Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

САЛА́РЫ

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 29. Москва, 2015, стр. 228-229

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С. А. Комиссаров

САЛА́РЫ (са­мо­на­зва­ния – са­лар, са­лыр, са­лур, сал­гур, со­лор), тюрк. на­род в Сев.-Зап. Ки­тае. Чис­лен­ность 130,6 тыс. чел. (2010, пе­ре­пись). Жи­вут в осн. на пра­во­бе­ре­жье верх­ней Ху­ан­хэ, со­став­ля­ют боль­шин­ст­во в Сюньхуа-Са­лар­ском ав­то­ном­ном у. на вос­то­ке пров. Цин­хай, про­жи­ва­ют так­же в Хуа­лун-Ху­эй­ском ав­то­ном­ном у. в пров. Цин­хай, Цзи­ши­шань-Бао­ань-Дун­сян-Са­лар­ском ав­то­ном­ном у. на за­па­де пров. Ган­су и др. Го­во­рят на са­лар­ском яз. огуз­ской груп­пы тюрк­ских язы­ков. С 2008 раз­ра­ба­ты­вает­ся пись­мен­ность на основе ла­ти­ни­цы. Используется также араб. письмо, на котором в средние века создавалась лит-ра. Рас­про­стра­не­ны так­же кит., уй­гур­ский и ти­бет. язы­ки. В осн. мусуль­ма­не-сун­ни­ты.

Вероятными предками С. были пле­мена со­ло­ров (салуров), которые в 11–14 вв. в составе огу­зов проникли далеко на запад; их пребывание на территории Закавказья, Ирака, Анатолии отражено в данных топонимики и ср.-век. летописей (Ра­шид ад-Дин, «Ки­та­би Де­де Кор­куд»). Под назв. салыров вошли в состав туркм. племён. По уст­ной тра­ди­ции, пред­ки С. – Ка­ра­ман и Ах­ман пе­ре­се­ли­лись в Цин­хай из ок­ре­ст­но­стей Са­мар­кан­да ок. 1370 (вы­ве­зен­ный от­ту­да, по пре­да­нию, Ко­ран хра­нит­ся в гл. ме­че­ти С. в Гэй­цзы). В кит. хро­ни­ках из­вест­ны с 14 в.; при династии Юань вожди С. назначались наследств. правителями занимаемых земель; при Мин платили дань лошадьми. Пополнялись за счёт местных мусульман (хуэй). В 1760-е гг. са­лар­ский су­фий­ский учи­тель Ма Мин­син ос­но­вал сек­ту Джах­рийя, практиковавшую громкий зикр; его по­сле­до­ва­те­ли при­ни­ма­ли ак­тив­ное уча­стие в му­сульм. вос­ста­ниях 18–20 вв.

Саларская невеста. Фото К. Д. Холтона. 1932.

За­ни­ма­ют­ся в осн. зем­ле­де­ли­ем (в т. ч. оро­си­тель­ным), раз­во­дят овец, ко­ров и др., развито садоводство. В деревнях было распространено плетение корзин, валяние войлока, ткачество. Жи­ли­ще гли­но­бит­ное или сыр­цо­вое с пло­ской кры­шей, ай­ва­ном, ок­на­ми с узор­ны­ми де­рев. ре­шёт­ка­ми по сто­ро­нам вхо­да; гл. по­ме­ще­ние ота­п­ли­ва­ет­ся ка­ном. Муж­чи­ны но­сят шта­ны, ру­ба­ху, без­ру­кав­ку или курт­ку, ша­поч­ку с не­вы­со­кой туль­ёй и круг­лым дном; жен­щи­ны – шта­ны, ха­лат, без­ру­кав­ку, го­лов­ной убор (кей­та), по­кры­ваю­щий шею и часть спи­ны. Трёх­поколенные семьи, или дворы (цимуцан), объединяются в патрилинейные роды (агэни, агэнай). Практиковались кросскузенные браки и авункулат. Неск. родов формировали деревенскую общину (агэлэ), а неск. деревень – волость (цяони), в рамках которой проводились обществ. работы (строительство ирригац. сооружений, дорог и мостов). Все родственники по отцовской линии входили в состав патронимии (кунмуса, кунмусань), включавшей 3–5 родов; у них были свои кладбища. Фольк­лор вклю­ча­ет ис­то­рич. пре­да­ния (ли­ши), сказ­ки (том­бах), ли­рич. пес­ни (йур), пла­чи (са­гыш, йы­гы). Муз. ин­ст­ру­мен­ты – струн­ный кху­ши, жен­ский вар­ган ку­шу­ан и др. Воз­ро­ж­да­ет­ся празд­но­ва­ние Но­уру­за.

Лит.: Тенишев Э. Р. Саларский язык. М., 1963; Ma Wei, Ma Jianzhong, Kevin Stuart. Folklore of China’s Islamic salar nationality. Lewiston, 2001; Резван Е. А. Между Тур­ке­станом и Тибетом: Салары. СПб., 2010; Ми Ичжи, Чжан Кэ. Салацзу цзяньши. Синин, 2014.

Вернуться к началу