Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

СОЦИАЛИ́СТОВ-РЕВОЛЮЦИОНЕ́РОВ ПА́РТИЯ

Авторы: К. Н. Морозов

СОЦИАЛИ́СТОВ-РЕВОЛЮЦИОНЕ́РОВ ПА́РТИЯ (ПСР, эсе­ры), рос. по­ли­тич. пар­тия, со­циа­ли­сти­че­ская, на­род­ни­че­ско­го на­прав­ле­ния. Об­ра­зо­ва­на в 1901–02 при объ­е­ди­не­нии ря­да на­ро­до­воль­че­ских и эсе­ров­ских групп. Кон­сти­туи­ро­ва­лась на уч­ре­дит. съез­де [29.12.1905(11.1.1906) – 4(17).1.1906, Имат­ра, Вел. кн-во Фин­лянд­ское; вско­ре от ПСР от­де­лил­ся Со­юз со­циа­ли­стов-ре­во­лю­цио­не­ров мак­си­ма­ли­стов]. То­гда же при­ня­ты про­грам­ма (раз­ра­бо­та­на В. М. Чер­но­вым) и врем. ус­тав (по­сто­ян­ный ут­вер­ждён на 4-м съез­де в но­яб./дек. 1917). Выс­шие ор­га­ны по ус­та­ву: съезд (со­зы­вал­ся 4 раза), Со­вет пар­тии (со­стоя­лось 10) и ЦК ПСР. Со­став ЦК в раз­ное вре­мя: Н. Д. Авк­сен­тьев, А. А. Ар­гу­нов, Е. К. Бреш­ко-Бреш­ков­ская, Г. А. Гер­шу­ни, М. Р. Гоц, А. Р. Гоц, В. М. Зен­зи­нов, М. А. На­тан­сон, Н. И. Ра­кит­ни­ков, Б. В. Са­вин­ков, Е. М. Ти­мо­фе­ев и др. На ав­то­ном­ном по­ло­же­нии на­хо­ди­лась Бое­вая ор­га­ни­за­ция (БО; име­ла свой ус­тав, кас­су); ру­ко­во­ди­те­ли – Гер­шу­ни (1902–1903), Е. Ф. Азеф (1903–08), Са­вин­ков (1909–11). Центр. пе­чат­ные ор­га­ны – га­зе­ты «Ре­во­лю­ци­он­ная Рос­сия» (1900–1905), «Зна­мя тру­да» (1907–14), «Де­ло на­ро­да» (1917–19). Чис­лен­ность ПСР (по при­бли­зит. под­счё­там): ок. 3 тыс. чел. (1905); ок. 60–65 тыс. чел. (1906–1907), св. 1 млн. чел. (сент. 1917).

Про­грам­ма ПСР ос­но­вы­ва­лась на пред­став­ле­нии о том, что ка­пи­та­лизм для Рос­сии не яв­ля­ет­ся ор­га­нич­ным яв­ле­ни­ем, прив­не­сён из­вне. В ка­че­ст­ве бли­жай­ших за­дач ста­ви­лись: свер­же­ние са­мо­дер­жа­вия, со­зыв уч­ре­дит. со­б­ра­ния; ус­та­нов­ле­ние фе­де­ра­тив­ной де­мо­кра­тич. рес­пуб­ли­ки с пре­дос­тав­ле­ни­ем на­цио­наль­но-куль­тур­ной ав­то­но­мии ка­ж­до­му на­ро­ду, а так­же ав­то­но­мии го­род­ским и сель­ским об­щи­нам, обес­пе­че­ние сме­няе­мо­сти и под­суд­но­сти всех долж­но­ст­ных лиц; за­ме­на по­сто­ян­ной ар­мии нар. опол­че­ни­ем; от­де­ле­ние церк­ви от го­су­дар­ст­ва; вве­де­ние обя­зат. все­об­ще­го бес­плат­но­го об­ра­зо­ва­ния, за­ко­но­да­тель­ст­ва об ох­ра­не тру­да, 8-ча­со­во­го ра­бо­че­го дня. Ко­неч­ной це­лью про­воз­гла­ша­лись: «со­ци­аль­но-ре­во­лю­ци­он­ный пе­ре­во­рот», унич­то­же­ние ча­ст­ной соб­ст­вен­но­сти на не­дра и сред­ст­ва про­из-ва, де­ле­ния об­ще­ст­ва на клас­сы. Од­ним из клю­че­вых пунк­тов бы­ло тре­бо­ва­ние «со­циа­ли­за­ции зем­ли», т. е. без­воз­мезд­ной ли­к­ви­да­ции ча­ст­ной соб­ст­вен­но­сти на зем­лю, изъ­я­тия её из тор­го­во­го обо­ро­та, об­ра­ще­ния зем­ли в «об­ще­на­род­ное дос­тоя­ние» с пе­ре­да­чей кре­сть­я­нам в поль­зо­ва­ние на урав­ни­тель­но-тру­до­вых на­ча­лах.

