РЕ́МБРАНДТ ХАРМЕНС ВАН РЕЙН
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
РЕ́МБРАНДТ Харменс ван Рейн (Rembrandt Harmensz van Rijn) (15.7.1606, Лейден – 4.10.1669, Амстердам), голл. живописец, рисовальщик и офортист. Родился в семье мельника католич. вероисповедания. Проучившись год в Лейденском ун-те (1620), Р. бросил его, посвятив себя иск-ву. Учился у караваджиста Я. ван Сваненбурга в Лейдене (ок. 1620 – 1624) и историч. живописца П. Ластмана в Амстердаме (1624–25). Отказавшись от традиц. учебной поездки в Италию, вернулся в Лейден и совм. с Я. Ливенсом открыл мастерскую. Осн. жанрами в творчестве Р. становятся религиозно-мифологич. картина и портрет. В рамках каждого из них мастера интересуют, в первую очередь, индивидуальный характер человека и многообразие проявлений его духовной жизни. Особое место в творчестве занимают автопортреты: св. 70 в разл. техниках были созданы в разные периоды жизни, оставив своего рода хронику жизни художника.
Произведения Р. т.н. лейденского периода (1625–31) отмечены как влиянием его учителей, так и стремлением к творч. самостоятельности. В своих работах он использует караваджистские приёмы, но традиц. светотень становится у него менее контрастной и более живописной («Принесение во храм», ок. 1628–29, Кунстхалле, Гамбург; «Глупый богач», 1627, КГ, Берлин). В этот период Р. мечтает стать историч. живописцем, в его работах обнаруживается богатая фантазия художника, внимание к индивидуальной человеческой внешности и изменчивости мимики («Побиение камнями св. Стефана», 1625, Музей изобразит. искусств, Лион; «Товит и Анна», 1626, Рейксмюсеум, Амстердам; «Изгнание из храма», 1626, ГМИИ; автопортреты – 1627, КГ старых мастеров, Кассель; 1629, Рейксмюсеум). Широко распространяются т. н. tronie – жанр, объединяющий портрет с историч. жанром, создающий выразит. образ, сочетающий острую индивидуальность с характерностью («Портрет мужчины в восточных одеяниях», 1633, Старая пинакотека, Мюнхен; «Аристотель с бюстом Гомера», 1653, Метрополитен-музей, Нью-Йорк).
После переезда в Амстердам (1631) начался самый успешный период в жизни Р.: он стал знаменитым живописцем, начал писать заказные портреты. В 1634 женился на патрицианке Саскии ван Эйленбург, купил дом, вёл широкий образ жизни, занимался коллекционированием картин, гравюр, античной скульптуры, оружия, вост. костюмов, муз. инструментов, которые часто изображал в своих картинах. Период 1631–42 в творчестве Р. отмечен наибольшей близостью к стилю европ. барокко (отчасти связанный с влиянием П. П. Рубенса): его работы отличают драматизм, бурное движение, светотеневые контрасты, соединение натурализма и декоративных эффектов, чувственности и монументальности, что ярче всего проявилось в религ. и мифологич. композициях («Жертвоприношение Авраама», 1634, Эрмитаж, С.-Петербург; «Ослепление Самсона», 1636, Штеделевский худож. ин-т, Франкфурт-на-Майне; «Снятие со Креста», 1634; «Даная», 1636, обе – Эрмитаж). Известность мастеру принёс групповой портрет «Анатомия доктора Тульпа» (1632, Маурицхёйс, Гаага), смысловым стержнем которого служит психологич. единство действующих лиц. Р., отталкиваясь от традиций Ф. Халса, исполняет большое количество заказных портретов, великолепно передающих сходство и схватывающих самое характерное в облике модели (портреты супругов Солманс, ок. 1634, собрание семьи Ротшильд, Париж), обращается к костюмированному и театрализованному портрету и автопортрету («Саския в виде Флоры», 1634, Эрмитаж; «Автопортрет с Саскией на коленях», 1635, Дрезденская КГ). В этот период Р. успешно работал в области офорта, экспериментировал с разл. техниками (дополнил офорт техникой сухой иглы и приёмом затяжки; см. илл. к ст. Офорт); создал первые крупные гравюры («Возвращение блудного сына», 1636; «Христос перед Пилатом», 1636; «Автопортрет в берете», 1639). В 1630–40-е гг. Р. обращается к пейзажу, развивая как традицию Х. Сегерса в изображении романтически взволнованной природы («Пейзаж с грозой», 1638, Музей герцога Антона Ульриха, Брауншвейг; «Пейзаж с мельницей», ок. 1650, Нац. галерея иск-ва, Вашингтон), так и тематику малых голландцев, с их интересом к непритязательным уголкам нац. природы («Зимний пейзаж», 1646, КГ старых мастеров, Кассель).
