АЛЕЙЖАДИ́НЬЮ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
АЛЕЙЖАДИ́НЬЮ [Aleijadinho; наст. имя и фам. Антониу Франсиску Лисбоа (Lisbôa)] [29.8.1730 (или 1738), Вила-Рика – 18.11.1814, там же], браз. архитектор и скульптор. Сын португ. арх.-подрядчика М. Ф. Лисбоа и рабыни-негритянки, был освобождён от рабства и усыновлён отцом. Известен под прозвищем А. (букв. – маленький калека), поскольку в зрелые годы страдал от проказы и работал, привязывая инструменты к перчаткам. Учился у отца и деда, скульптуре обучался у К. Гомиса Батисты. А. – самый выдающийся представитель позднего барокко в Бразилии, создатель знаменитых архитектурно-скульптурных церковных комплексов в пров. Минас-Жерайс. Развивал в своём архит. творчестве тип барочного храма, восходящий к римской ц. Иль-Джезу и зодчеству Португалии, значительно обогащая его с помощью криволинейных планов, пластич. богатства декора фасада и интерьеров (аттики, башни, многоярусные резные алтари и др.). Акцентировал момент живописности архитектуры, используя контрасты цвета стен и декоративных деталей; во взаимодействии её с пейзажем достигал редкой гармоничности. Среди лучших произведений – ц. Сан-Франсиску-ди-Асис в Ору-Прету (1766–94; А. принадлежат архит. решение, монументальная скульптура и резьба алтаря) и ц. Сан-Франсиску в Сан-Жуан-дел-Рей (1774–1804), а также работы в комплексе паломнической ц. Бон-Жезус-ди-Матозиньюс в Конгоньясе (1800–04): парадная лестница с богатейшим скульптурным декором (12 статуй библейских пророков, выполненных из мыльного камня, являются первыми каменными скульптурами в иск-ве Бразилии; их размещение заключает в себе сложную иконографич. программу), портал церкви, анфилада «Крестного пути» (7 капелл которой украшают 64 деревянные полихромные скульптуры). В исполнении скульптур участвовала мастерская А., но наиболее ответств. фигуры и изображение Христа он делал всегда сам. Завершая (в ранних работах) линию патетич. барокко, стиль А. в пластике из камня, исполненный сдержанности и суровости, сближается уже с классицизмом.