Дви­жу­щую си­лу ре­во­лю­ции ви­де­ли в «трие­ди­ном ра­бо­чем клас­се» (про­ле­та­ри­ат, тру­до­вое кре­сть­ян­ст­во, ре­во­лю­ци­он­но-со­циа­ли­стич. ин­тел­ли­ген­ция). Тер­ро­ри­стич. дея­тель­но­сти от­во­ди­ли вспо­мо­гат. роль – сред­ст­ва дез­ор­га­ни­за­ции вла­сти и ре­во­лю­цио­ни­за­ции масс. Тер­рор раз­вер­ну­ла БО: жерт­ва­ми ста­ли ми­ни­ст­ры внутр. дел Д. С. Си­пя­гин (1902) и В. К. Пле­ве (1904), уфим­ский гу­бер­на­тор Н. М. Бог­да­но­вич (1903), вел. кн. Сер­гей Алек­сан­д­ро­вич (1905) и др. (все­го БО в 1902–11 со­вер­ши­ла 11 по­ку­ше­ний, а все ме­ст­ные эсе­ров­ские тер­ро­ри­стич. дру­жи­ны и от­ря­ды – св. 200 тер­ро­ри­стич. ак­тов).

В Ре­во­лю­цию 1905–07 эсе­ры, счи­тав­шие её пе­ре­ход­ной ме­ж­ду бур­жу­аз­ной и со­циа­ли­сти­че­ской, ак­тив­но уча­ст­во­ва­ли в воо­руж. вос­ста­ни­ях в Мо­ск­ве, Крон­штад­те, Свеа­бор­ге и др., сыг­ра­ли за­мет­ную роль в раз­вёр­ты­ва­нии кре­сть­ян­ско­го дви­же­ния, из­да­ва­ли 196 пе­рио­дич. из­да­ний, опуб­ли­ко­ва­ли не ме­нее 24 млн. экз. книг и бро­шюр на мн. язы­ках на­ро­дов Рос­сии, мил­лио­ны экз. лис­то­вок. Бой­ко­ти­ро­ва­ли вы­бо­ры в Гос. ду­му 1-го со­зы­ва, од­на­ко спо­соб­ст­во­ва­ли ор­га­ни­за­ции кре­сть­ян­ских де­пу­та­тов в ней, об­ра­зо­ва­нию Тру­до­вой груп­пы, уча­ст­во­ва­ли в раз­ра­бот­ке «Про­ек­та ос­нов­ных по­ло­же­ний зе­мель­но­го за­ко­на» (пред­став­лен тру­до­ви­ка­ми в Гос. ду­му в мае 1906). На вы­бо­рах в Гос. ду­му 2-го со­зы­ва по­лу­чи­ли 37 мест.

По­сле по­ра­же­ния Ре­во­лю­ции 1905–07, в ус­ло­ви­ях уси­ле­ния по­ли­цей­ских ре­прес­сий, ра­зо­бла­че­ния про­во­ка­тор­ской дея­тель­но­сти Е. Ф. Азе­фа и осу­ж­де­ния ру­ко­во­дством ПСР тер­ро­ра, а так­же в свя­зи с осу­ще­ст­в­ле­ни­ем сто­лы­пин­ской аг­рар­ной ре­фор­мы (её воз­мож­ный ус­пех гро­зил дис­кре­ди­ти­ро­вать идею со­циа­ли­за­ции зем­ли), про­изо­шёл мас­со­вый рас­пад ме­ст­ных парт. ор­га­ни­за­ций, из ру­ко­вод­ства уш­ли мно­гие ли­де­ры. В 1910–12 вновь воз­ни­ка­ли эсе­ров­ские ор­га­ни­за­ции, их со­став силь­но об­но­вил­ся (позд­нее про­яви­лись про­ти­во­ре­чия ме­ж­ду раз­ны­ми по­ко­ле­ния­ми ПСР). В 1-ю ми­ро­вую вой­ну ПСР раз­де­ли­лась на ин­тер­на­цио­на­ли­стов (вы­сту­па­ли за за­клю­че­ние ми­ра без ан­нек­сий и кон­три­бу­ций) и обо­рон­цев (счи­та­ли, что по­ра­же­ние Рос­сии в борь­бе с Гер­ма­ни­ей ста­нет её по­ра­же­ни­ем в борь­бе за сво­бо­ду).

