Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ХО́ЛЬБЕ́ЙН

Авторы: Н. А. Истомина
Х. Хольбейн Старший. «Алтарь Святого Себастьяна». 1515–16. Старая пинакотека (Мюнхен).

ХО́ЛЬБЕ́ЙН, Голь­бейн (Holbein), се­мья нем. жи­во­пис­цев и гра­фи­ков эпо­хи Воз­ро­ж­де­ния. Ханс Стар­ший (ок. 1460/65, Аугс­бург – 1524/34, Изен­гейм, ны­не Исенем, близ Геб­вил­ле­ра, Эль­зас, Фран­ция), воз­мож­но, учил­ся у М. Шонгау­эра­; по­се­щал Ни­дер­лан­ды. Ра­бо­тал в Аугс­бурге (с 1494), Франк­фур­те-на-Май­не (1500–01), Эль­за­се (с 1509), Изен­гей­ме (с 1516). Ран­ние ра­бо­ты от­ли­ча­ет вли­я­ние ни­дерл. жи­во­пи­си, в т. ч. Ро­ги­ра ван дер Вей­де­на (Ал­тарь до­ми­ни­кан­ско­го мон. в Кайс­хай­ме, 1502, Ста­рая пи­на­ко­те­ка, Мюн­хен). Ок. 1515 в про­из­ве­де­ни­ях мас­те­ра про­яв­ля­ет­ся итал. влия­ние, что при­ве­ло к урав­но­ве­шен­ным ком­по­зи­ци­ям, про­стран­ст­вен­ным ре­ше­ни­ям, а на­тур­ные на­блю­де­ния, за­фик­си­ро­ван­ные в мно­го­числ. ри­сун­ках, – к раз­но­об­ра­зию об­ли­ка, дви­же­ний и эмо­ций пер­со­на­жей («Ал­тарь Свя­то­го Се­ба­сть­я­на», 1515–16, там же). Ав­тор графич. и жи­во­пис­ных порт­ре­тов, со­четаю­щих точ­ность в пе­ре­да­че на­ту­ры и оду­хо­тво­рён­ность об­ра­зов (жен­щи­ны в воз­рас­те 34 лет, ок. 1512, Кун­ст­хал­ле, Ба­зель; Ам­бро­зиу­са и Хан­са, сы­но­вей ху­дож­ни­ка, 1511, се­реб­ря­ный штифт, Гра­вюр­ный ка­би­нет, Бер­лин). Ру­ко­во­дил круп­ной мас­тер­ской, в ко­то­рую вхо­ди­ли его млад­ший брат – Зиг­мунд (ок. 1470 – 1540, Берн), Л. Бек (до 1503) и став­шие его уче­ни­ка­ми сы­но­вья – Ам­бро­зиус и Ханс Млад­ший. Ока­зал влия­ние на нем. иск-во, в т. ч. на М. Грю­не­валь­да, Х. Бур­гк­май­ра, Й. Брея, М. Шаф­ф­не­ра.

А. Хольбейн. «Портрет молодого человека». 1518. Эрмитаж (С.-Петербург).

Ам­бро­зи­ус (ок. 1494, Аугс­бург – по­сле 1519), сын Хан­са Стар­ше­го, ра­бо­тал в 1515 под­мас­терь­ем худ. Т. Шми­да, рас­пи­сы­вал ин­терь­е­ры мон. Св. Ге­ор­гия в Штайн-ам-Рай­не (Швей­ца­рия). С 1515 в Ба­зе­ле. Учил­ся у жи­во­пис­ца Х. Хер­б­ста (1516–17) и ра­бо­тал вме­сте с бра­том Хан­сом, в т. ч. в изд-ве И. Фро­бе­на (от­дель­ные илл. к «Уто­пии» Т. Мо­ра, 1518). Чл. гиль­дии Св. Лу­ки в Ба­зе­ле (с 1517). Из­вест­ны его стан­ко­вые ра­бо­ты («Мо­ле­ние о ча­ше», ок. 1515; «Порт­рет маль­чи­ка со свет­лы­ми во­ло­са­ми», ок. 1516, оба про­из­ве­де­ния – Ху­дож. му­зей, Ба­зель).

Х. Хольбейн Младший. «Портрет Эразма Роттердамского». 1523–24. Лувр (Париж).

