Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

О́РУ-ПРЕ́ТУ

Авторы: Е. А. Швец

О́РУ-ПРЕ́ТУ, Оуру-Пре­ту (Ouro Preto), го­род на юго-вос­то­ке Бра­зи­лии, в юж. ча­сти шта­та Ми­нас-Же­райс. Нас. 70,2 тыс. чел. (2010, перепись). Рас­по­ло­жен на вост. скло­не гор­но­го хреб­та Сер­ра-ду-Эс­пинь­я­су (выс. ок. 1150 м), в 70 км к юго-во­сто­ку от Бе­лу-Ори­зон­ти. Ж.-д. стан­ция. Узел ав­то­мо­биль­ных до­рог ре­гио­наль­но­го зна­че­ния.

Ору-Прету. Церковь Носа-Сеньора-ду-Розариу-дус-Претус. 1785. Архитектор М. Ф. ди Араужу.

Ос­но­ван в нач. 18 в. Раз­ви­вал­ся как по­се­ле­ние зо­ло­то­до­быт­чи­ков. С 1700 по 1820 здесь бы­ло до­бы­то ок. 1,2 тыс. т зо­ло­та. В кон. 18 в. на­се­ле­ние пре­вы­ша­ло 100 тыс. чел. В 1724–1897 адм. центр ка­питании, провинции и шта­та Ми­нас-Же­райс. В 1823 по­лу­чил ста­тус го­ро­да и совр. на­зва­ние. Рас­по­ло­жен на хол­мах; со­хра­ни­лась ис­то­рич. не­ре­гу­ляр­ная пла­ни­ров­ка, а так­же мн. по­строй­ки 18 в. в рус­ле «шах­тёр­ско­го ба­рок­ко» (раз­но­вид­ность позд­не­го ба­рок­ко и ро­ко­ко, от­ли­чаю­щая­ся осо­бой пыш­но­стью). В цен­тре О.-П. – пл. Ти­ра­ден­ти­са с двор­цом гу­бер­на­то­ра [1741–1748, арх. М. Ф. ди Лис­боа; ны­не гор­но­про­мыш­лен­ное уч-ще Фе­де­раль­но­го ун-та О.-П. (c 1897) и Му­зей нау­ки и тех­ни­ки (c 1995)] и быв. зда­ни­ем гор. ад­ми­ни­ст­ра­ции и тюрь­мы [1785, по про­ек­ту 1745, инж. Ж. Ф. П. Ал­по­им; ны­не Му­зей за­го­во­ра в Ми­нас-Же­рай­се (Ин­кон­фи­ден­сия Ми­ней­ра, «Ин­кон­фи­ден­тов за­го­вор» 1789) (c 1944)]. Со­хра­ни­лись так­же: особ­няк «Ка­са дус Кон­тус» (1782–87, арх. Лис­боа; ны­не му­зей) с фон­та­ном «Дус Кон­тус» (1760), церк­ви – Но­са-Сень­о­ра-ду-Ро­за­риу-дус-Бранкус (Пад­ре Фа­рия; 1701–04), Но­са-Сень­о­ра-ду-Пи­лар (1711–33, арх. П. Г. Ша­вис; при ней – Му­зей ре­лиг. иск-ва, c 1965, с 2000 в но­вом зда­нии), Но­са-Сень­о­ра-да-Кон­сей­сан (1727–60, арх. Лис­боа; при ней – Му­зей Алей­жа­ди­нью), Сан­та-Эфи­ге­ния (Но­са-Сень­о­ра-ду-Ро­за­риу-ду-Ал­ту-да-Крус; 1733–45, арх. Лис­боа; за­вер­ше­на в 1790), Бон-Же­зус-ди-Ма­то­зинь­юс (Сан-Ми­гел-э-Ал­мас; 1757–85; скульп­тур­ный де­кор Алей­жа­ди­нью), Сан-Фран­си­ску-ди-Асис (1766–94; арх. и ав­тор скульп­тур­но­го де­ко­ра ин­терь­е­ра и резь­бы ал­та­ря – Алей­жа­ди­нью; рос­пи­си пла­фо­на, 1801–12, М. да Кос­та Атаи­ди), Но­са-Сень­о­ра-ду-Кар­му (1766–76, арх. Лис­боа; скульп­тур­ный де­кор пор­та­ла и ин­терь­е­ров, 1771–1809, Алей­жа­ди­нью; рос­пи­си пла­фо­на, М. да Кос­та Атаи­ди), Но­са-Сень­о­ра-ду-Ро­за­риу-дус-Пре­тус (1785, арх. М. Ф. ди Арау­жу). Фон­та­ны «Ал­ту да Крус» (Пад­ре Фа­рия; 1761, Алей­жа­ди­нью), «Ал­ту дас Ка­бе­сас» (1763, арх. Ф. Ли­ма) и мн. др., мос­ты Дус-Кон­тус (1744), Ан­то­ниу-Ди­ас (1755) и др. Де­рев. гор. те­атр (быв. «Опер­ный дом»; 1746–69, арх. Жу­ан ди Со­за Лис­боа; ста­рей­ший из ны­не дей­ст­вую­щих в Бра­зи­лии; рес­тав­ра­ция, 2007), ж.-д. во­кзал (от­крыт в 1889; ны­не зда­ние гор. ад­ми­ни­ст­ра­ции). Сре­ди по­стро­ек 20 – нач. 21 вв.: отель «Гран­ди» в сти­ле мо­дер­низ­ма (сер. 1940-х гг., арх. О. Ни­мей­ер), Центр кон­грес­сов и вы­ста­вок (2000; арх. А. А. ди Сан-Мар­тинс и др.; ре­кон­ст­руи­ро­ван­ный ме­тал­лур­гич. ком­плекс нач. 20 в.). Ис­то­рич. центр О.-П. вклю­чён в спи­сок Все­мир­но­го на­сле­дия. Фе­де­раль­ный ун-т О.-П. (1969). Му­зеи: ора­то­ри­ев (до­маш­них ал­та­рей; 1998), се­реб­ра и др. Дом-му­зей худ. А. да Вей­га Гинь­я­ра. Ме­жу­нар. фес­ти­валь джа­за (про­хо­дит в Цен­тре кон­грес­сов и вы­ста­вок). Еже­год­ный кар­на­вал.