По­сле Февр. ре­во­лю­ции 1917 ПСР ста­ла са­мой мно­го­числ. рос. по­ли­тич. пар­ти­ей, вы­пус­ка­ла св. 100 пе­рио­дич. из­да­ний. Эсе­ры уча­ст­во­ва­ли в дея­тель­но­сти Со­ве­тов всех уров­ней (осо­бен­но кре­сть­ян­ских; до окт. 1917 име­ли в них аб­со­лют­ное боль­шин­ст­во), в т. ч. Пет­ро­со­ве­та, Все­рос­сий­ско­го цен­траль­но­го ис­пол­ни­тель­но­го ко­ми­те­та, вхо­ди­ли в со­став коа­лиц. Врем. пра­ви­тель­ст­ва (А. Ф. Ке­рен­ский, В. М. Чер­нов, Н. Д. Авк­сен­ть­ев, С. Л. Мас­лов). Од­но­вре­мен­но на­рас­тал про­цесс раз­ме­же­ва­ния ме­ж­ду разл. те­че­ния­ми в ПСР. Пра­вые эсе­ры (Е. К. Бреш­ко-Бре­шков­ская, Ке­рен­ский, П. А. Со­ро­кин и др.), счи­тав­шие, что для со­циа­ли­стич. пе­ре­уст­рой­ст­ва в Рос­сии не со­зре­ли ус­ло­вия, вы­сту­па­ли за со­юз и коа­ли­цию с ли­бе­раль­ны­ми пар­тия­ми. Ле­вые (М. А. На­тан­сон, М. А. Спи­ри­до­но­ва, Б. Д. Кам­ков и др.) ис­хо­ди­ли из то­го, что вре­мя для ре­во­люц.-де­мо­кра­тич. дик­та­ту­ры тру­дя­щих­ся (в фор­ме Со­ве­тов) и строи­тель­ст­ва со­циа­лиз­ма уже на­сту­пи­ло, в бур­жу­аз­ных пар­ти­ях они ви­де­ли гл. вра­га, для унич­то­же­ния ко­то­ро­го не­об­хо­ди­мо ог­ра­ни­чить де­мо­кра­тию для не­ко­то­рой час­ти на­се­ле­ния. Обо­рон­че­ский курс час­ти ру­ко­во­дства ПСР ото­рвал от пар­тии мас­сы, что при­ве­ло к па­де­нию её по­пу­ляр­но­сти и пе­ре­хва­ту ини­циа­ти­вы боль­ше­ви­ка­ми, за­им­ст­во­вав­ши­ми у эсе­ров идею со­циа­ли­за­ции зем­ли.

