Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЛЕ́ВЫХ СОЦИАЛИ́СТОВ-РЕВОЛЮЦИОНЕ́РОВ ПА́РТИЯ

Авторы: Я. В. Леонтьев

ЛЕ́ВЫХ СОЦИАЛИ́СТОВ-РЕВОЛЮЦИОНЕ́РОВ ПА́РТИЯ (ЛСРП), Пар­тия ле­вых со­циа­ли­стов-ре­во­лю­цио­не­ров (ин­тер­на­цио­на­ли­стов), рос. по­ли­тич. пар­тия ле­во­на­род­ни­че­ско­го на­прав­ле­ния. По­пыт­ки дей­ст­во­вать са­мо­сто­я­тель­но и соз­дать свои ор­га­ни­за­ции ле­вое кры­ло со­циа­ли­стов-ре­во­лю­цио­не­ров пар­тии (ПСР) пред­при­ни­ма­ло пос­ле Февр. ре­во­лю­ции 1917. К осе­ни офор­ми­лись ле­во­эсе­ров­ские фрак­ции в ря­де Со­ве­тов; ле­вые эсе­ры вхо­ди­ли в со­став Пет­рогр. (пред. – ле­вый эсер П. Е. Ла­зи­мир) и Моск. во­ен.-ре­во­люц. ко­ми­те­тов, а в Тур­ке­ста­не, где они бы­ли са­мой мно­го­числ. по­ли­тич. ор­га­ни­за­ци­ей, воз­глав­ля­ли ВРК, соз­дан­ный в сент. 1917. ЛСРП офор­ми­лась на сво­ём уч­ре­дит. съез­де 19–28.11(2–11.12).1917, вы­де­лив­шись из со­ста­ва ПСР. Фак­тич. ли­дер – М. А. Спи­ри­до­но­ва. В ию­не 1918 об­ра­зо­ва­на ЛСРП Ук­раи­ны, в кон­це го­да – ЛСРП Лит­вы и Бе­ло­рус­сии с цен­тром в Виль­но, в нач. 1920-х гг. – Бу­рят-Монг. ЛСРП. Макс. чис­лен­ность ЛСРП 150 тыс. чел. (в кон­це ию­ня 1918). В 1-й пол. 1918 име­ла изд-во «Ре­во­лю­ци­он­ный со­циа­лизм», вы­пус­ка­ла ок. 20 га­зет, в т. ч. центр. парт. ор­ган – газ. «Зна­мя тру­да» (до 6.7.1918; ти­раж 50 тыс. экз.), жур­на­лы «Наш путь», «Ре­во­лю­ци­он­ная ра­бот­ни­ца» и бюл­ле­тень лит-ры, ис­кусств и по­ли­ти­ки «Зна­мя тру­да». В про­ек­те про­грам­мы ЛСРП ут­вер­жда­лись прин­ци­пы со­циаль­ной ре­во­лю­ции: по­строе­ние фе­де­ра­ции сов. рес­пуб­лик, ши­ро­кая де­цен­тра­ли­за­ция управ­ле­ния, со­циа­ли­за­ция зем­ли, вве­де­ние тру­до­вой по­вин­но­сти, за­ме­на ча­ст­ной тор­гов­ли коо­пе­ра­тив­ной и по­сте­пен­но – де­неж­но­го об­ра­ще­ния сис­те­мой не­по­сред­ст­вен­ных рас­чё­тов ме­ж­ду при­ну­ди­тель­но тре­сти­ро­ван­ны­ми пред­при­ятия­ми, при­зна­ние на пе­ре­ход­ный пе­ри­од от ка­пи­та­лиз­ма к со­циа­лиз­му воз­мож­но­сти осу­ще­ст­в­ле­ния дик­та­ту­ры тру­дя­щих­ся и ре­прес­сий про­тив «экс­плуа­та­тор­ско­го клас­са», унич­то­же­ние де­ле­ния об­ще­ст­ва на клас­сы и т. д. В ду­хе клас­сич. на­род­ни­че­ст­ва ЛСРП вы­сту­па­ла за «все­сто­рон­нее и гар­мо­ни­че­ское раз­ви­тие че­ло­ве­че­ской ин­ди­ви­ду­аль­но­сти» на «ос­но­ве со­ци­аль­ной со­ли­дар­но­сти».

