Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ИОАСА́Ф

Авторы: Л. А. Ольшевская, С. Н. Травников

ИОАСА́Ф (Скри­пи­цын) (? – 27.7.1555, Трои­це-Сер­ги­ев мон.), ми­тро­по­лит Мо­с­ков­ский и всея Ру­си (1539–42), пи­са­тель, биб­лио­фил, святой РПЦ. Мо­нах, за­тем ста­рец, игу­мен (с 1529) Трои­це-Сер­гие­ва мон. Поль­зо­вал­ся рас­по­ло­же­ни­ем вел. кн. мо­с­ков­ско­го Ва­си­лия III Ива­но­ви­ча. Яко­бы со слов И. за­пи­са­на «По­весть о чу­дес­ном за­ча­тии, ро­ж­де­нии и кре­ще­нии Ва­си­лия III» (со­дер­жит­ся в Шу­ми­лов­ском то­ме Ли­це­во­го сво­да). 4.9.1530 И. вме­сте с во­лоц­ким мо­на­хом Кас­сиа­ном Бо­сым, мо­на­хом Да­нии­лом Пе­ре­яс­лав­ским и тро­иц­ким стар­цем Ио­вом Кур­це­вым кре­стил в Трои­це-Сер­гие­вом мон. бу­ду­ще­го ца­ря Ива­на IV Ва­силь­е­ви­ча Гроз­но­го. 3.11.1532 уча­ст­во­вал в кре­ще­нии 2-го сы­на Ва­си­лия III – Юрия Ва­силь­е­ви­ча в моск. Тро­иц­ком Бо­го­яв­лен­ском мон. В дек. 1533 участвовал в монашеском пострижении уми­рав­ше­го Ва­си­лия III и ос­та­вал­ся при нём до его кон­чи­ны. Во вре­мя ре­гент­ст­ва вел. кн. мо­с­ков­ской Е. В. Глин­ской (1534–38) со­хра­нил своё влия­ние при дво­ре. В го­ды бо­яр­ско­го прав­ле­ния 1530–40-х гг. примк­нул к пар­тии кня­зей Бель­ских и по­сле низ­ве­де­ния митр. Да­нии­ла из­бран на цер­ков­ном со­бо­ре 5–6.2.1539 ми­тро­по­ли­том Мо­с­ков­ским и всея Ру­си. Цер­ков­но-по­ли­тич. дея­тель­ность И. бы­ла на­прав­ле­на про­тив ио­сиф­лян в поль­зу не­стя­жа­те­лей. Ока­зы­вал по­кро­ви­тель­ст­во Мак­си­му Гре­ку и Исаа­ку Со­ба­ке, осу­ж­дён­ным на со­бо­ре 1531. Сво­ей вла­стью, на­ру­шая ка­но­нич. пра­ви­ло о сня­тии со­бор­но­го от­лу­че­ния, ос­во­бо­дил Исаа­ка Со­ба­ку и по­ста­вил его на свя­щен­ст­во в Си­мо­нов мон. в Мо­ск­ве. Ле­том 1540 спо­соб­ст­во­вал по­ми­ло­ва­нию вел. кн. мо­с­ков­ским Ива­ном IV опаль­но­го кн. И. Ф. Бель­ско­го. Хо­да­тай­ст­во­вал вме­сте со свящ. Силь­ве­ст­ром об ос­во­бо­ж­де­нии ста­риц­ко­го кн. Вла­ди­ми­ра Ан­д­рее­ви­ча, до­бил­ся его пе­ре­во­да на крем­лёв­ский двор кня­зей Ста­риц­ких. В на­ча­ле янв. 1542 сто­рон­ни­ки вер­нув­ших­ся к вла­сти кня­зей Шуй­ских, вра­ж­до­вав­ших с Бель­ски­ми, во­рва­лись на ми­тро­по­ли­чий двор и «ед­ва не уби­ша» ми­тро­по­ли­та. И. был све­дён с ми­тро­по­личь­е­го пре­сто­ла и со­слан в Ки­рил­ло-Бе­ло­зер­ский мон., от­ку­да к сер. 1540-х гг. (не позднее 1545/46) пе­ре­ве­дён в Трои­це-Сер­ги­ев мон. Поль­зо­вал­ся бла­го­склон­но­стью Ива­на IV, при­вле­кал­ся им к ре­дак­ти­ро­ва­нию ма­те­риа­лов Сто­гла­во­го со­бо­ра (со­дер­жа­ние по­сла­ний И. со­хра­ни­лось в ма­те­риа­лах со­бо­ра). Перед кончиной принял схиму. Канонизацией И. следует считать включение его имени в Собор Радонежских святых (1981) и в Собор Московских святых (2001).

