­ли в 11–13 вв. Здесь бы­ли сфор­му­ли­ро­ва­ны осн. идеи ака­де­мич. ав­то­но­мии, вы­ра­бо­та­ны мн. про­це­ду­ры внутр. жиз­ни. В не­ко­то­рых У. пра­во из­бра­ния про­фес­со­ров пе­ре­шло (с 14 в.) к го­ро­ду, ко­то­рый от­кры­вал оп­ла­чи­вае­мые ка­фед­ры. Та­кие го­ро­да, как Окс­форд и Кем­бридж, по­сте­пен­но ут­ра­ти­ли са­мо­сто­ят. роль и ста­ли фак­тич. при­дат­ком со­от­вет­ст­вую­ще­го У. В 13–16 вв. У. соз­да­ва­лись це­лена­прав­лен­но при ак­тив­ном уча­стии Церк­ви и го­су­дар­ст­ва: Не­апо­ли­тан­ский уни­вер­си­тет, Се­виль­ский У. (Ис­па­ния), Лис­са­бон­ский уни­вер­си­тет. Пол­ным счи­тал­ся У. с 4 фа­куль­те­та­ми (ар­ти­сти­че­ский, юри­ди­че­ский, мед. и тео­ло­ги­че­ский). Су­ще­ст­во­ва­ла тра­диц. ие­рар­хия фа­куль­те­тов с при­ори­тет­ным по­ло­же­ни­ем тео­ло­ги­че­ско­го, за ним сле­до­ва­ли юри­ди­чес­кий, мед. и ар­ти­сти­че­ский, что со­от­вет­ст­во­ва­ло зна­чи­мо­сти со­от­вет­ст­вую­щих от­рас­лей зна­ния в об­ще­ст­ве. Рас­про­стра­нён­ное пред­став­ле­ние об ар­ти­стич. ф-те как о под­го­то­ви­тель­ном для по­сту­п­ле­ния на др. фа­куль­те­ты не впол­не вер­но, ста­ту­ты У. это­го не пред­пи­сы­ва­ли, хо­тя по­доб­ная тра­ди­ция и су­ще­ст­во­ва­ла. Осн. фор­ма­ми обу­че­ния бы­ли лек­ция (чте­ние кни­ги из­бран­но­го ав­то­ра и ком­мен­та­рий с це­лью ус­вое­ния скры­то­го смыс­ла), её раз­но­вид­ность – кве­стия (про­блем­ное из­ло­же­ние че­рез рас­смот­ре­ние ва­ри­ан­тов от­ве­тов на по­став­лен­ный во­прос) и дис­пут.

В хо­де Ре­фор­ма­ции и Контр­ре­фор­ма­ции У. бы­ли ре­ор­га­ни­зо­ва­ны по тер­ри­то­ри­аль­но-кон­фес­сио­наль­но­му при­зна­ку. В про­тес­тант­ских У. на­чал­ся су­ще­ст­вен­ный пе­ре­смотр кон­цеп­ции об­ра­зо­ва­ния. Ме­сто схо­ла­сти­ки за­ня­ли ак­ту­аль­ные фи­лос. на­прав­ле­ния, по­лу­чи­ли раз­ви­тие ес­теств. нау­ки, ос­но­вы­вав­шие­ся на опыт­ном ис­сле­до­ва­нии. При У. соз­да­ва­лись кли­нич. па­ла­ты, ана­то­мич. те­ат­ры, бо­та­нич. са­ды и др.