Во вре­мя со­бы­тий Окт. ре­во­лю­ции 1917 в Пет­ро­гра­де на 2-м Все­рос. съез­де Со­ве­тов [25–27.10(7–9.11).1917] ле­вые эсе­ры про­го­ло­со­ва­ли за дек­ре­ты, пред­ло­жен­ные боль­ше­ви­ка­ми, во­шли в пре­зи­ди­ум съез­да [Б. Д. Кам­ков, М. А. Спи­ри­до­но­ва (за­оч­но), В. А. Ка­ре­лин, С. Д. Мсти­слав­ский, И. К. Ка­хов­ская и Г. Д. Закс] и в пе­ре­из­бран­ный на съез­де Все­рос­сий­ский цен­траль­ный ис­пол­ни­тель­ный ко­ми­тет и его пре­зи­ди­ум (Г. Б. Смо­лян­ский стал од­ним из двух сек­ре­та­рей ВЦИК; ка­ж­дый из от­де­лов ВЦИК воз­глав­лял­ся боль­ше­ви­ком и ле­вым эсе­ром). Спи­ри­до­но­ва ру­ко­во­ди­ла Кре­сть­ян­ской сек­ци­ей ВЦИК. В но­яб. – дек. 1917 ле­вые эсе­ры во­шли в со­став СНК (пер­во­на­чаль­но от­ка­за­лись, вы­дви­нув тре­бо­ва­ние о соз­да­нии од­но­род­но­го пра­ви­тель­ст­ва из пред­ста­ви­те­лей всех со­циа­ли­стич. пар­тий): нар­ко­мы – А. Л. Ко­ле­га­ев (зем­ле­де­лия), В. А. Ал­га­сов (внутр. дел без порт­фе­ля с ре­шаю­щим го­ло­сом), Ка­ре­лин (иму­ществ Рес­пуб­ли­ки), П. П. Про­шьян (почт и те­ле­гра­фов), В. Е. Тру­тов­ский (по де­лам ме­ст­но­го са­мо­управ­ле­ния), И. З. Штейн­берг (юс­ти­ции). В февр. 1918 Про­шьян и Ка­ре­лин, на­ря­ду с В. И. Ле­ни­ным, Л. Д. Троц­ким и И. В. Ста­ли­ным, со­ста­ви­ли Ис­пол­ком СНК РСФСР. Пред­ста­ви­те­ли ЛСРП вхо­ди­ли так­же в ре­гио­наль­ные сов. пра­ви­тель­ст­ва, в ча­ст­но­сти в СНК Си­би­ри (С. Г. Ла­зо, А. П. Ле­бе­де­ва и др.) и Моск. обл. (А. А. Би­цен­ко, А. А. Шрей­дер и др.), в ВСНХ, Выс­ший во­ен. со­вет Рес­пуб­ли­ки, за­ни­ма­ли долж­но­сти зам. нар­ко­мов и чле­нов кол­ле­гий нар­ко­ма­тов, от­ветств. по­сты в ВЧК (В. А. Алек­сан­д­ро­вич, Закс и др.), на фло­те (В. Б. Спи­ро, П. И. Ши­ш­ко), ко­ман­до­ва­ли сов. воен. со­еди­не­ния­ми и фрон­та­ми (М. А. Му­равь­ёв, А. И. Его­ров, И. П. Бе­лов, В. И. Ки­к­вид­зе, П. С. Ла­за­рев, Г. К. Пет­ров, Ю. В. Саб­лин и др.), вхо­ди­ли в со­став мир­ных де­ле­га­ций на пе­ре­го­во­рах со стра­на­ми Чет­вер­но­го сою­за в Брест-Ли­тов­ске.

