Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ШВИ́ТТЕРС КУРТ

Авторы: К. В. Дудаков-Кашуро
К. Швиттерс. «Merzbild В 5». 1919. Музей С. Гуггенхейма (Нью-Йорк).

ШВИ́ТТЕРС (Schwitters) Курт (20.6.1887, Ган­но­вер – 8.1.1948, Кен­дал, Ве­ли­ко­бри­та­ния), нем. жи­во­пи­сец, гра­фик, скульп­тор, пи­са­тель, ди­зай­нер. Учил­ся в дрез­ден­ской АХ (1909–14). На­чи­нал в ду­хе пост­им­прес­сио­низ­ма и экс­прес­сио­низ­ма («Го­ра Грей­вярд», 1919, Му­зей С. Гуг­ген­хей­ма, Нью-Йорк), аб­ст­рак­цио­низ­ма. Под влия­ни­ем ра­бот Х. Ар­па с 1918–19, от­ка­зав­шись от тра­диц. ма­те­риа­лов, соз­да­вал из от­бро­сов гор. сре­ды кол­ла­жи и рель­е­фы, на­зы­вая их «мерц­бильд» («мерц-изо­бра­же­ние», от нем. Kommerz- und Privatbank, «ком­мер­че­ский и ча­ст­ный банк»; «Кон­ст­рук­ция для бла­го­род­ных дам», 1919; Му­зей иск-ва ок­ру­га Лос-Анд­же­лес, Лос-Анд­же­лес). По­сле встре­чи в 1918 в Бер­ли­не с Р. Ха­ус­ма­ном и Х. Хёх кон­цеп­ция «мерц»-ис­кус­ст­ва, ох­ва­тив­шая жи­во­пись, скульп­ту­ру, ли­те­ра­ту­ру, те­атр и ар­хи­тек­ту­ру (напр., «Merzbau», «Мерц-строе­ние» в Ган­но­ве­ре, 1923–43, не сохр.) и урав­няв­шая в пра­вах лю­бые ма­те­риа­лы, пре­ж­де все­го – не­ху­до­же­ст­вен­ные, на­ча­ла рас­смат­ри­вать­ся в кон­тек­сте да­да­из­ма, а сам Ш. – как его пред­ста­ви­тель. Его наи­бо­лее из­вест­ное по­этич. про­из­ве­де­ние – «К Ан­не Блю­ме» («An Anna Blume», 1919), в ко­то­ром Ш. па­ро­ди­ру­ет в ду­хе да­да­из­ма лю­бов­ную ли­ри­ку; чте­ние фо­не­тич. сти­хов Ш. пред­вос­хи­ти­ло хеп­пе­нин­ги. Его тек­сты пуб­ли­ко­ва­лись как ви­зу­аль­ные ком­по­зи­ции: фо­не­тич. по­эма «Пра­со­на­та» («Ursonate», из­да­на в 1932, ди­зай­нер Я. Чи­хольд), и др. В 1920-е гг. иск-во Ш. раз­ви­ва­лось под влия­ни­ем рус. кон­ст­рук­ти­виз­ма (со­труд­ни­чал с Л. М. Ли­сиц­ким), гео­мет­ри­че­ско­го аб­ст­рак­цио­низ­ма, груп­пы «Де Стейл» (с 1922 совм. с Т. ван Дус­бур­гом раз­вер­нул кам­па­нию да­да в Гол­лан­дии), что от­ра­зи­лось в об­раз­цах рек­ла­мы, соз­дан­ных Ш. в собств. рек­лам­ном агент­ст­ве. В 1923–32 Ш. из­да­вал ж. «Merz» – один из важ­ных пе­чат­ных ор­га­нов ху­дож. аван­гар­диз­ма. В 1937 уе­хал в Нор­ве­гию, а его про­из­ве­де­ния бы­ли по­ка­за­ны на вы­став­ке «Де­ге­не­ра­тив­ное ис­кус­ст­во». С 1940 жил в Ве­ли­ко­бри­та­нии; соз­да­вал скульп­ту­ры («Ма­дон­на», де­ре­во, кар­тон, 1941–42 и 1943–1945, Му­зей Шпрен­гель, Ган­но­вер) и кол­ла­жи, пред­вос­хи­тив­шие приёмы поп-ар­та.

Соч.: Das literarische Werk. Köln, 2004. Bd 1–5.

Лит.: Schmalenbach W. K. Schwitters. Münch., 1984; Elderfield J. K. Schwitters. L., 1985; Merz: In the beginning was Merz: From K. Schwitters to the present day. Ostfildern, 2000; K. Schwitters. Ostfildern-Ruit, 2000–2006. Bd 1–3; Да­да­изм в Цю­ри­хе, Бер­ли­не, Ган­нове­ре и Кёль­не. М., 2002; Luke M. R. K. Schwitters: space, image, exile. Chi.; L., 2014.

Вернуться к началу