Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

РЫ́НОК

  • рубрика

    Рубрика: Экономика

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 29. Москва, 2015, стр. 125-127

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Н. Б. Крылова

РЫ́НОК (лат. mercatus – тор­гов­ля или ме­сто для тор­гов­ли), со­во­куп­ность ин­сти­ту­тов, обес­пе­чи­ваю­щих взаи­мо­дей­ст­вие ме­ж­ду по­ку­па­те­ля­ми и про­дав­ца­ми и спо­соб­ст­вую­щих об­ме­ну.

В эко­но­мич. лит-ре и хо­зяйств. прак­ти­ке тер­мин «Р.» ис­поль­зу­ет­ся в не­сколь­ких осн. зна­че­ни­ях: 1) фи­зич. место для тор­гов­ли; 2) ме­ха­низм со­гла­со­ва­ния спро­са и пред­ло­же­ния и фор­ми­ро­ва­ния рав­но­вес­ной це­ны под воз­дей­ст­ви­ем кон­ку­рен­ции; 3) ры­нок сбы­та, или оп­ре­де­лён­ная об­ласть, в рам­ках ко­то­рой су­ще­ст­ву­ет спрос на то­ва­ры со­от­вет­ст­вую­ще­го про­из­во­ди­те­ля (фир­мы, от­рас­ли, стра­ны).

Исторический очерк

За­ро­ж­де­ние Р. свя­за­но с раз­ви­ти­ем тор­гов­ли как осо­бо­го ви­да тру­до­вой дея­тель­но­сти че­ло­ве­ка. Пер­вые фор­мы тор­гов­ли, как сви­де­тель­ст­ву­ют разл. ар­хео­ло­гич. на­ход­ки, су­ще­ст­во­ва­ли уже за 5000 лет до н. э. Об­мен то­ва­ра­ми осу­ще­ст­в­лял­ся на ней­траль­ных тер­ри­то­ри­ях, рас­по­ло­жен­ных на гра­ни­цах по­се­ле­ния разл. пле­мён. Не­сколь­ко позд­нее вы­де­ли­лись це­лые пле­ме­на, спе­циа­ли­зи­ро­вав­шие­ся на «даль­ней», или внеш­ней, тор­гов­ле («тор­го­вые на­ро­ды», напр. фи­ни­кий­цы), бла­го­да­ря ко­то­рым ус­та­нав­ли­ва­лись эко­но­мич. свя­зи ме­ж­ду разл. час­тя­ми ми­ра, напр. ме­ж­ду Ближ­ним Вос­то­ком и Ев­ро­пой.

В ан­тич­ный пе­ри­од в Гре­ции и Ри­ме по­явились ме­ст­ные Р., где кон­цен­три­ро­ва­лась тор­гов­ля, ори­ен­ти­ро­ван­ная на удов­ле­тво­ре­ние по­все­днев­ных по­треб­но­стей го­ро­жан. Позд­нее ры­ноч­ные пло­ща­ди ста­ли не­пре­мен­ным эле­мен­том за­строй­ки во мно­гих го­ро­дах ми­ра. Бла­го­да­ря им­пе­ри­ям сло­жи­лись ми­ро­вые тор­го­вые пу­ти (сре­ди­зем­но­мор­ский; путь пря­но­стей из Ин­дии; Ве­ли­кий шёл­ко­вый путь от Ки­тая и др.) и воз­ник­ли пер­вые ми­ро­вые день­ги (драх­ма, со­лид).

В ус­ло­ви­ях позд­не­го фео­да­лиз­ма ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние по­лу­чи­ли яр­мар­ки, на ко­то­рых осу­ще­ст­в­ля­лась оп­то­вая тор­гов­ля разл. то­ва­ра­ми, а так­же сдел­ки с де­неж­ны­ми ссу­да­ми. Та­кие яр­мар­ки, по су­ще­ст­ву, ста­ли пер­вы­ми ор­га­ни­зо­ван­ны­ми Р., где пре­ду­смат­ри­ва­лись спец. пра­ви­ла тор­гов­ли, кон­троль за це­на­ми и ка­че­ст­вом то­ва­ров. Со­блю­де­ние пра­вил га­ран­ти­ро­ва­лось ме­ст­ной вла­стью.