ЛСРП под­дер­жа­ла боль­ше­ви­ков в во­про­се о рос­пус­ке Уч­ре­ди­тель­но­го со­б­ра­ния и на 3-м Все­рос. съез­де Со­ве­тов (янв. 1918), ко­гда был ут­вер­ждён пер­вый раз­дел Ос­нов­но­го за­ко­на о со­циа­ли­за­ции зем­ли, раз­ра­бо­тан­ный А. Л. Ко­ле­гае­вым и его зам. И. А. Май­о­ро­вым. Пред­ста­ви­те­ли ле­вых эсе­ров уча­ст­во­ва­ли в раз­ра­бот­ке Кон­сти­ту­ции РСФСР 1918 (см. в ст. Кон­сти­ту­ция). Од­на­ко их со­юз с боль­ше­ви­ка­ми был не­про­дол­жи­тель­ным: боль­шин­ст­во ле­вых эсе­ров, сто­яв­ших на плат­фор­ме ми­ро­вой ре­во­лю­ции, вы­сту­пи­ли про­тив под­пи­са­ния Бре­ст­ско­го ми­ра 1918 (позд­нее так­же и про­тив вве­де­ния про­до­вольств. дик­та­ту­ры и ко­ми­те­тов бед­но­ты). В мар­те 1918 они объ­я­ви­ли се­бя сво­бод­ны­ми от со­гла­ше­ния с боль­ше­ви­ка­ми, вы­шли из со­ста­ва СНК, но ос­та­лись в цен­траль­ных и ме­ст­ных сов. уч­ре­ж­де­ни­ях, а так­же во ВЦИК. Ак­ти­ви­зи­ро­ва­лось фор­ми­ро­ва­ние бое­вых дру­жин (на­ча­то в кон. 1917). ЦК пар­тии на­пра­вил пред­ста­ви­те­лей на Дон и Ку­бань, в До­нец­ко-Кри­во­рож­скую сов. рес­пуб­ли­ку (позд­нее – в Ка­зань и Са­ра­тов). Бы­ли сфор­ми­ро­ва­ны Гл. во­ен. штаб ле­вых эсе­ров (в Та­ган­ро­ге), Гл. штаб Все­рос. бое­вой ор­га­ни­за­ции (в Мо­ск­ве), Цен­траль­ная при ЦК и Пет­ро­град­ская бое­вые ор­га­ни­за­ции. В мар­те 1918 ле­вым эсе­рам уда­лось по­лу­чить боль­шин­ст­во мест на вы­бо­рах во Все­ук­ра­ин­ский ЦИК (49 чел.; боль­ше­ви­ков бы­ло 47 чел.), в ап­ре­ле они во­шли в со­став пов­станч. «де­вят­ки» – не­ле­галь­но­го сов. пра­ви­тель­ст­ва Ук­раи­ны.

В дис­кус­сии на 2-м съез­де ЛСРП (17–25.4.1918, Мо­ск­ва) одер­жа­ли по­бе­ду про­тив­ни­ки Бре­ст­ско­го ми­ра и со­труд­ни­че­ст­ва с боль­ше­ви­ка­ми; на за­кры­том за­се­да­нии съезд санк­цио­ни­ро­вал на­ча­ло ме­ж­ду­нар. тер­ро­ра для ус­ко­ре­ния ми­ро­вой ре­во­лю­ции (при­ня­то ре­ше­ние об ор­га­ни­за­ции по­ку­ше­ния на ко­ман­дую­ще­го герм. ок­ку­па­ци­он­ны­ми вой­ска­ми на Ук­раи­не ген.-фельдм. Г. фон Эйх­гор­на и герм. по­сла в Рос­сии В. фон Мир­ба­ха). Пе­ре­вы­бо­ры ме­ст­ных Со­ве­тов (пред­ста­ви­те­ли ЛСРП воз­гла­ви­ли ряд гу­берн­ских ис­пол­ко­мов и объ­е­ди­не­ний Со­ве­тов – в Ар­хан­гель­ской, Ка­зан­ской, Оло­нец­кой гу­бер­ни­ях, а так­же ЦИК За­бай­каль­ской обл., мн. уезд­ные ис­пол­ко­мы) и вы­бо­ры де­ле­га­тов на 5-й Все­рос. съезд Со­ве­тов вы­зва­ли уг­луб­ле­ние на­рас­тав­ших про­ти­во­ре­чий ме­ж­ду дву­мя сов. пар­тия­ми.

