Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

РОЛЬ СОЦИА́ЛЬНАЯ

  • рубрика

    Рубрика: Философия

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 28. Москва, 2015, стр. 619-620

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Г. Г. Силласте

РОЛЬ СОЦИА́ЛЬНАЯ, нор­ма­тив­но ре­гу­ли­руе­мые ти­пы и фор­мы по­ве­де­ния лю­дей, за­ви­ся­щие от их ста­ту­са, по­ло­же­ния в со­ци­аль­ной струк­ту­ре. Р. с. вы­ра­жа­ет­ся в ожи­да­ни­ях (экс­пек­та­ци­ях) и по­же­ла­ни­ях, фик­си­ру­ет­ся в нор­мах и тре­бо­ва­ни­ях, ко­то­рые предъ­яв­ля­ют­ся об­ще­ст­вом к ин­ди­ви­дам и груп­пам и обес­пе­чи­ва­ют­ся разл. санк­ция­ми (см. Кон­троль со­ци­аль­ный). Ка­ж­дая роль, со­от­вет­ст­вую­щая оп­ре­де­лён­но­му ста­ту­су лич­но­сти, пред­став­ля­ет со­бой на­бор прав и обя­зан­но­стей по от­но­ше­нию к ок­ру­жаю­щим её в кон­крет­ной си­туа­ции ин­ди­ви­дам.

Оп­ре­де­ле­ние по­ня­тия «Р. с.» бы­ло да­но, не­за­ви­си­мо друг от дру­га, Дж. Г. Ми­дом и Р. Лин­то­ном. Мид как сто­рон­ник сим­во­ли­че­ско­го ин­те­рак­цио­низ­ма рас­смат­ри­вал Р. с. как фор­му не­по­сред­ст­вен­но­го взаи­мо­дей­ст­вия лю­дей, «иг­ру», в хо­де ко­то­рой че­ло­век, пред­став­ляя себя в ро­ли дру­го­го, ус­ваи­ва­ет со­ци­аль­ные нор­мы и спо­соб­ст­ву­ет собств. со­циа­ли­за­ции. При этом ка­ж­дая роль пред­по­ла­га­ет взаи­мо­дей­ст­вие с др. ро­ля­ми (по­ку­па­те­ля с про­дав­цом, от­ца с ре­бён­ком и т. д.). Лин­тон – сто­рон­ник функ­цио­на­лиз­ма – оп­ре­де­лял Р. с. как «ди­на­ми­че­ский ас­пект ста­ту­са» и рас­смат­ри­вал её в ка­че­ст­ве еди­ни­цы об­ществ. струк­ту­ры. Т. Пар­сонс оп­ре­де­лял роль од­но­вре­мен­но как по­ве­де­ние, нор­ма­тив­но ре­гу­ли­руе­мое на ос­но­ве об­ще­при­ня­тых цен­но­стей, и как ком­по­нент со­ци­аль­ной струк­ту­ры.

В разл. ти­по­ло­ги­ях Р. с. вы­де­ля­ют ро­ли: ас­к­рип­тив­ные (объ­ек­тив­но пре­д­опре­де­ляе­мые ро­ж­де­ни­ем, воз­рас­том, по­лом) и дос­ти­гае­мые (лич­ны­ми уси­лия­ми ин­ди­ви­да); кон­вен­цио­наль­ные (стан­дар­ти­зи­ро­ван­ные и без­лич­ные, строя­щие­ся на ос­но­ве прав и обя­зан­но­стей ин­ди­ви­да, не­за­ви­си­мо от то­го, кто эти ро­ли ис­пол­ня­ет) и меж­лич­но­ст­ные (ко­гда вы­пол­няе­мые пра­ва и обя­зан­но­сти за­ви­сят от ин­ди­ви­ду­аль­ных осо­бен­но­стей уча­ст­ни­ков меж­лич­но­ст­но­го взаи­мо­дей­ст­вия, их чувств, эмо­ций, пред­поч­те­ний).

Струк­ту­ра лич­но­сти не сво­дит­ся к со­во­куп­но­сти её со­ци­аль­ных ро­лей, пред­став­ляю­щих со­бой разл. гра­ни её цель­но­го об­ществ. по­ве­де­ния. Диа­па­зон и чис­ло ис­пол­няе­мых лич­но­стью Р. с. за­ви­сят от мно­го­об­ра­зия со­ци­аль­ных групп, ви­дов дея­тель­но­сти и от­но­ше­ний, в ко­то­рых уча­ст­ву­ет ин­ди­вид, от его по­треб­но­стей и ин­те­ре­сов. При­ня­тие той или иной Р. с. пред­став­ля­ет со­бой слож­ный про­цесс, не­отъ­ем­ле­мой ча­стью ко­то­ро­го яв­ля­ет­ся ком­му­ни­ка­ция. В про­цес­се адап­та­ции к ро­ли мо­гут воз­ник­нуть ро­ле­вая на­пря­жён­ность и ро­ле­вой кон­фликт, ко­гда реа­ли­зуе­мые че­ло­ве­ком ро­ли ока­зы­ва­ют­ся пло­хо со­вмес­ти­мы­ми.

Дей­ст­вуя в со­от­вет­ст­вии с ис­пол­няе­мой ею ро­лью, лич­ность ру­ко­во­дству­ет­ся так­же свои­ми ин­ди­ви­ду­аль­ны­ми мо­ти­ва­ми, про­яв­ля­ет кон­крет­ные по­ве­денч. ус­та­нов­ки и эмо­цио­наль­ные ре­ак­ции. По­сред­ст­вом обу­че­ния Р. с. ус­ваи­ва­ют­ся и нор­мы куль­ту­ры.

Опи­са­ние дея­тель­но­сти лю­дей за пре­де­ла­ми Р. с. ох­ва­ты­ва­ет разл. фор­мы спон­тан­но­го и от­кло­няю­ще­го­ся по­ве­де­ния. По­ня­тие Р. с. ши­ро­ко ис­поль­зу­ет­ся в кон­цеп­ци­ях со­циа­ли­за­ции, тео­рии ма­лых групп, со­ци­аль­ной ан­тро­по­ло­гии, со­цио­мет­рии, пси­хи­ат­рии.

Лит.: Кон И. С. Со­цио­ло­гия лич­но­сти. М., 1967; Biddle B. J., Thomas E. J. Role theory: Concepts and research. Huntington, 1979. См. так­же лит. при ста­тьях Сим­во­ли­че­ский ин­тер­ак­цио­низм, Со­ци­аль­ная пси­хо­ло­гия.

Вернуться к началу