Ве­ли­кие гео­гра­фи­че­ские от­кры­тия и по­ли­ти­ка мер­кан­ти­лиз­ма способствовали фор­ми­ро­ва­нию ми­ро­во­го Р. и на­цио­наль­ных Р. в Ев­ро­пе. По­лу­чи­ли рас­про­стра­не­ние бир­жи – ре­гу­ляр­но дей­ст­вую­щие Р. стан­дар­ти­зи­ро­ван­ных то­ва­ров (сырь­е­вых ре­сур­сов, цен­ных бу­маг и др.).

Про­мыш­лен­ная ре­во­лю­ция на начальном этапе капитализма вы­зва­ла даль­ней­шее уг­луб­ле­ние об­ществ. раз­де­ле­ния тру­да, бур­ный рост про­мыш­лен­но­сти и транс­пор­та, ак­тив­ное пе­ре­ме­ще­ние на­се­ле­ния в го­ро­да, что при­ве­ло к фор­ми­ро­ва­нию Р. фак­то­ров про­из­вод­ст­ва, пре­ж­де все­го Р. тру­да. Рост кон­цен­тра­ции ка­пи­та­лов и уси­ле­ние по­треб­но­сти в их сво­бод­ном пе­ре­ме­ще­нии обу­сло­ви­ли фор­ми­ро­ва­ние и рас­про­стра­не­ние раз­но­об­раз­ных Р. дол­го­вых обя­за­тельств, осо­бен­но фон­до­во­го Р., или Р. цен­ных бу­маг, ко­то­рый стал осн. ис­точ­ни­ком при­вле­че­ния до­пол­нит. ре­сур­сов для фи­нан­си­ро­ва­ния ре­аль­но­го сек­то­ра эко­но­ми­ки и го­су­дар­ст­ва. В этот же пе­ри­од осн. фор­мой ор­га­ни­за­ции роз­нич­но­го Р. ста­ла тор­гов­ля че­рез ма­га­зи­ны (см. Роз­нич­ная тор­гов­ля).

Тор­го­во-пром. ли­дер­ст­во Ве­ли­ко­бри­та­нии на про­тя­же­нии 19 в. за­кре­пи­ло за Лон­до­ном роль цен­тра ми­ро­во­го Р., а за фун­том стер­лин­гов – ми­ро­вой ва­лю­ты (см. Зо­ло­той стан­дарт). Вслед­ст­вие уси­ле­ния США в 20 в. эти ро­ли пе­ре­шли к Нью-Йор­ку и дол­ла­ру США.

Типы рынков

По объ­ек­там ку­п­ли-про­да­жи (ви­дам то­ва­ра) раз­ли­ча­ют 4 осн. ти­па Р.: Р. по­тре­би­тель­ских то­ва­ров; пром. Р.; Р. тру­да; фи­нан­со­вый Р. Ка­ж­дый из них, в свою оче­редь, пред­став­ля­ет со­во­куп­ность не­сколь­ких спе­циа­ли­зир. Р. Так, в со­ста­ве Р. по­тре­би­тель­ских то­ва­ров вы­де­ля­ют­ся Р. про­до­воль­ст­вия и не­про­до­воль­ст­вен­ных то­ва­ров, отд. то­вар­ные Р. Пром. Р. вклю­ча­ет Р. пер­вич­ных (при­род­ных) ре­сур­сов и про­ме­жу­точ­ных про­дук­тов.

К фи­нан­со­во­му рынку от­но­сят Р. ка­пи­та­ла, пре­ж­де все­го дол­го­сроч­ных обя­за­тельств (ак­ций, об­ли­га­ций), и ры­нок высо­ко­ли­к­вид­ных, крат­ко­сроч­ных фи­нан­со­вых ак­ти­вов, или де­неж­ный Р. (ва­лют­ный, меж­бан­ков­ских кре­ди­тов, ка­зна­чей­ских век­се­лей, де­по­зит­ных сер­ти­фи­ка­тов и т. д.).