На за­се­да­нии ЦК ЛСРП 24.6.1918 ле­вые эсе­ры под­твер­ди­ли ре­ше­ние, при­ня­тое на сво­ём 2-м съез­де: по­ло­жить ко­нец «мир­ной пе­ре­дыш­ке», ор­га­ни­зо­вав с этой це­лью ряд тер­ро­ри­стич. ак­тов в от­но­ше­нии «вид­ней­ших пред­ста­ви­те­лей гер­ман­ско­го им­пе­риа­лиз­ма». 3-й съезд ЛСРП (28.6–1.7.1918) вы­ска­зал­ся за «вы­прям­ле­ние» ли­нии сов. по­ли­ти­ки, уп­разд­не­ние Со­ве­тов нар. ко­мис­са­ров. На­ча­лось раз­ви­тие ле­вых эсе­ров вос­ста­ния 1918. По­сле его по­дав­ле­ния ле­вые эсе­ры ли­ши­лись пред­ста­ви­тель­ст­ва во ВЦИК и во мно­гих ме­ст­ных Со­ве­тах.

Зна­чит. часть парт. ор­га­ни­за­ций под­дер­жа­ла так­ти­ку ЦК ЛСРП на Моск. об­ла­ст­ном съез­де (июль 1918) и 1-м Со­ве­те (авг. 1918) пар­тии; Центр. бю­ро, воз­гла­вив­шее ле­во­эсе­ров­ские ор­га­ни­за­ции, пе­ре­шед­шие на по­лу­ле­галь­ное по­ло­же­ние, в авг. – сент. 1918 при­ня­ло ре­ше­ние о про­дол­же­нии «ин­тер­на­цио­наль­ной борь­бы про­тив им­пе­риа­ли­стов всех стран». Часть парт. ни­зов и отд. ко­ми­те­ты, при­зна­вав­шие еди­ный ре­во­люц. фронт с боль­ше­ви­ка­ми, осу­ди­ли так­ти­ку ЦК. Сто­рон­ни­ки этой по­зи­ции об­ра­зо­ва­ли Пар­тию на­род­ни­ков-ком­му­ни­стов (на уч­ре­дит. съез­де 21–24.9.1918, Мо­ск­ва) и Пар­тию ре­во­люц. ком­му­низ­ма (на уч­ре­дит. съез­де 25–28.9.1918, Мо­ск­ва).

4-й съезд ЛСРП (2–7.10.1918, Мо­ск­ва) пе­ре­из­брал ЦК, осу­дил со­гла­ша­тель­скую по­ли­ти­ку боль­ше­ви­ков в от­но­ше­нии герм. им­пе­риа­лиз­ма и «под­ме­ну дик­та­ту­ры тру­дя­щих­ся дик­та­ту­рой пар­тии боль­ше­ви­ков», строя­щих «кор­по­ра­тив­ный» со­циа­лизм, вы­ска­зал­ся за не­об­хо­ди­мость «воз­вра­та к до­под­лин­но­му со­вет­ско­му строю» че­рез вос­ста­нов­ле­ние сво­бод­но из­бран­ных Со­ве­тов, пе­ре­не­се­ние гл. тя­же­сти со­ци­аль­но­го строи­тель­ст­ва на мес­та и за воо­руж. под­держ­ку пер­ма­нент­но шед­ше­го вос­ста­ния на Ук­раи­не. Зна­чи­тель­но ак­ти­ви­зи­ро­ва­лась аги­тац. ра­бо­та ле­вых эсе­ров в Мо­ск­ве, Пет­ро­гра­де и в час­тях Крас­ной Ар­мии. 14.10.1918 им уда­лось вы­вес­ти на де­мон­ст­ра­цию мо­би­ли­зо­ван­ных мат­ро­сов 2-го Балт. эки­па­жа (11 её уча­ст­ни­ков впо­след­ст­вии бы­ли каз­не­ны). 2-й Со­вет ЛСРП (16–19.12.1918, Мо­ск­ва) по­ста­но­вил со­звать Все­рос. съезд пред­ста­ви­те­лей пе­ре­из­бран­ных Со­ве­тов, уп­разд­нить СНК, а все его функ­ции пе­ре­дать ВЦИК Со­ве­тов. Не­ле­галь­ная кон­фе­рен­ция ЛСРП (янв. 1919, Пет­ро­град) на­ме­ти­ла ме­ро­при­я­тия по даль­ней­шей ак­тив­но­сти пар­тии. Под влия­ни­ем аги­та­ции ле­вых эсе­ров в февр. 1919 на­ча­лись за­бас­тов­ки на ря­де пред­при­ятий. В от­вет на это ВЧК про­из­ве­ла мас­со­вые аре­сты чле­нов пар­тии. В мар­те – ию­ле рас­кры­то и ли­к­ви­ди­ро­ва­но 45 ле­во­эсе­ров­ских ор­га­ни­за­ций.

