Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ФИ́ЛИПС ПИТЕР

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    Электронная версия

    2017 год

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С. Н. Лебедев

ФИ́ЛИПС (Philips, Phillips) Питер (1560 или 1561, Лондон?  1628, Брюссель), английский композитор, работал преимущественно в Нидерландах. С 1574 хорист в кафедральном соборе Святого Павла в Лондоне, где учился под руководством органиста и руководителя хора С. Уэсткота. Уже первое музыкальное сочинение Ф. – павана – стало популярным в Англии, судя по большому количеству обработок, сделанных его современниками. Убеждённый католик (в 1609 рукоположен в сан священника), он в 1582 бежал из Англии на континент – в Брюссель, затем в Рим. В Риме предположительно стажировался у композитора Ф. Анерио. С 1585 на службе у лорда Томаса Паджета (в составе свиты побывал в Генуе, Париже, Мадриде, Брюсселе, Антверпене), после его смерти (1590 или 1591) обосновался в Антверпене, зарабатывал уроками игры на вирджинале. В 1591 выступил редактором сборника мадригалов «Melodia Olympica» (издан П. Фалезом), в который, наряду с мадригалами Л. Маренцио, Дж. П. да Палестрины и менее известных итальянских композиторов, включил 3 собственных мадригала. В 1593 посетил Амстердам, где познакомился с Я. П. Свелинком. В 1593 обвинён в заговоре против королевы Елизаветы I Тюдор и заключён в тюрьму в Гааге, где сочинил павану и гальярду «Dolorosa» (лат. «скорбная», «болезненная»), в конце того же года реабилитирован и вернулся в Антверпен. В 1596 Ф. выпустил первый сборник («книгу») собственных 6-голосных мадригалов, отмеченных сильным влиянием Маренцио. С 1597 органист капеллы эрцгерцога Альбрехта VII Австрийского в Брюсселе, где продолжал заниматься сочинением музыки, сборники его светских и духовных сочинений изданы в 1598, 1609, 1613, 1615 («Les rossignols spirituels»; обработки популярных песен), 1616, 1623. В 1628 издан крупнейший по объёму сборник его музыки «Paradisus sacris cantionibus consitus» («Рай в образе духовных песен»), содержащий 106 мотетов (с партией бассо континуо).

Ф. сочинял в жанрах, стилях и техниках, типичных для своего времени, переходного от Позднего Возрождения к раннему барокко. Лучшая часть его клавирной музыки – 19 пьес, включая обработки сочинений других авторов, написана в традициях английских вирджиналистов: упомянутая ранняя павана (№ 85), павана и гальярда «Dolorosa» (№ 80, 81), павана и гальярда «Paget» на смерть лорда Паджета (№ 74, 75; номера по Вирджинальной книге Фицуильяма). В мадригалах, напротив, композитор придерживался т. н. первой практики – ренессансной вокальной полифонии (в отличие от современных ему английских мадригалистов, писал на итальянские стихи: мадригал «Nero manto vi cinge» и др.). Стилистически разнообразны многочисленные мотеты Ф. на латинские духовные тексты (по традиции того времени они именовались «Cantiones sacrae» – «Духовные песни»), в т. ч. образцы консервативной техники на кантус фирмус (например, мотет «Pater noster») и контрафактура его же мадригалов (например, мотет «Vulnera manuum» – контрафактура мадригала «Ditemi, o diva mia»). С одинаковым блеском сочинял как в имитационной технике (мотет с использованием канона «Viae Syon lugent»), так и в нарождающемся гомофонном складе (образец «старогомофонной» моноритмической фактуры – мотет «O beatum et sacrosanctum diem»). Отдельные мотеты из поздних сборников, в особенности из последнего, представляют собой вокальные соло, дуэты и трио в сопровождении бассо континуо, больше похожие на маленькие барочные кантаты (некоторые, как, например, «O fons vitae» и «Veni sponsa Christi», с явным расчётом на исполнительскую виртуозность), чем на мотеты старых нидерландских мастеров.

 Лит.: Steele J. Calendar of the life of Peter Philips <...> // Musica Britannica. 1970. Vol. 29; Spiessens G. De Antwerpse periode van Peter Philips, ca 1561–1628 // Musica Antiqua. 1990. VII; Baumann A. Madrigal und Chanson auf Tasteninstrumenten: poetisch-musikalische Bearbeitungen von Peter Philips. Fr./M., 2003.

Вернуться к началу