Ин­но­ва­ци­он­ный ха­рак­тер эко­но­мич. раз­ви­тия сти­му­ли­ру­ет воз­ник­но­ве­ние спро­са на но­вые то­ва­ры, что объ­ек­тив­но вле­чёт за со­бой не­пре­рыв­ный про­цесс об­ра­зо­ва­ния но­вых ча­ст­ных Р., осо­бен­но Р. ин­фор­ма­ции и ин­фор­мац. тех­но­ло­гий. Это спо­соб­ст­ву­ет рас­ши­ре­нию гра­ниц Р., его гло­ба­ли­за­ции. Од­но­вре­мен­но уси­ли­ва­ет­ся взаи­мо­за­ви­си­мость от­дель­ных его эле­мен­тов, фор­ми­ру­ет­ся еди­ная сис­те­ма рын­ка.

В про­стран­ст­вен­ном от­но­ше­нии Р. под­раз­де­ля­ет­ся на ме­ст­ный (ло­каль­ный), на­цио­наль­ный и ме­ж­ду­на­род­ный (ми­ро­вой). При оп­ре­де­ле­нии про­стран­ст­вен­ных гра­ниц Р. большое зна­че­ние име­ют та­кие фак­то­ры, как транс­порт­ные из­держ­ки; при­род­но-кли­ма­тич. ус­ло­вия; ха­рак­тер то­ва­ра; од­но­род­ность вку­сов по­ку­па­те­лей. Так, Р. ско­ро­пор­тя­щих­ся про­до­вольств. то­ва­ров и стро­ит. ма­те­риа­лов вслед­ст­вие вы­со­ких из­дер­жек хра­не­ния и транс­пор­ти­ров­ки, как пра­ви­ло, име­ют ло­каль­ный ха­рак­тер. Гра­ни­цы Р. ка­пи­та­ла, на­про­тив, зна­чи­тель­но ши­ре, что обу­слов­ле­но уни­фи­ци­ро­ван­ным ха­рак­те­ром фи­нан­со­вых ин­ст­ру­мен­тов, воз­мож­но­стью за­клю­чать сделки на зна­чит. рас­стоя­ни­ях и в разл. ча­со­вых поя­сах в ус­ло­ви­ях ком­пь­ю­те­ри­за­ции бир­же­вых опе­ра­ций и раз­ви­тия гло­баль­ных те­ле­ком­му­ни­ка­ци­он­ных се­тей.

Теории рынка

В эко­но­мич. тео­рии фе­но­мен Р. рас­смат­ри­ва­ет­ся пре­ж­де все­го в рам­ках про­бле­мы взаи­мо­дей­ст­вия спро­са и пред­ло­же­ния и фор­ми­ро­ва­ния еди­ной рав­но­вес­ной це­ны под влия­ни­ем сил кон­ку­рен­ции. Раз­гра­ни­чи­ва­ют­ся 2 осн. ас­пек­та дан­ной про­бле­мы: воз­мож­но­сти дос­ти­же­ния час­тич­но­го и об­ще­го рав­но­ве­сия. В пер­вом, бо­лее про­стом, слу­чае речь идёт об отд. об­лас­ти Р. (рын­ке кон­крет­но­го то­ва­ра, напр. ви­део­ди­сков). Та­кой Р. счи­та­ет­ся тем со­вер­шен­нее, чем сво­бод­нее взаи­мо­дей­ст­вие про­дав­цов и по­ку­па­те­лей, чем бы­ст­рее во всех его час­тях в од­но и то же вре­мя ус­та­нав­ли­ва­ет­ся еди­ная це­на на со­от­вет­ст­вую­щий то­вар.

