ПЛАВТ ТИТ МАКЦИЙ
-
Рубрика: Литература
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПЛАВТ Тит Макций (Titus Maccius Plautus) (ок. 250 – 184 до н. э.), рим. комедиограф. Сам П. именовал себя Макком (Maccus), по имени одного из персонажей др.-рим. ателланы. Сведения о жизни П. скудны. Предполагается, что он был родом из г. Сарсина (Умбрия). По свидетельству Варрона Реатинского (в изложении Авла Геллия), П. скопил денег, участвуя в театральных постановках, но разорился, вернулся в Рим нищим и ради пропитания нанялся на мельницу, где написал 3 пьесы.
В древности П. приписывалось 130 пьес; в полном объёме сохранилось 20. Комедии П. основаны на адаптированных к рим. аудитории греч. сюжетах. Основываясь на образцах т. н. новой комедии (Менандр, Дифил, Филемон), П. сочинял паллиаты – комедии из греч. быта, с греч. именами и костюмами, но наполненные италийскими реалиями, создавая множество вариаций жанра: комедии менандровского типа, с тонко разработанной психологией [«Кубышка» («Aulularia»), «Стих» («Stichus», пост. в 200), «Вакхиды» («Bacchides»)]; комедии положений [«Два Менехма» («Menaechmi»)]; комедии с серьёзной социальной и моральной проблематикой [«Пленники» («Captivi»)]. Особняком стоит «Амфитрион» («Amphitruo») – «трагикомедия», как определял пьесу сам П., представляющая собой пародию на мифологич. сюжет.
Об оригинальности П. трудно судить, поскольку греч. образцы его комедий не сохранились. В структуру греч. комедии, состоявшей из стихотв. диалогов и хоровых интермедий, он ввёл песни и танцы, опираясь на муз. форму римской трагедии. Диалог и декламация под музыку («кантики») перемежаются у П. лирич. партиями; широко использованы монологи героев, реплики «в сторону» и прямое обращение актёра к зрителям. Широк репертуар его комич. эффектов: от сцен, основанных на взаимном непонимании (в «Кубышке»), до буффонады, связанной с проделками рабов. В основе сюжетов его пьес – случайные ошибки и недоразумения («Два Менехма», «Пленники»), ухищрения пронырливого раба-интригана, старающегося раздобыть для молодого хозяина деньги [«Ослы» («Asinaria»)] или девушку [«Псевдол» («Pseudolus», пост. в 191)], и др.
В характеристике действующих лиц П. усвоил типы, сложившиеся в римской «средней комедии» (влюблённый юноша, строгий отец, хвастливый солдат, хитрый раб, гетера, сводник), хотя способен на нетривиальные вариации и контрастные соположения характеров. Язык П. чрезвычайно богат: он использовал как лексику высокой поэзии (Энний, Невий), так и просторечие, грецизмы (в т. ч. вводил «говорящие» греч. имена), комич. неологизмы и т. д. С разнообразием языка гармонирует крайняя гибкость и разнообразие метрики, особенно в «кантиках».
В классич. период рим. лит-ры П. ценили за его ясную, изящную латынь (Цицерон), хотя более влият. драматургом считали Теренция. По образцам П. и Теренция создавалась европ. комедия Возрождения (Л. Ариосто, П. Аретино). Переработки комедии «Амфитрион» создали Мольер, Дж. Драйден, Г. фон Клейст; тип скупца Евклиона, выведенный П. в «Кубышке», повлиял на образ Гарпагона в мольеровской комедии «Скупой»; «Два Менехма» легли в основу «Комедии ошибок» У. Шекспира; с типажом хвастливого воина связаны образы шекспировского Фальстафа и гл. героя пьесы дат. писателя Л. Хольберга «Якоб фон Тибое, или Хвастливый солдат» (1723). На творчество П. также опиралась комедия дель арте.