ДАКО́ТА
-
Рубрика: Этнология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ДАКО́ТА (сиу-дакота, сиу; самоназвания dakhota, lakhota – друг, союзник), индейский народ группы сиу на севере США (резервации на севере штата Небраска, в штатах Миннесота, Юж. и Сев. Дакота, на северо-востоке штата Монтана) и юге Канады (резервации в провинциях Саскачеван и Манитоба). Численность в США 113,7 тыс. чел. (2002, перепись), в Канаде – 3 тыс. чел. (2001, перепись). Говорят на языке дакота, среди молодёжи преобладает англ. язык. Почти все Д. Канады и св. 70% Д. США – христиане (католики, англикане, индепенденты и др.), сохраняются традиц. верования.
Родина Д. – земли к западу от оз. Мичиган (штаты Миннесота и Висконсин). К сер. 17 в. занимали территорию близ оз. Миль-Лак и далее на запад до р. Миссури. Занимались загонной охотой на бизонов, делились на восточных и западных Д. В 18 в. под давлением вооружённых огнестрельным оружием оджибве и кри, а также привлекаемые охотничьими угодьями и торговыми факториями на реках Де-Мойн, Миссисипи и Миссури, Д. постепенно переселялись на запад. К сер. 19 в. занимали территории на западе Миннесоты, севере Айовы, Сев. и Юж. Дакоту, восток Монтаны и Вайоминга, северо-восток Небраски. Заимствовав у соседей лошадь, перешли к конной охоте на бизонов. К этому времени Д. делились на 3 группы, состоящие из 7 племён: восточные (санти) – мдевакантон, вахпетон, вахпекуте, сиссетон; центральные – янктон и янктонай; западные (самоназвание – лакота) – тетон. Центр. и зап. Д. по традиц. культуре стали типичными представителями кочевой культуры индейцев Великих Равнин. Восточные Д. сочетали элементы кочевничества с земледелием, собирательством и рыболовством. Община (тиошпайе), составлявшая лагерь, включала семьи родных, приёмных и двоюродных братьев (каждая нуклеарная семья проживала в типи), управлялась вождём (итанчан) и советом. Неск. общин объединялись в подразделения племени и племена. Для обеспечения порядка в лагере и особенно во время охоты назначались «полицейские» (акичита), при перекочёвке движением руководили выборные лидеры (вакиконза), также выступавшие судьями при внутр. спорах. Существовали мужские и женские союзы. В основе традиц. религии – вера в безличную силу (вакан-танка) и её проявления (вакан): такушканшкан («то, что движет», «энергия»), солнце, луна, ветер, ураган, Четыре ветра, Громовые создания (Вакиньан), камень, земля, Дева – Белая Бизониха, бизон, двуногие, множество невидимых духов. Человек мог обратиться к вакан-танка с мольбой о помощи (вачекийе – «просьба о помощи по-родственному»), связующим предметом считалась курительная трубка (чанунпа). Существовали шаманы: вичаша-вакан и пижута-вичаша (лекарь). Осн. ритуал у западных и центральных Д. – летняя Пляска Солнца. Распространены мифы творения о культурном герое и трикстере Пауке (Иктоми). Известно пиктографич. письмо, в т. ч. летописи («перечни зим»).
Договорные отношения с США с нач. 19 в. Захват земель белыми, нарушения прежних договоров, истребление бизонов вызвало вооруж. сопротивление Д. (т. н. Война Воронёнка 1862–63, Война Красного Облака 1866–68, Война за Чёрные холмы 1876–77). В кон. 1870-х гг. Д. были окончательно переселены в резервации. Мессианское движение Пляски Духов спровоцировало резню в Вундед-Ни в 1890.
Совр. Д. в резервациях заняты в с. х-ве, имеют доходы с игорного бизнеса, сдают земли в аренду. Более половины Д. живут в крупных городах по всей территории США. Активно участвуют в политич. выступлениях, движении паниндеанизма.