По­иск но­вых ор­га­ни­зац. форм спо­соб­ст­во­вал уг­луб­ле­нию рас­ко­ла ЛСРП, её раз­де­ле­нию на про­тив­ни­ков («ак­ти­ви­сты», или «ле­вей­шие») и сто­рон­ни­ков («ле­га­ли­сты») ле­га­ли­за­ции пар­тии. «Ак­ти­ви­сты», стре­мив­шие­ся к ре­ши­тель­ной борь­бе с «ко­мис­са­ро­дер­жа­ви­ем», под­дер­жи­ва­ли кре­сть­ян­ские ан­ти­боль­ше­ви­ст­ские вы­сту­п­ле­ния, пы­та­лись вос­соз­дать кре­сть­ян­ские сою­зы, уча­ст­во­ва­ли в мах­нов­ском дви­же­нии, а так­же в ор­га­ни­за­ции взры­ва 25.9.1919 в по­ме­ще­нии Моск. к-та РКП(б) (уби­ты 12 чел., в т. ч. сек­ре­тарь Моск. к-та В. М. За­гор­ский, ра­не­но св. 50 чел.). «Ле­га­ли­сты» два­ж­ды (при на­сту­п­ле­нии войск А. И. Де­ни­ки­на ле­том – осе­нью 1919 и во вре­мя сов.-польск. вой­ны 1920) вы­ска­зы­ва­лись в поль­зу во­ен.-по­ли­тич. сою­за с боль­ше­ви­ка­ми. Внут­ри са­мо­го ЦК ЛСРП сло­жи­лись две груп­пы: сто­яв­шее на не­при­ми­ри­мых по от­но­ше­нию к боль­ше­ви­кам по­зи­ци­ях мень­шин­ст­во (М. А. Спи­ри­до­но­ва, И. А. Май­о­ров, М. Д. Са­мо­хва­лов, А. А. Из­май­ло­вич) и при­дер­жи­вав­шее­ся плат­фор­мы кон­ст­рук­тив­ной оп­по­зи­ции уме­рен­ное боль­шин­ст­во. В окт. 1919 ЦК ЛСРП, по­сле пе­ре­го­во­ров с пред­ста­ви­те­ля­ми ЦК РКП(б), под­твер­дил от­каз от воо­руж. борь­бы с пра­вя­щей боль­ше­ви­ст­ской пар­ти­ей и рас­пус­тил «ак­ти­ви­ст­ский» Моск. гор. к-т.

На Все­рос. со­ве­ща­нии «ле­га­ли­стов» (12–18.12.1920, Мо­ск­ва) об­ра­зо­ва­на ЛСРП объ­е­ди­нён­ная (син­ди­ка­ли­стов и ин­тер­на­цио­на­ли­стов). Её про­грам­ма: по­строе­ние «син­ди­каль­но-коо­пе­ра­тив­ной фе­де­ра­ции», соз­да­ние ши­ро­кой ле­галь­ной пар­тии и ин­те­гра­ция в неё род­ст­вен­ных те­че­ний, уча­стие в борь­бе с по­след­ст­вия­ми го­ло­да и пр. ЛСРП объ­е­ди­нён­ная уча­ст­во­ва­ла в ра­бо­те 8-го Все­рос. съез­да Со­ве­тов (дек. 1920) и вы­бо­рах в ме­ст­ные Со­ве­ты (вес­ной 1921), вы­пус­ка­ла в Мо­ск­ве и Бер­ли­не ле­во­эсе­ров­ский ж. «Зна­мя» (1921–22), вхо­ди­ла в Ме­ж­ду­нар. ра­бо­чее объ­е­ди­не­ние со­циа­ли­стич. пар­тий (Вен­ский ин­тер­на­цио­нал, 1921–23).