С 1642 наступает зрелый этап в творчестве Р. (до сер. 1650-х гг.). После череды личных трагедий (утрата благосостояния, смерть матери, малолетних детей и Саскии, оставившей годовалого сына Титуса) и спада его популярности как художника Р. сблизился с сектой меннонитов, проповедующих свободную интерпретацию Библии. Религ. картины Р. становятся истолкованием Священного Писания, а не его иллюстрацией, проекцией собств. чувств художника на избранный сюжет. В этот период Р. отходит от барочной стилистики в сторону более сдержанной классицизирующей манеры. Меняется эмоциональный строй его образов – погружение в себя, интимные переживания, едва уловимые оттенки состояний приходят на смену бурным проявлениям чувств. Больше внимания он уделяет световоздушным эффектам, колориту, живописной светотени. В Священной истории Р. ищет высокие нравств. идеалы и поэзию повседневной жизни («Прощание Давида с Ионафаном», 1642; «Святое семейство», 1645; обе – Эрмитаж; «Христос в Эммаусе», «Милосердие самаритянина», обе 1648, Лувр, Париж). Наиболее монументальной работой этого времени является картина «Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рёйтенбюрга» (1642, Рейксмюсеум; традиц. ошибочное назв. «Ночной дозор» возникло из-за потемневшего лака), где групповой портрет роты амстердамских стрелков художник превратил в насыщенную действием историч. композицию, которую оживляют светотеневые контрасты и яркие цветовые пятна. Использование светотени служит для усиления эмоциональной выразительности образа. Тончайшей светотеневой игрой и эмоциональной насыщенностью образного строя отмечена графика 1640–50-х гг. (офорты «Христос, исцеляющий больных», ок. 1642–46; «Три дерева», 1643; см. также илл. к ст. Гравюра). В этот период в иск-ве Р. явственнее выступает интерес к духовной жизни человека, к раскрытию внутр. мира. Он продолжает работать над портретами; под влиянием Рафаэля и Тициана стремится представить модель в нерасторжимом единстве с окружающей пространственной средой (портрет Я. Сильвиуса, 1644, Музей Вальрафа – Рихарца, Кёльн); к наиболее значит. относятся портреты его друзей (Я. Сикса, 1654, Рейксмюсеум; Н. Брейнинга, 1652, КГ старых мастеров, Кассель). Образ новой возлюбленной Р., Хендрикье Стоффелс, появляется во многих картинах: «Вирсавия» (1654, Лувр), «Купальщица» (1654, Нац. галерея, Лондон). В 1650-е гг. появляется тип портрета-биографии («Старик в красном», ок. 1652–54, «Старый еврей», 1654, обе – Эрмитаж).
В 1656 Р. признан банкротом; в 1657–1658 его коллекции, имущество, дом распроданы с молотка. Художник переехал в беднейший евр. квартал Амстердама – Розенграхт. В последнее десятилетие творчество Р. достигает вершины и представляет собой синтез всех исканий мастера. Свободная живопись (рельефные пастозные мазки объединяются с тончайшими лессировками) приобретает у Р. пространственную глубину, светотень становится средством композиц. построения и раскрытия психологич. коллизий, колорит преодолевает монохромность и достигает макс. сложности и светоносности («Артаксеркс, Аман и Эсфирь», 1660, ГМИИ; «Возвращение блудного сына», ок. 1668–69, Эрмитаж, см. илл. к ст. Живопись). Лаконизмом и силой характеристик отличаются поздние портреты Р. (Титуса, сына художника, ок. 1655, Музей Бойманса – ван Бёнингена, Роттердам; «Синдики», 1662, «Еврейская невеста», после 1665, обе – Рейксмюсеум; Портрет И. Деккера, 1666, Эрмитаж, автопортреты – 1660, Лувр; ок. 1663 и 1669, оба – Нац. галерея, Лондон; ок. 1668, Музей Вальрафа – Рихарца, Кёльн). Крупнейший европ. художник 17 в., Р. повлиял не только на иск-во учеников и ассистентов; среди его последователей – Г. Дау, Я. Ливенс, Г. Флинк, Ф. Боль, К. Фабрициус, С. фон Хогстратен, Н. Мас, А. де Гелдер и др.