Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПТОЛЕМЕ́Й КЛАВДИЙ

  • рубрика

    Рубрика: Философия

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 27. Москва, 2015, стр. 725-726

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: М. Л. Городецкий, С. Н. Лебедев (музыка)

ПТОЛЕМЕ́Й Клав­дий (греч. Κλαύδιος Πτολεμαος, лат. Claudius Ptolemaeus) (ок. 100 – ок. 170), др.-греч. ас­тро­ном, гео­граф, ма­те­ма­тик, тео­ре­тик му­зы­ки, ра­бо­тав­ший в Алек­сан­д­рии в рим. Егип­те. Раз­ра­бо­тал гео­цен­три­че­скую сис­те­му ми­ра (т. н. сис­те­му ми­ра Пто­ле­мея).

Важ­ней­шее про­из­ве­де­ние П. – трак­тат по ас­тро­но­мии «Ма­те­ма­ти­че­ское по­строе­ние в 13 кни­гах» («Μαϑηματιϰὴ Σύνταξις»), из­вест­ный под назв. «Аль­ма­гест» (от al-majisṭī – араб. про­из­но­ше­ние греч. пре­вос­ход­ной сте­пе­ни от прил. «боль­шой» с араб. ар­тик­лем al: «al-Μεγστη » от бо­лее позд­не­го греч. назв. «‘Η Μεγάλη Σύνταξις » – «Боль­шой трак­тат»). В нём П. на ос­но­ве гео­мет­рич. по­строе­ний раз­ра­бо­тал ки­не­ма­тич. мо­де­ли для объ­яс­не­ния на­блю­дае­мо­го дви­же­ния 7 из­вест­ных в древ­но­сти не­бес­ных тел (Солн­це, Лу­на, Мер­ку­рий, Ве­не­ра, Марс, Юпи­тер, Са­турн) и сфе­ры не­по­движ­ных звёзд. П. оп­ре­де­лил па­ра­мет­ры этих мо­де­лей, ис­поль­зуя свои ас­тро­но­мич. на­блю­де­ния (с 26.3.127 по 2.4.141), на­блю­де­ния Гип­пар­ха и др. греч. ас­тро­но­мов, а так­же ва­ви­лон­ских ас­тро­но­мов (на­чи­ная с 8 в. до н. э.). Он по­стро­ил таб­ли­цы, с по­мо­щью ко­то­рых для за­дан­но­го мо­мен­та вре­ме­ни мо­гут быть оп­ре­де­ле­ны по­ло­же­ния не­бес­ных све­тил, а так­же ас­тро­но­мич. яв­ле­ния, напр. за­тме­ния Солн­ца и Лу­ны. В трак­та­те при­ве­дён звёзд­ный ка­та­лог с эк­лип­тич. не­бес­ны­ми ко­ор­ди­на­та­ми и бле­ском 1025 звёзд и ту­ман­но­стей; из­ло­же­ны ос­но­вы три­го­но­мет­рии на плос­ко­сти и сфе­ре.

В ос­но­ве мо­де­лей П. ле­жит дви­же­ние све­тил вдоль ок­руж­но­стей (эпи­цик­лов), цен­тры ко­то­рых, в свою оче­редь, дви­жут­ся по др. ок­руж­но­стям (де­фе­рен­там) с цент­ром в цент­ре Зем­ли. Та­кая сис­те­ма по­зво­ля­ла объ­яс­нить не­рав­но­мер­но­сти дви­же­ния све­тил, в т. ч. по­пят­ные дви­же­ния пла­нет. Для по­вы­ше­ния точ­но­сти мо­де­лей дви­же­ния пла­нет П. был вы­ну­ж­ден сме­стить Зем­лю от­но­си­тель­но цен­тра де­фе­рен­та и по­сту­ли­ро­вать рав­но­мер­ность вра­ще­ния эпи­цик­ла от­но­си­тель­но не цен­тра, а сим­мет­рич­ной Зем­ле точ­ки – эк­ван­та. Та­кой под­ход оп­ре­де­лил ак­ту­аль­ность трак­та­та поч­ти на пол­то­ра ты­ся­че­ле­тия, вплоть до от­кры­тия И. Ке­п­ле­ром за­ко­нов дви­же­ния пла­нет, хо­тя чис­лен­ные ко­эф­фи­ци­ен­ты, ас­тро­но­мич. таб­ли­цы, а ино­гда и де­та­ли мо­де­лей, обес­пе­чи­ваю­щие точ­ность ас­тро­но­мич. рас­чё­тов, мно­го­крат­но пе­ре­смат­ри­ва­лись в ра­бо­тах араб. и ев­роп. ас­тро­но­мов.