Вто­рой, бо­лее слож­ный, ас­пект свя­зан с дос­ти­же­ни­ем об­ще­го рав­но­ве­сия, т. е. рав­но­ве­сия во всей взаи­мо­свя­зан­ной сис­те­ме Р., пред­по­ла­гаю­ще­го вы­рав­ни­ва­ние ус­ло­вий эко­но­мич. дея­тель­но­сти пу­тём пе­ре­рас­пре­де­ле­ния фак­то­ров про­из­вод­ст­ва ме­ж­ду от­рас­ля­ми и сфе­ра­ми эко­но­ми­ки. Дос­ти­же­ние об­ще­го рав­но­ве­сия оз­на­ча­ет, что ре­сур­сы уже рас­пре­де­ли­лись та­ким об­ра­зом, что ни один из уча­ст­ни­ков Р. не име­ет сти­му­лов к из­ме­не­нию цен и объ­ё­мов вы­пус­ка.

На по­ве­де­ние ры­ноч­ных аген­тов и ре­зуль­та­тив­ность функ­цио­ни­ро­ва­ния кон­крет­ных Р. су­ще­ст­вен­ное влия­ние ока­зы­ва­ют их струк­тур­ные осо­бен­но­сти: уро­вень кон­цен­тра­ции про­дав­цов и от­но­си­тель­ные раз­ме­ры Р.; ха­рак­тер пред­ла­гае­мо­го про­дук­та, сте­пень его од­но­род­но­сти; ус­ло­вия вхо­да на Р. и вы­хо­да с не­го (на­ли­чие или от­сут­ст­вие барь­е­ров); ка­че­ст­во и дос­туп­ность ры­ноч­ной ин­фор­ма­ции и др. В за­ви­си­мо­сти от этих осо­бен­но­стей вы­де­ля­ют­ся разл. ти­пы Р., диф­фе­рен­ци­ро­ван­ные по уров­ню раз­ви­тия кон­ку­рен­ции. Ба­зо­вой, иде­аль­ной мо­де­лью Р., обес­пе­чиваю­щей эф­фек­тив­ное рас­пре­де­ле­ние ре­сур­сов и ма­те­ри­аль­ных благ, слу­жит Р. со­вер­шен­ной кон­ку­рен­ции. Для не­го ха­рак­тер­ны: 1) на­ли­чие зна­чит. чис­ла про­дав­цов од­но­род­но­го про­дук­та, при этом до­ля кон­крет­но­го про­дав­ца на Р. не­ве­ли­ка, и ка­ж­дый из них в от­дель­но­сти не в со­стоя­нии су­ще­ст­вен­но по­вли­ять на це­ну; 2) от­сут­ст­вие барь­е­ров для вхо­да на Р. и вы­хо­да с не­го; 3) на­ли­чие со­вер­шен­ной ин­фор­ма­ции, обес­пе­чи­ваю­щей пол­ное и дос­то­вер­ное зна­ние об ус­ло­ви­ях рын­ка.

Эф­фек­тив­ное функ­цио­ни­ро­ва­ние Р. воз­мож­но лишь в том слу­чае, ес­ли от­но­ше­ния ме­ж­ду эко­но­мич. аген­та­ми, воз­ни­каю­щие в про­цес­се ку­п­ли-про­да­жи, ин­сти­ту­цио­на­ли­зи­ру­ют­ся, т. е. за­кре­п­ля­ют­ся со­от­вет­ст­вую­щи­ми нор­ма­ми и пра­ви­ла­ми, ко­то­рые ре­гу­ли­ру­ют рас­пре­де­ле­ние прав соб­ст­вен­но­сти, обес­пе­чи­ва­ют кон­троль за со­блю­де­ни­ем кон­трак­тов, пре­ду­смат­ри­ва­ют стра­хо­ва­ние рис­ков, га­ран­ти­ру­ют пре­дос­тав­ле­ние не­об­хо­ди­мой ин­фор­ма­ции, при­да­вая хо­зяйств. про­цес­сам бо́льшую ус­той­чи­вость и пред­ска­зуе­мость.

В со­от­вет­ст­вии с ин­сти­ту­цио­наль­ным под­хо­дом Р. рас­смат­ри­ва­ет­ся как со­во­куп­ность эко­но­мич. ин­сти­ту­тов, обес­пе­чи­ваю­щих по­сто­ян­ную связь ме­ж­ду про­из­во­ди­те­ля­ми и по­тре­би­те­ля­ми эко­но­мич. благ.