Ханс Млад­ший (1497/98, Аугс­бург – 1543, Лон­дон), сын Хан­са Стар­ше­го, один из ве­ду­щих мас­те­ров нем. и англ. Ре­нес­сан­са. За­ни­мая осо­бое ме­сто в нем. иск-ве 16 в., он по твор­че­ским ис­ка­ни­ям и по ми­ро­воз­зре­нию луч­ше др. мас­те­ров вос­при­нял ос­но­вы итал. куль­ту­ры; его про­из­ве­де­ни­ям при­су­щи клас­сич. яс­ность, объ­ек­тив­ность, со­зер­ца­тель­ность, ра­цио­на­лизм. В 1515–26 пре­им. ра­бо­тал в Ба­зе­ле – од­ном из круп­ней­ших гу­ма­ни­стич. цен­тров Ев­ро­пы 16 в. По­бы­вал в Лом­бар­дии (1518–1519), вдох­но­вив­шись про­из­ве­де­ния­ми Ле­о­нар­до да Вин­чи и сев.-итал. ар­хи­тек­ту­рой; в Юж. Фран­ции (1523–24) по­зна­ко­мил­ся с тех­ни­кой франц. ка­ран­даш­но­го порт­ре­та. Ра­бо­тал в разл. ви­дах иск-ва. Вме­сте с бра­том Ам­бро­зиу­сом соз­дал ри­сун­ки на по­лях кн. «По­хва­ла Глу­по­сти» Эраз­ма Рот­тер­дам­ско­го (1515–16; см. илл. к ст. Ил­лю­ст­ра­ция). Вы­пол­нял мо­ну­мен­таль­ные рос­пи­си: дом Я. фон Гер­тен­штей­на в Лю­цер­не (совм. с Хан­сом Стар­шим, 1517); «дом тан­цев» (оба не сохр., эс­киз фа­са­да: ок. 1520, Гра­вюр­ный ка­би­нет, Бер­лин). Ра­бо­тал как книж­ный ил­лю­ст­ра­тор [пре­им. ти­ту­лы («Гер­ку­лес и Ор­фей», 1523) и ал­фа­ви­ты]; соз­дал се­рию ри­сун­ков к цик­лу «Пля­ски смер­ти» (1524–26; кси­ло­гра­фия, рез­чик Г. Лют­цель­бур­гер), где ал­ле­го­рия со­че­та­лась с на­тур­ны­ми на­блю­де­ния­ми. Пи­сал ал­тар­ные об­ра­зы: «Ал­тарь Обер­ри­да» (совм. с от­цом; 1520–1521, со­бор во Фрай­бур­ге), «Мёрт­вый Хри­с­тос» (1521, Ху­дож. му­зей, Ба­зель), «Ал­тарь И. Гер­сте­ра» («Зо­ло­турн­ская Ма­дон­на»; 1522, Гор. му­зей, Зо­ло­турн), «Ма­дон­на Я. Май­е­ра» («Дар­мш­тадт­ская Ма­дон­на»; 1526, Му­зей зем­ли Гес­сен, Дарм­штадт). Ве­ду­щее ме­сто в твор­че­ст­ве Хан­са Млад­ше­го за­ни­мал порт­рет­ный жанр, ко­то­рый от­ли­ча­ет­ся гар­мо­нич­ной ком­по­зи­ци­ей, мо­ну­мен­таль­ностью об­ра­зов и объ­ек­тив­ной пе­ре­да­чей об­ли­ка мо­де­ли: порт­ре­ты бур­го­ми­ст­ра Я. Май­е­ра и его суп­ру­ги Д. Кан­не­гис­сер (ок. 1516, Ху­дож. му­зей, Ба­зель), Б. фон Хер­тен­штей­на (1517, Мет­ро­поли­тен-му­зей, Нью-Йорк), Б. Амер­ба­ха (1519, Ху­дож. му­зей, Ба­зель; см. илл. к ст. Порт­рет). Осо­бое ме­сто сре­ди порт­ре­тов за­ни­ма­ют ал­ле­го­рич. изо­бра­же­ния М. Оф­фен­бург в об­ра­зе Ве­не­ры (ок. 1524–25) и Лаи­сы Ко­ринф­ской (1526, оба – там же). Поль­зо­вал­ся по­кро­ви­тель­ст­вом Эраз­ма Рот­тер­дам­ско­го; соз­дал се­рию его порт­ре­тов (1523, там же; 1523–24, Лувр, Па­риж; 