ПСР осу­ди­ла воо­руж. за­хват вла­сти боль­ше­ви­ка­ми 25.10(7.11).1917 в Пет­ро­гра­де, её фрак­ция по­ки­ну­ла 2-й Все­рос. съезд Со­ве­тов ра­бо­чих и сол­дат­ских де­пу­та­тов (ле­вые эсе­ры ос­та­лись, во­шли в но­вый со­став ВЦИК). По ини­циа­ти­ве эсе­ров 26 окт. (8 но­яб.) об­ра­зо­ван ан­ти­боль­ше­ви­ст­ский Ко­ми­тет спа­се­ния Ро­ди­ны и ре­во­лю­ции. 27 окт. (9 но­яб.) ЦК ПСР ис­клю­чил из пар­тии ока­зав­ших под­держ­ку боль­ше­ви­кам эсе­ров (в се­ре­ди­не – кон­це но­яб­ря офор­ми­лись в са­мо­сто­ят. ле­вых со­циа­ли­стов-ре­во­лю­цио­не­ров пар­тию). По­след­ний съезд ПСР [26.11(9.12)–5(18).12.1917] под­верг кри­ти­ке про­во­див­шую­ся по­сле Февр. ре­во­лю­ции «коа­ли­ци­он­ную» так­ти­ку ЦК, в его но­вый со­став из­бра­ны пре­им. цен­три­с­ты и ле­во­цен­три­сты. На вы­бо­рах в Уч­ре­дит. со­б­ра­ние в но­яб. 1917 ПСР вме­сте с эсе­ра­ми, ко­то­рые про­шли не по парт. спи­ску, по­лу­чи­ла, по под­счё­там Л. Г. Про­та­со­ва, 374 мес­та из об­щих 766 (48,8%), ещё 81 ме­сто по­лу­чи­ли укр. эсе­ры и 9 мест даш­на­ки, близ­кие к эсе­рам (все­го 60,5%). По­сле раз­го­на Уч­ре­дит. со­б­ра­ния ПСР вре­мен­но от­ка­за­лась от по­пы­ток воо­руж. свер­же­ния боль­ше­ви­ков. Вско­ре на 8-м Со­ве­те пар­тии (16.5.1918) эсе­ры при­ня­ли ре­ше­ние о соз­да­нии ан­ти­боль­ше­ви­ст­ско­го, а так­же ан­ти­гер­ман­ско­го фрон­та из опа­се­ний, что нем­цы бу­дут спо­соб­ст­во­вать рес­тав­ра­ции мо­нар­хии и по­ме­щичь­е­го зем­ле­вла­де­ния в Рос­сии. В 1918 эсе­ры уча­ст­во­ва­ли в фор­ми­ро­ва­нии ан­ти­боль­ше­ви­ст­ских пра­ви­тельств – Ко­ми­те­та чле­нов Уч­ре­ди­тель­но­го со­б­ра­ния (Ко­му­ча), Уфим­ской ди­рек­то­рии. По­сле об­ра­зо­ва­ния «Ом­ско­го пра­ви­тель­ст­ва» и про­воз­гла­ше­ния А. В. Кол­ча­ка Вер­хов­ным пра­ви­те­лем Рос­сии 9-й Со­вет ПСР в ию­не 1919 пе­ре­шёл к так­ти­ке «треть­ей си­лы» (от­каз от под­держ­ки и «крас­ных», и «бе­лых», ве­де­ние борь­бы про­тив вся­кой дик­та­ту­ры за под­лин­ное на­ро­до­вла­стие). Но­вую так­ти­ку в ПСР осу­ди­ли как пра­вые, так и ле­вые. Ле­вые в ПСР (т. н. Уфим­ская де­ле­га­ция) в янв. – февр. 1919 под­пи­са­ли со­гла­ше­ние с боль­ше­ви­ка­ми о сов­мест­ных дей­ст­ви­ях про­тив Кол­ча­ка (в ок­тяб­ре то­го же го­да вы­шли из со­ста­ва ПСР как «Мень­шин­ст­во пар­тии со­циа­ли­стов-ре­во­лю­цио­не­ров»). На коа­лиц. ос­но­ве эсе­ры сфор­ми­ро­ва­ли По­ли­тич. центр (1919, Ир­кутск) для соз­да­ния в Си­би­ри де­мокра­тич. бу­фер­но­го го­су­дар­ст­ва с од­но­род­но со­циа­ли­стич. пра­ви­тель­ст­вом (в нач. янв. 1920 По­лит­центр, ор­га­ни­зо­вав вос­ста­ние, ус­та­но­вил свою власть в Ир­кут­ске, в кон­це ян­ва­ря пе­ре­дал её боль­ше­ви­ст­ско­му ВРК).