Сре­ди др. ра­бот П. – «Под­руч­ные таб­ли­цы», по­зво­ляв­шие рас­счи­ты­вать по­ло­же­ние пла­нет на лю­бую да­ту; бо­лее удоб­ные для прак­тич. при­ме­не­ния, чем при­ве­дён­ные в «Аль­ма­ге­сте» (фор­ма таб­лиц ос­та­ва­лась стан­дарт­ной вплоть до Но­во­го вре­ме­ни). При­во­ди­мый в этой ра­бо­те «Ка­нон ца­рей» – хро­но­ло­гич. спи­сок прав­ле­ний ас­сир., ва­ви­лон­ских, перс., ма­кед. ца­рей и рим. им­пе­ра­то­ров с 747 до н. э. и до вре­ме­ни П. – сыг­рал боль­шую роль в ста­нов­ле­нии хро­но­ло­гии Древ­не­го ми­ра.

Толь­ко в араб. пе­ре­во­де пол­но­стью со­хра­ни­лись «Пла­нет­ные ги­по­те­зы» (в 2 кни­гах), со­дер­жа­щие, в ча­ст­но­сти, ме­то­ды оп­ре­де­ле­ния раз­ме­ров и рас­стоя­ний до све­тил, и трак­тат «О пла­ни­сфе­ре», где рас­смат­ри­ва­ет­ся про­ек­ция кру­гов на не­бес­ной сфе­ре на плос­кость эк­ва­то­ра, что ста­ло ос­но­вой для кон­ст­рук­ции по­пу­ляр­но­го ср.-век. ас­тро­но­мич. при­бо­ра – пло­ской ас­т­ро­ля­бии. От не­боль­шой ра­бо­ты «Фа­зы не­под­виж­ных звёзд» со­хра­ни­лась толь­ко 2-я кни­га – рас­чёт­ный ка­лен­дарь ге­лиа­киче­ских вос­хо­дов и за­хо­дов яр­ких звёзд на ка­ж­дый день го­да для раз­ных ши­рот. Ис­поль­зо­ва­нию раз­ра­бо­тан­ных П. ас­тро­но­мич. тео­рий для це­лей ас­т­ро­ло­гии, а так­же её об­щим про­бле­мам, влия­нию не­бес­ных яв­ле­ний на зем­ные со­бы­тия, по­го­ду и че­ло­ве­ка по­свя­щён трак­тат «Тет­ра­биб­лос» («Че­ты­рёх­кни­жие»).

В «Оп­ти­ке» (в 5 кн.) из­ло­же­ны за­коны от­ра­же­ния и пре­лом­ле­ния све­та, свой­ст­ва пло­ских и вы­пук­лых зер­кал, впер­вые опи­са­но яв­ле­ние ат­мо­сфер­ной реф­рак­ции, рас­смот­ре­ны разл. об­ма­ны зре­ния (в ча­ст­но­сти, да­ва­лось пси­хо­ло­гич. объ­яс­не­ние ка­жу­ще­го­ся уве­ли­че­ния раз­ме­ров све­тил у го­ри­зон­та).