Функции в экономике

Р. вы­пол­ня­ет ряд важ­ных со­ци­аль­но-эко­но­мич. функ­ций. 1) Че­рез со­гла­со­ва­ние спро­са и пред­ло­же­ния и фор­ми­ро­ва­ние рав­но­вес­ной це­ны про­ис­хо­дит рас­пре­де­ле­ние ре­сур­сов и ма­те­ри­аль­ных благ ме­ж­ду разл. по­треб­но­стя­ми и сфе­ра­ми дея­тель­но­сти. 2) Осн. па­ра­мет­ры (сиг­на­лы) рын­ка (це­на, ди­на­ми­ка спро­са и пред­ло­же­ния, уро­вень про­цент­ных ста­вок, кур­сы ва­лют и цен­ных бу­маг и т. д.) слу­жат важ­ней­шим ис­точ­ни­ком ин­фор­ма­ции о си­туа­ции в эко­но­ми­ке, обес­пе­чи­вая гиб­кость и ди­на­мизм во вза­им­ной адап­та­ции про­из­вод­ст­ва и по­треб­ле­ния. 3) Ме­ха­низм ры­ноч­ной кон­ку­рен­ции спо­соб­ст­ву­ет по­вы­ше­нию ка­че­ст­ва то­ва­ров и ус­луг, вне­дре­нию ин­но­ва­ций, обес­пе­чи­ва­ет по­тре­би­те­лю воз­мож­ность вы­бо­ра. 4) Вы­яв­ля­ет об­ществ. по­лез­ность то­ва­ров и ус­луг, по­зво­ля­ет оце­нить, в ка­кой ме­ре ин­ди­ви­ду­аль­ные из­держ­ки ка­ж­до­го то­ва­ро­про­из­во­ди­те­ля со­от­вет­ст­ву­ют об­ществ. ус­ло­ви­ям про­из­вод­ст­ва.

Дей­ст­вие ры­ноч­ных сил не все­гда обес­пе­чи­ва­ет эф­фек­тив­ное пред­ло­же­ние не­об­хо­ди­мых об­ще­ст­ву благ, в этих слу­ча­ях го­во­рят о про­ва­лах или изъ­я­нах Р. (от англ. market failures). Про­ва­лы Р. воз­ни­ка­ют вслед­ст­вие внеш­них эф­фек­тов, ог­ра­ни­чен­ной кон­ку­рен­ции и не­пол­но­ты ин­фор­ма­ции. Так, внеш­ние эф­фек­ты воз­ни­ка­ют в тех слу­ча­ях, ко­гда часть из­дер­жек или вы­год, свя­зан­ных с про­из­вод­ст­вом дан­но­го бла­га, не на­хо­дит от­ра­же­ния в це­не это­го бла­га. Та­ко­вы, напр., из­держ­ки от за­гряз­не­ния ок­ру­жаю­щей сре­ды, ко­то­рые не­сёт ме­ст­ное на­се­ле­ние, вы­ну­ж­ден­ное тра­тить боль­ше де­нег на ме­ди­ка­мен­ты, или все на­ло­го­пла­тель­щи­ки, ес­ли строи­тель­ст­во очи­ст­ных со­ору­же­ний фи­нан­си­ру­ет­ся из гос. бюд­же­та.