В 19 в. брит. У., со­хра­няв­шие чер­ты ср.-век. кор­по­ра­тив­но­сти, про­воз­гла­ша­ли как свою осн. цель «об­ра­зо­ва­ние джент­ль­ме­на». Во Фран­ции У. пре­вра­ти­лись в гос. за­кры­тые проф. шко­лы. Но­вую мо­дель ор­га­ни­за­ции выс­ше­го об­ра­зо­ва­ния пред­ла­гал Бер­лин­ский уни­вер­си­тет Гум­больд­та. Гл. цель об­ра­зо­ва­ния – со­вер­шен­ст­во­ва­ние лич­но­сти – рас­смат­ри­ва­лась ре­аль­но дос­ти­жи­мой лишь при уча­стии в на­уч. по­зна­нии, ор­га­нич­но вклю­чён­ном в обу­че­ние. В Бер­лин­ском У. в ие­рар­хии фа­куль­те­тов ве­ду­щее ме­сто за­нял фи­ло­соф­ский, где изу­ча­лись и ис­сле­до­ва­лись так­же про­бле­мы мн. гу­ма­ни­тар­ных на­ук – фи­ло­ло­гии, ис­то­рии и др. В центр вни­ма­ния бы­ли по­став­ле­ны са­мо­сто­ят. про­ра­бот­ка сту­ден­та­ми учеб­но­го ма­те­риа­ла, уча­стие в се­ми­на­рах и прак­тич. изу­че­ние отд. пред­ме­тов и тем в ис­сле­до­ва­тель­ских ла­бо­ра­то­ри­ях и т. п. Эта мо­дель по­лу­чи­ла ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние и в др. стра­нах, в т. ч. в но­вых У. Вост. Ев­ро­пы, США. Со­хра­не­ние един­ст­ва учеб­ной и на­уч. под­го­тов­ки ос­та­ва­лось важ­ней­шей за­да­чей У. в 19 – 1-й пол. 20 вв. На ба­зе У. во мн. стра­нах фор­ми­ро­ва­лись нац. сис­те­мы на­уч. уч­ре­ж­де­ний, уни­вер­си­тет­ские н.-и. ин­сти­ту­ты и ла­бо­ра­то­рии со­ста­ви­ли осн. часть ву­зов­ско­го сек­то­ра на­уч. по­тен­циа­ла в ря­де ве­ду­щих стран ми­ра.

Университеты в России

Фото А.И. Нагаева Дальневосточный федеральный университет на о. Русский. Фото. 2012.