В трак­та­те «Гео­гра­фия» (в 8 кни­гах), где П. опи­рал­ся на не до­шед­шие до нас ра­бо­ты Эра­тос­фе­на, Гип­пар­ха и Ма­ри­на Тир­ско­го, об­су­ж­да­лось пред­став­ле­ние сфе­рич. по­верх­но­сти Зем­ли на пло­ских кар­тах, рас­смат­ри­ва­лись разл. ви­ды про­ек­ций и ме­то­ды оп­ре­де­ле­ния гео­гра­фич. ко­ор­ди­нат, бы­ли со­б­ра­ны гео­гра­фич. ши­ро­ты и дол­го­ты ок. 8 тыс. то­чек на из­вест­ных в ан­тич­но­сти тер­ри­то­ри­ях. Кни­га до­пол­ня­лась од­ной об­щей и 26 ре­гио­наль­ны­ми кар­та­ми (уте­рян­ные в сред­ние ве­ка, они бы­ли ре­кон­ст­руи­ро­ва­ны в эпо­ху Воз­ро­ж­де­ния, на­чи­ная с изд. 1477, на ос­но­ве со­дер­жа­щих­ся в кни­ге дан­ных). Этот трак­тат П. со­хра­нял своё зна­че­ние вплоть до 17 в. (42 из­да­ния кни­ги с 1475 по 1600).

В «Гар­мо­ни­ке» (в 3 кни­гах) П. пред­ста­вил тео­рию зву­ко­вы­сот­ной сис­те­мы (гар­мо­нии) в со­вре­мен­ной ему му­зы­ке – от сис­те­ма­ти­ки зву­ка, ин­тер­ва­лов, 8 ро­дов ин­тер­валь­ных си­стем и ме­та­бол до «ви­дов» пер­вых кон­со­нан­сов (квар­ты, квин­ты и ок­та­вы) и вы­во­ди­мых из них ла­дов (ла­до­вое уче­ние П. – един­ст­вен­ное це­ло­ст­ное в ан­тич­но­сти; см. ­Древ­негре­че­ские ла­ды). В ори­ги­наль­ной кон­цеп­ции П. с его стрем­ле­ни­ем «со­гла­со­вы­вать дан­ные ра­зу­ма и слу­ха» пре­одо­ле­ва­ет­ся од­но­сто­рон­ность обе­их вет­вей ан­тич­ной муз. тео­рии, вос­хо­дя­щих к Пи­фа­го­ру (при­мат чис­ла) и Ари­сток­се­ну (при­мат чув­ст­ва, не­по­средств. вос­при­ятия). Так, вы­стро­ив ма­те­ма­ти­че­ски строй­ную тео­рию шес­ти ме­ло­дич. ро­дов, П.-«му­зы­кант» (μουσιϰός) не­ожи­дан­но при­бав­ля­ет к ним ещё два «при­выч­ных для слу­ха» ро­да – в т. ч. по­пу­ляр­ную диа­то­ни­ку с дву­мя це­лы­ми то­на­ми и лим­мой, прин­цип строе­ния ко­то­рой пря­мо про­ти­во­ре­чит его собств. ра­цио­наль­ной кон­цеп­ции. Впер­вые ос­мыс­лив функ­цио­наль­ное то­ж­де­ст­во зву­ков, об­ра­зую­щих ок­та­ву, П. – враз­рез с пи­фа­го­рей­ца­ми – при­чис­лил ун­де­ци­му к кон­со­нан­сам: со­став­ные ин­тер­ва­лы с ок­та­вой в его ин­тер­пре­та­ции – точ­ные функ­цио­наль­ные ана­ло­ги не­со­став­ных.

Соч.: Аль­ма­гест, или Ма­те­ма­ти­че­ское со­чи­не­ние в три­на­дца­ти кни­гах. М., 1998; Ас­т­ро­ло­ги­че­ский трак­тат, или Чет­ве­ро­кни­жие // Зна­ние за пре­де­ла­ми нау­ки: Мис­ти­цизм, гер­ме­тизм, ас­т­ро­ло­гия, ал­хи­мия, ма­гия в ин­тел­лек­ту­аль­ных тра­ди­ци­ях I–XIV вв. М., 1996; Гар­мо­ни­ка в трех кни­гах. М., 2013.

Лит.: Die Harmonielehre des K. Ptolemai­os / Hrsg. I. Düring. Göteborg, 1934; Брон­штэн В. А. К. Пто­ле­мей. М., 1988; Ptolemy in perspective: Use and criticism of his work from antiquity to the nineteenth century / Ed. A. Jones. Dordrecht; N. Y., 2010.

Вернуться к началу