Са­мо­сто­ят. зна­че­ние в эко­но­мич. тео­рии и хо­зяйств. прак­ти­ке име­ет про­бле­ма Р. сбы­та (для отд. фир­мы, от­рас­ли, стра­ны в це­лом). В совр. мак­ро­эко­но­ми­ке эта про­бле­ма рас­смат­ри­ва­ет­ся с точки зре­ния воз­мож­но­сти реа­ли­за­ции все­го объ­ё­ма про­из­ве­дён­но­го про­дук­та. Центр. ме­сто здесь от­во­дит­ся во­про­су о транс­фор­ма­ции сбе­ре­гае­мой час­ти со­во­куп­но­го до­хо­да в ин­ве­сти­ции. В со­ответ­ст­вии с тео­ри­ей Дж. М. Кейн­са та­кая транс­фор­ма­ция не про­ис­хо­дит ав­то­ма­ти­че­ски, и в си­лу это­го со­во­куп­ное пред­ло­же­ние мо­жет пре­вы­шать со­во­куп­ный спрос, что про­яв­ля­ет­ся в кри­зи­сах сбы­та («пе­ре­про­из­вод­ст­ва»). Для про­ти­во­дей­ст­вия кри­зи­сам, со­глас­но Кейн­су, не­об­хо­ди­ма ак­тив­ная по­ли­ти­ка го­су­дар­ст­ва, на­прав­лен­ная на сти­му­ли­ро­ва­ние спро­са, в т. ч. го­су­дар­ст­вен­но­го. Тем же це­лям мо­жет слу­жить ос­вое­ние но­вых Р. сбы­та. На мик­ро­уров­не эти про­бле­мы ре­ша­ют­ся пу­тём про­ве­де­ния спец. мар­ке­тин­го­вых ис­сле­до­ва­ний отд. Р., пред­по­ла­гаю­щих изу­че­ние по­тре­би­тель­ско­го спро­са, рек­лам­ную раз­ра­бот­ку про­дук­тов, по­иск но­вых то­вар­ных ниш и ка­налов сбы­та, раз­ра­бот­ку схем ор­га­ни­зации про­цес­са про­дви­же­ния про­дук­та к по­тре­би­те­лям.

При­зна­ние или от­ри­ца­ние спо­соб­но­сти Р. к са­мо­ре­гу­ли­ро­ва­нию яв­ля­ет­ся гл. ме­то­до­ло­гич. пред­по­сыл­кой в разл. по­зи­ци­ях совр. эко­но­ми­стов. Кри­зис нео­кейн­си­ан­ст­ва и кру­ше­ние мо­де­лей пла­но­вой эко­но­ми­ки обусловили сдвиг в мак­ро­эко­но­ми­че­ской по­ли­ти­ке к де­ре­гу­ли­ро­ва­нию (ли­бе­ра­ли­за­ции) фи­нан­со­вых и фон­до­вых рын­ков. В со­че­та­нии с ин­фор­ма­ци­он­ной ре­во­лю­ци­ей это при­ве­ло к уве­ли­че­нию ми­ро­во­го Р. про­из­вод­ных цен­ных бу­маг (де­ри­ва­ти­вов) и ми­ро­во­му фи­нан­со­во­му кри­зи­су 2008–09. После этого кризиса во многих странах усилено регулирование финансового Р. См. Рав­но­ве­сие в эко­но­ми­ке, Ры­ноч­ная эко­но­ми­ка.

Лит.: До­лан Э. Дж., Лин­дсей Д. Е. Рынок. Мик­ро­эко­но­ми­че­ская мо­дель. СПб., 1992; Мар­шалл А. Прин­ци­пы эко­но­ми­че­ской нау­ки. М., 1993. Т. 2; Ко­уз Р. Фир­ма, ры­нок и пра­во. М., 1993; Swedberg R. Markets as social structures // The Handbook of economic sociology / Ed. by N. Smelser, R. Swed­berg. N. Y., 1994; Ту­ган-Ба­ра­нов­ский М. И. Ос­но­вы по­ли­ти­че­ской эко­но­мии. М., 1998; Ро­бертс Дж. Рын­ки со­вер­шен­ной и не­со­вер­шен­ной кон­ку­рен­ции // Эко­но­ми­че­ская тео­рия / Под ред. Дж. Иту­эл­ла и др. М., 2004; Бро­дель Ф. Ма­те­ри­аль­ная ци­ви­ли­за­ция, эко­но­ми­ка и ка­пи­та­лизм, XV–XVIII вв. 2-е изд. М., 2006–2007. Т. 1–3; Лин­дб­лом Ч. Ры­ноч­ная сис­те­ма: что это та­кое, как она ра­бо­та­ет и что с ней де­лать. М., 2010; Оль­се­вич Ю. Я. Фун­да­мен­таль­ная не­оп­ре­де­лен­ность рын­ка и фи­нан­со­вые тео­рии. СПб., 2013.

Вернуться к началу