Ос­но­ва гор. эко­но­ми­ки – сфе­ра ус­луг, её осн. сек­то­ры – ту­ри­стич. биз­нес, об­ра­зо­ва­ние и куль­ту­ра (за­ня­то око­ло по­ло­ви­ны ра­бо­таю­щих, нач. 2010-х гг.). Еже­год­но О.-П. по­се­ща­ет ок. 600 тыс. чел. Осн. ви­ды ту­риз­ма – куль­тур­но-по­зна­ва­тель­ный (для по­се­ще­ния от­кры­ты неск. быв­ших зо­ло­то­руд­ных шахт, в т. ч. Ми­на-ду-Ши­ку-Рей), де­ло­вой (в Цен­тре кон­грес­сов и вы­ста­вок про­хо­дят разл. ме­ро­прия­тия нац. зна­че­ния) и эко­ло­ги­че­ский [сре­ди объ­ек­тов – му­ни­ци­паль­ные при­род­ные пар­ки Ан­до­ринь­яс (часть ох­ра­няе­мой зо­ны во­до­па­дов Ан­до­ринь­яс) и Ита­ко­ло­ми]. Пред­при­ятие ком­па­нии «Nove­lis do Brasil» (од­но из ве­ду­щих в стра­не по вы­плав­ке алю­ми­ния). Ши­ро­ко пред­став­ле­но из­го­тов­ле­ние юве­лир­ных из­де­лий и су­ве­ни­ров из таль­ка (мыль­но­го кам­ня). На удов­ле­тво­ре­ние ме­ст­но­го спро­са ори­ен­ти­ро­ва­но про­из-во са­ха­ра, ме­бе­ли, ко­же­вен­ных из­де­лий, в т. ч. обу­ви, и др.

В ок­ре­ст­но­стях го­ро­да – до­бы­ча же­лез­ных и мар­ган­це­вых руд, бок­си­тов, мра­мо­ра, таль­ка и др.

Лит.: Maia T., Camargo Maia TR. de, Ig­lési­as F. Ouro Prêto. Rio de J., 1994; Har­der B., Martini LF. Ouro Prêto and its surroundings. São Paulo, 2007.

Вернуться к началу