По­сле Крон­штадт­ско­го вос­ста­ния 1921 ре­прес­сии про­тив ле­во­эсе­ров­ских ор­га­ни­за­ций при­ня­ли сис­те­ма­тич. ха­рак­тер (уси­ли­лись с лета 1923). Не­смот­ря на это, в 1921–22 «ле­га­ли­сты» пы­та­лись неск. раз ожи­вить ле­во­на­род­нич. дви­же­ние. В кон. 1922 в Мо­ск­ве про­воз­гла­ше­но соз­да­ние Объ­е­ди­не­ния ЛСРП объ­еди­нён­ной и Сою­за со­циа­листов-ре­во­лю­цио­не­ров мак­си­ма­ли­стов (ССРМ) (фак­ти­че­ски с­ли­лись в сент. 1922). По­сле 1925 отд. ле­во­эсе­ров­ские груп­пы и оди­ноч­ки дей­ст­во­ва­ли гл. обр. в мес­тах ссыл­ки и за­клю­че­ния. В Бер­ли­не функ­цио­ни­ро­ва­ла За­гра­нич­ная де­ле­га­ция Объ­е­ди­не­ния ЛСРП и ССРМ во гла­ве с А. А. Шрей­де­ром и И. З. Штейн­бер­гом, из­да­вав­шая ж. «Зна­мя борь­бы» (1924–30). В 1937–38 про­ве­де­на все­со­юз­ная опе­ра­ция НКВД в от­но­ше­нии эсе­ров, в хо­де ко­то­рой бы­ли при­го­во­ре­ны к выс­шей ме­ре на­ка­за­ния или к дли­тель­ным сро­кам тю­рем­но­го за­клю­че­ния ок. 40 тыс. быв. чле­нов ПСР и ЛСРП.

Лит.: Гу­сев К. В. Пар­тия эсе­ров: От мел­ко­бур­жу­аз­но­го ре­во­лю­цио­на­риз­ма к контр­ре­во­лю­ции. М., 1975; Лит­вин А. Л., Ов­руц­кий Л. М. Ле­вые эсе­ры: про­грам­ма и так­тика. Ка­зань, 1992; Lutz H. Die Partei der linken Sozial-revolutionäre in der russischen Revolution von 1917/18. Hamb. u. a., 1994; Пав­лов Д. Б. Боль­ше­ви­ст­ская дик­та­ту­ра про­тив со­циа­ли­стов и анар­хи­стов. 1917 – се­ре­ди­на 1950-х гг. М., 1999; Пар­тия ле­вых со­циа­ли­стов-ре­во­лю­цио­не­ров: До­ку­мен­ты и ма­те­риа­лы, 1917–1925 гг. / Сост., ав­тор пре­дисл., вве­де­ния и ком­мент. Я. В. Ле­он­ть­ев. М., 2000. Т. 1: Июль 1917 г. – май 1918 г.; Лав­ров В. М. Пар­тия Спи­ри­до­но­вой: (М. Спи­ри­до­но­ва на ле­во­эсе­ров­ских съез­дах). М., 2001; Ле­он­ть­ев Я. В. «Ски­фы» рус­ской ре­во­лю­ции: пар­тия ле­вых эсе­ров и ее ли­те­ра­тур­ные по­пут­чики. М., 2007; он же. Ме­ха­низм фаб­ри­ка­ции след­ст­вен­ных дел «Все­со­юз­но­го цен­тра» в 1937 г. // Во­про­сы ис­то­рии. 2008. № 6.

Вернуться к началу