Е. Е. Го­лу­бин­ский, С. П. Ро­за­нов, А. А. Зи­мин, Р. П. Дмит­рие­ва счи­та­ли И. ав­то­ром «Жи­тия нов­го­род­ско­го ар­хи­епи­ско­па Се­ра­пио­на» (в настоящее время эта точка зрения отвергнута); А. В. Гор­ский при­пи­сы­вал ему соз­да­ние про­стран­ной ре­дак­ции «Жи­тия Ни­ко­на Ра­до­неж­ско­го», на­пи­сан­но­го Па­хо­ми­ем Ло­го­фе­том; Го­лу­бин­ский пред­по­ла­гал уча­стие И. в ра­бо­те над цер­ков­ным ус­та­вом. И. при­над­ле­жа­ла зна­чит. биб­лио­те­ка ру­ко­пис­ных книг, соз­дан­ных в ми­тро­по­личь­ей мас­тер­ской во вре­мя прав­ле­ния И., в т. ч. спи­сок «Кру­га ве­ли­ко­го ми­ро­твор­но­го» (1540), уни­каль­ная ру­ко­пись – со­б­ра­ние со­чи­не­ний Мак­си­ма Гре­ка, со­став­лен­ное и соб­ст­вен­но­руч­но прав­лен­ное ав­то­ром (кон. 1540-х – нач. 1550-х гг.), «Ио­а­са­фов­ская ле­то­пись» (в на­пи­са­нии ко­то­рой, по мне­нию Б. М. Клос­са, сам И. уча­стия не при­ни­мал). Все ру­ко­пи­си, вхо­див­шие в со­став биб­лио­те­ки И., от­ли­ча­лись вы­со­ким уров­нем ху­дож. оформ­ле­ния и кал­ли­гра­фич. ис­кус­ст­ва.

Ис­точн.: Сто­глав. 3-е изд. Ка­зань, 1911; Пол­ное со­б­ра­ние рус­ских ле­то­пи­сей. М., 1965. Т. 12, 13; Суд­ные спи­ски Мак­си­ма Гре­ка и Иса­ка Со­ба­ки. М., 1971.

Лит.: Го­лу­бин­ский Е. Е. Ис­то­рия рус­ской церк­ви. М., 1900. Т. 2. Ч. 1. М., 1997; Шах­ма­тов АА. Ио­а­са­фов­ская ле­то­пись // Жур­нал Ми­ни­стер­ст­ва на­род­но­го про­све­ще­ния. 1904. № 5; Гор­ский А. В. Ис­то­ри­че­ское опи­са­ние Свя­то-Тро­иц­кой Сер­гие­вой Лав­ры. Сер­ги­ев По­сад, 1910. М., 1996; Ро­за­нов С. П. «Ни­ко­нов­ский» ле­то­пис­ный свод и Ио­а­саф как один из его со­ста­ви­те­лей // Из­вес­тия От­де­ла рус­ско­го язы­ка и сло­вес­но­сти АН СССР. 1930. Т. 3. Кн. 1; Ио­а­са­фов­ская ле­то­пись. М., 1957; Клосс Б. М. Биб­лио­те­ка мо­с­ков­ских ми­тро­по­ли­тов в XVI в. // Про­бле­мы па­лео­гра­фии и ко­ди­ко­ло­гии в СССР. М., 1974; Зи­мин А. А. Круп­ная фео­даль­ная вот­чи­на и со­ци­аль­но-по­ли­ти­че­ская борь­ба в Рос­сии (ко­нец XV – XVI в.). М., 1977; Си­ни­цы­на Н. В. Мак­сим Грек в Рос­сии. М., 1977; Дмит­рие­ва Р. П. Жи­тие нов­го­род­ско­го ар­хи­епи­ско­па Се­ра­пио­на как пуб­ли­ци­сти­че­ское про­из­ве­де­ние XVI в. // Тру­ды От­де­ла древ­не­рус­ской ли­те­ра­ту­ры. Л., 1988. Т. 41; Кар­та­шев А. В. Очер­ки по ис­то­рии рус­ской церк­ви. М., 1993. Т. 1.

  • ИОАСА́Ф (? – 26.6 или 27.7.1555, по др. дан­ным, 1556), митрополит Московский и всея Руси, писатель, библиофил (2008)
Вернуться к началу