В Рос­сии пер­вым ос­но­ван Моск. У. (1755; ны­не Мо­с­ков­ский го­су­дар­ст­вен­ный уни­вер­си­тет). Сис­те­ма уни­вер­си­тет­ско­го об­ра­зо­ва­ния в осн. сло­жи­лась при имп. Алек­сан­д­ре I. Был воз­ро­ж­дён Дерпт­ский У. (1802; ны­не Тар­ту­ский уни­вер­си­тет), Гл. Ви­лен­ская шко­ла пре­об­ра­зо­ва­на в У. (1803; см. Виль­нюс­ский уни­вер­си­тет), уч­ре­ж­де­ны У. в Ка­за­ни [1804; ны­не Ка­зан­ский (При­волж­ский) фе­де­раль­ный У. (см. Ка­зан­ский го­су­дар­ст­вен­ный уни­вер­си­тет)], Харь­ко­ве (от­крыт в 1805; ны­не Харь­ков­ский нац. У. им. В. Н. Ка­ра­зи­на) и С.-Пе­тер­бур­ге (1819, на ос­но­ве Глав­но­го пе­да­го­ги­че­ско­го ин­сти­ту­та; ны­не Санкт-Пе­тер­бург­ский го­су­дар­ст­вен­ный уни­вер­си­тет), а так­же Вар­шав­ский уни­вер­си­тет (1816, от­крыт в 1817). По­сле Поль­ско­го вос­ста­ния 1830–31 за­кры­ты Вар­шав­ский (вновь от­крыт в 1869, в 1915, во вре­мя 1-й ми­ро­вой вой­ны, эва­куи­ро­ван в Рос­тов-на-До­ну) и Ви­лен­ский У. Ука­зом имп. Ни­ко­лая I от 8(20).11.1833 при пе­ре­во­де из Кре­мен­ца в Ки­ев Во­лын­ско­го ли­цея ос­но­ван Ун-т Св. Вла­ди­ми­ра (ны­не Ки­ев­ский на­цио­наль­ный уни­вер­си­тет им. Т. Г. Шев­чен­ко). Позд­нее Ри­шель­ёв­ский ли­цей пре­об­ра­зо­ван в Но­во­рос­сий­ский У. в Одес­се (1862, от­крыт в 1865; ны­не Одес­ский на­цио­наль­ный уни­вер­си­тет им. И. И. Меч­ни­ко­ва), от­кры­ты Том­ский У. (1888, ос­но­ван в 1878; см. Том­ский го­су­дар­ст­вен­ный уни­вер­си­тет), Ни­ко­ла­ев­ский У. в Са­ра­то­ве (1909; см. Са­ра­тов­ский го­су­дар­ст­вен­ный уни­вер­си­тет), Перм­ский У. (ос­но­ван как от­де­ле­ние Пет­рогр. У. в 1916; ны­не Перм­ский го­су­дар­ст­вен­ный на­цио­наль­ный ис­сле­до­ва­тель­ский уни­вер­си­тет). Ор­га­ни­за­ция и ста­тус У. оп­ре­де­ля­лись Уни­вер­си­тет­ски­ми ус­та­ва­ми (осо­бое по­ло­же­ние за­ни­мал Гель­синг­форс­ский уни­вер­си­тет, пол­но­стью со­хра­нив­ший ав­то­но­мию и не во­шед­ший в рос. сис­те­му выс­ше­го об­ра­зо­ва­ния). У. но­си­ли поч. на­име­но­ва­ние «им­пе­ра­тор­ских». Чис­лен­ность сту­ден­тов: 2,2 тыс. чел. в 1831, 3,2 тыс. чел. в 1851, 16,8 тыс. чел. в 1901, 35,7 тыс. чел. в 1913. В У. при­ни­ма­лись толь­ко юно­ши, вы­пу­ск­ни­ки поль­зо­ва­лись пре­иму­ще­ст­ва­ми при по­сту­п­ле­нии на гражд. служ­бу. Боль­шин­ст­во про­фес­со­ров пер­во­на­чаль­но при­гла­ша­ли из-за гра­ни­цы, вне­дре­ние рус. яз. в пре­по­да­ва­ние во всех рос. У. за­вер­ше­но в кон. 19 в. Курс У. – 4-лет­ний. Со­стоя­ли из фа­куль­те­тов: юри­ди­че­ско­го, ис­то­ри­ко-фи­ло­ло­ги­че­ско­го, фи­зи­ко-ма­те­ма­ти­че­ско­го, ме­ди­цин­ско­го (в от­ли­чие от за­пад­ных, в рос. У., за ис­клю­че­ни­ем Дерпт­ско­го, Вар­шав­ско­го, а так­же Гель­синг­форс­ско­го, не бы­ло бо­го­слов­ских ф-тов; выс­шие тех­нич. учеб­ные за­ве­де­ния су­ще­ст­во­ва­ли в фор­ме ин­сти­ту­тов). Уни­вер­си­тет­ский курс изу­чал­ся так­же в при­ви­ле­ги­ро­ван­ных за­кры­тых учеб­ных за­ве­де­ни­ях – ли­це­ях. По­сле Февр. ре­во­лю­ции 1917 У. по­лу­чи­ли ши­ро­кую ав­то­но­мию, по­сле Окт. ре­во­лю­ции 1917 ста­ли ча­стью сов. сис­те­мы об­ра­зо­ва­ния, на­хо­ди­лись в ве­де­нии На­род­но­го ко­мис­са­риа­та про­све­ще­ния. В про­цес­се от­рас­ле­вой ре­ор­га­ни­за­ции выс­шей шко­лы (по­сле 1929) на ос­но­ве У. соз­да­но св. 400 спе­циа­ли­зир. тех­ни­че­ских, с.-х., мед. и др. учеб­ных ин-тов, пе­ре­дан­ных из Нар­ком­про­са хо­зяйств. нар­ко­ма­там ВСНХ и др. ве­дом­ст­вам. Од­на­ко уже в 1-й пол. 1930-х гг. ста­ла очевид­ной не­пра­во­мер­ность от­ка­за от раз­ви­тия уни­вер­си­тет­ско­го об­ра­зо­ва­ния. Часть У. бы­ла вос­ста­нов­ле­на. В 1936 У. пе­ре­да­ны в ве­де­ние Все­со­юз­но­го к-та по выс­шей шко­ле при СНК СССР. В кон. 1950–1970-х гг. соз­да­ны У. (как пра­ви­ло, на ос­но­ве имев­ших­ся пе­да­го­гич. ву­зов) в сто­ли­цах рес­пуб­лик РСФСР и в круп­ных эко­но­мич. цен­трах. В пе­ри­од НТР (в сер. 20 в.) уни­вер­си­тет­ский сек­тор выс­шей шко­лы ока­зал­ся наи­бо­лее при­спо­соб­лен­ным к ре­ше­нию об­ра­зо­ва­тель­ных про­блем. У. раз­ви­ва­лись как учеб­но-на­уч­но-прак­тич. ком­плек­сы, в ко­то­рых, на­ря­ду с мно­го­от­рас­ле­вой и меж­дис­ци­п­ли­нар­ной под­го­тов­кой спе­циа­ли­стов, ве­лись на­уч. ис­сле­до­ва­ния и тех­нич. и тех­но­ло­гич. раз­ра­бот­ки. В кон. 1980-х – нач. 1990-х гг. часть тех­ни­че­ских, с.-х., ме­ди­цин­ских и др. ву­зов ста­ли пре­об­ра­зо­вы­вать­ся в со­от­вет­ст­вую­щие про­филь­ные У.: Рос­сий­ский го­су­дар­ст­вен­ный гу­ма­ни­тар­ный уни­вер­си­тетРос­сий­ский хи­ми­ко-тех­но­ло­ги­че­ский уни­вер­си­тет им. Д. И. Мен­де­лее­ва и др. Поя­ви­лись не­го­су­дарств. У., сре­ди них – моск. Ме­ж­ду­нар. ун-т (ос­но­ван в 1993), Рос­сий­ский пра­во­слав­ный университет. В РФ су­ще­ст­ву­ет неск. ти­пов гос. У.: на­цио­наль­ные ис­сле­до­ва­тель­ские уни­вер­си­те­ты России, фе­де­раль­ные уни­вер­си­те­ты, а так­же У. с осо­бым ста­ту­сом (МГУ и СПбГУ). У. при­над­ле­жит центр. ме­сто в реа­ли­за­ции разл. мо­де­лей не­пре­рыв­но­го об­ра­зо­ва­ния и пе­ре­под­го­тов­ки спе­циа­ли­стов, а так­же в раз­ви­тии дис­тан­ци­он­но­го обу­че­ния с ис­поль­зо­ва­ни­ем ин­фор­ма­ци­он­ных тех­но­ло­гий.