Эсе­ры под­вер­га­лись пре­сле­до­ва­нию с пер­вых дней при­хо­да боль­ше­ви­ков к вла­сти, до сер. 1918 ПСР на­хо­ди­лась на по­лу­ле­галь­ном по­ло­же­нии. В 1920 в свя­зи с аре­стом боль­шин­ст­ва чле­нов ЦК ПСР его функ­ции пе­ре­шли к об­ра­зо­ван­но­му Центр. ор­га­ни­за­ци­он­но­му бю­ро. Ле­том 1922 сов. ру­ко­во­дством ор­га­ни­зо­ван по­ка­зат. су­деб­ный про­цесс над чле­на­ми ПСР, об­ви­нён­ны­ми в ан­ти­со­вет­ской дея­тель­но­сти. Гл. груп­пу под­су­ди­мых (22 чел.) со­ста­ви­ли «не­рас­ка­яв­шие­ся» эсе­ры, в т. ч. чле­ны ЦК. 2-я груп­па [10 быв. эсе­ров, не­ко­то­рые из них к 1922 всту­пи­ли в РКП(б)], со­труд­ни­чая со след­ст­ви­ем, вы­сту­пи­ла на про­цес­се с са­мо­ра­зо­бла­че­ния­ми. Вер­хов­ным три­бу­на­лом при ВЦИК при­го­во­ре­ны 7.8.1922 к рас­стре­лу 12 под­су­ди­мых из 1-й груп­пы (11.1.1924 смерт­ный при­го­вор за­ме­нён 5-лет­ним сро­ком за­клю­че­ния с по­сле­дую­щей ссыл­кой) и 3 чел. из 2-й груп­пы (пос­ле про­цес­са ам­ни­сти­ро­ва­ны), 2 чел. оп­рав­да­ны. Ос­таль­ные под­су­ди­мые при­го­во­ре­ны к разл. сро­кам за­клю­че­ния, но сра­зу бы­ли от­пу­ще­ны на сво­бо­ду. В 1925 с аре­стом чле­нов Центр. ор­га­ни­зац. бю­ро дея­тель­ность ПСР в СССР фак­ти­че­ски пре­кра­ти­лась, отд. ор­га­ни­за­ции эсе­ров окон­ча­тель­но пе­ре­ста­ли су­ще­ст­во­вать в 1927. Од­на­ко в мес­тах за­клю­че­ния и в ссыл­ке со­циа­ли­сты-ре­во­лю­цио­не­ры про­яв­ля­ли по­ли­тич. ак­тив­ность, под­вер­га­лись но­вым ре­прес­си­ям, в 1937–41 все ак­тив­ные эсе­ры бы­ли фи­зи­че­ски унич­то­же­ны. В эмиг­ра­ции дей­ст­во­ва­ла За­гра­нич­ная де­ле­га­ция ЦК ПСР (1918–26), парт. груп­пы в Бер­ли­не, Пра­ге, Па­ри­же и в др. го­ро­дах. По­след­няя Нью-Йорк­ская груп­па, уси­лив­шая­ся по­сле эмиг­ра­ции в США В. М. Чер­но­ва, Н. Д. Авк­сен­ть­е­ва, В. М. Зен­зи­но­ва, М. В. Виш­ня­ка, А. Ф. Ке­рен­ско­го, из­да­ва­ла ж. «За Сво­бо­ду» (1941–47).

Ис­точн.: Ар­гу­нов А. А. Из про­шло­го пар­тии со­циа­ли­стов-ре­во­лю­цио­не­ров. П., 1917; Чер­нов В. М. За­пис­ки со­циа­ли­ста-ре­во­лю­цио­не­ра. Бер­лин [и др.], 1922; он же. Пе­ред бу­рей. М., 1993; Зен­зи­нов В. М. Пе­ре­жи­тое. Нью-Йорк, 1953; Виш­няк М. В. Дань про­шло­му. Нью-Йорк, 1954; Пар­тия со­циа­ли­стов-ре­во­лю­цио­не­ров по­сле Ок­тябрь­ско­го пе­ре­во­ро­та 1917 го­да. Amst., 1989; Пар­тия со­циа­ли­стов-ре­во­лю­цио­не­ров. До­ку­мен­ты и ма­те­риа­лы. М., 1996–2001. Т. 1–3; Су­деб­ный про­цесс над со­циа­ли­ста­ми-ре­во­лю­цио­не­ра­ми (июнь – ав­густ 1922). М., 2002.

Лит.: Ле­о­нов М. И. Пар­тия со­циа­ли­стов-ре­во­лю­цио­не­ров в 1905–1907 гг. М., 1997; Го­род­ниц­кий Р. А. Бое­вая ор­га­ни­за­ция пар­тии со­циа­ли­стов-ре­во­лю­цио­не­ров в 1901–1911 гг. М., 1998; Мо­ро­зов К. Н. Пар­тия со­циа­ли­с­тов-ре­во­лю­цио­не­ров в 1907–1914 гг. М., 1998; он же. Су­деб­ный про­цесс со­циа­ли­стов-ре­во­лю­цио­не­ров и тю­рем­ное про­ти­во­стоя­ние (1922–1926). М., 2005; Про­та­сов Л. Г. Лю­ди Уч­ре­ди­тель­но­го со­б­ра­ния: порт­рет в ин­терь­е­ре эпо­хи. М., 2008.

Вернуться к началу