1523, со­б­ра­ние гра­фа Рад­но­ра, Лонг­форд-Касл); по его ре­ко­мен­да­ции ез­дил в Анг­лию (1526–28) к Т. Мо­ру. Са­мое зна­чит. про­из­ве­де­ние 1-го англ. пе­рио­да – пер­вый в иск-ве Сев. Воз­рож­де­ния свет­ский груп­по­вой порт­рет «Се­мья Т. Мо­ра» (1527, не сохр.); ри­су­нок с не­го (1527, Ху­дож. му­зей, Ба­зель) пред­на­зна­чал­ся Эраз­му Рот­тер­дам­ско­му в ка­че­ст­ве па­мят­но­го до­ку­мен­та. В Лон­до­не пре­им. ра­бо­тал как порт­ре­тист (пор­тре­ты Т. Мо­ра, 1527, со­б­ра­ние Фрик, Нью-Йорк, см. илл. к ста­тье о нём; Н. Крат­це­ра, 1528, Лувр); так­же за­ни­мал­ся оформ­ле­ни­ем при­двор­ных празд­ни­ков, ра­бо­тал по за­ка­зам Церк­ви. Вер­нув­шись в Ба­зель (1528–32), соз­дал прон­зи­тель­ный по эмо­цио­наль­но­сти пор­трет сво­ей се­мьи (1528–29, Ху­дож. му­зей, Ба­зель). Во 2-й англ. пе­ри­од (1532–1543) стал при­двор­ным порт­ре­ти­стом ко­ро­ля Ген­ри­ха VIII (с 1536) и вы­пол­нял порт­ре­ты англ. при­двор­ной ари­сто­кра­тии. Порт­ре­ты Г. Гис­се (1532, Гос. му­зеи, Бер­лин), франц. по­слов Ж. де Ден­тви­ля и Ж. де Сель­ва (1533, Нац. га­ле­рея, Лон­дон, см. илл. к ст. Ана­мор­фо­за), Ш. де Со­лье (1534, КГ, Дрез­ден; см. илл. к ст. Воз­ро­ж­де­ние), Ген­ри­ха VIII (1536, со­б­ра­ние Тис­сен-Бор­не­мис­са, Мад­рид, и 1539–40, Нац. га­ле­рея ста­ро­го иск-ва Па­лац­цо Бар­бе­ри­ни, Рим, см. илл. к ста­тье о нём), Кри­сти­ны Дат­ской (1538, Нац. га­ле­рея), стан­ко­вый и ми­ниа­тюр­ный порт­ре­ты Ан­ны Клев­ской (Лувр и Му­зей Вик­то­рии и Аль­бер­та, Лон­дон; оба 1539) от­ли­ча­ют­ся па­рад­ностью ком­по­зи­ций и ан­ту­ра­жа, ост­ро­той и убе­ди­тель­ностью пси­хо­ло­гич. и со­ци­аль­ных ха­рак­те­ри­стик. Творч. ме­тод Хан­са Млад­ше­го-порт­ре­ти­ста со­сто­ял в пред­ва­рит. тща­тель­ном изу­че­нии мо­де­ли в под­го­то­вит. порт­рет­ном ри­сун­ке («Порт­рет Т. Мо­ра», ок. 1526–1527, се­реб­ря­ный штифт, уголь, сан­ги­на, Ко­ро­лев­ское со­б­ра­ние, Винд­зор­ский за­мок). В Лон­до­не он ри­со­вал об­раз­цы для юве­ли­ров и зо­ло­тых дел мас­те­ров. Твор­че­ст­во Хан­са Млад­ше­го ока­за­ло вли­я­ние на нем. иск-во 16 в. (Б. Брейн Стар­ший, К. Ам­бер­гер) и пре­до­пре­де­ли­ло раз­ви­тие жи­во­пи­си в Анг­лии 16–18 вв.

Лит.: Ganz P. The paintings of H. Holbein. L., 1956; Die Maler­familie Holbein in Basel. Basel, 1960; Не­ми­лов А. Н. Голь­бейн: [Аль­бом]. М.; Л., 1962; Либ­ман М. Я. Дю­рер и его эпо­ха. М., 1972; Па­хо­мо­ва В. А. Гра­фи­ка Г. Голь­бей­на Млад­ше­го. М., 1989; Bätsch­mann O., Griener P. H. Holbein. L., 1997.

Вернуться к началу