Лит.: Фер­лю­дин П. И. Ис­то­ри­че­ский об­зор мер по выс­ше­му об­ра­зо­ва­нию в Рос­сии. Са­ра­тов, 1893; Ще­ти­ни­на Г. И. Уни­вер­си­те­ты в Рос­сии и ус­тав 1884 го­да. М., 1976; Эй­мон­то­ва Р. Г. Рус­ские уни­вер­си­те­ты на гра­ни двух эпох. М., 1985; она же. Рус­ские уни­вер­си­те­ты на пу­тях ре­фор­мы: шес­ти­де­ся­тые го­ды XIX в. М., 1993; Ива­нов А. Е. Выс­шая шко­ла Рос­сии в кон­це XIX – на­ча­ле XX ве­ка. М., 1991; Во­робь­е­ва Ю. С. Об­ще­ст­вен­ность и выс­шая шко­ла в Рос­сии в на­ча­ле XX ве­ка. М., 1994; Ля­хо­вич Е. С., Ре­вуш­кин А. С. Уни­вер­си­те­ты в ис­то­рии и куль­ту­ре до­ре­во­лю­ци­он­ной Рос­сии. Томск, 1998; Пет­ров Ф. А. Фор­ми­ро­ва­ние сис­те­мы уни­вер­си­тет­ско­го об­ра­зо­ва­ния Рос­сии. М., 2002–2003. [Т. 1–5]; Анд­ре­ев А. Ю. Рос­сий­ские уни­вер­си­те­ты XVIII – пер­вой по­ло­ви­ны XIX ве­ка в кон­тек­сте уни­вер­си­тет­ской ис­то­рии Ев­ро­пы. М., 2009; Су­во­ров Н. С. Сред­не­ве­ко­вые уни­вер­си­те­ты. 4-е изд. М., 2014; Гай­ден­ко В. П., Смир­нов Г. А. За­пад­но­ев­ро­пей­ская нау­ка в Сред­ние ве­ка. 2-е изд. М., 2015.

Вернуться к началу