Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ДАКО́ТА

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 8. Москва, 2007, стр. 247

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Г. Б. Борисов

ДАКО́ТА (сиу-да­ко­та, сиу; са­мо­на­зва­ния dakhota, lakhota – друг, со­юз­ник), ин­дей­ский на­род груп­пы сиу на се­ве­ре США (ре­зер­ва­ции на се­ве­ре шта­та Не­бра­ска, в шта­тах Мин­не­со­та, Юж. и Сев. Да­ко­та, на се­ве­ро-вос­то­ке шта­та Мон­та­на) и юге Ка­на­ды (ре­зер­ва­ции в про­вин­ци­ях Сас­ка­че­ван и Ма­ни­то­ба). Чис­лен­ность в США 113,7 тыс. чел. (2002, пе­ре­пись), в Ка­на­де – 3 тыс. чел. (2001, пе­ре­пись). Го­во­рят на язы­ке да­ко­та, сре­ди мо­ло­дё­жи пре­об­ла­да­ет англ. язык. Поч­ти все Д. Ка­на­ды и св. 70% Д. США – хри­стиа­не (ка­то­ли­ки, анг­ли­ка­не, ин­де­пен­ден­ты и др.), со­хра­ня­ют­ся тра­диц. ве­ро­ва­ния.

Дакота. Воронёнок (Та-ойа-те-дута), вождь мдевакантон. Фото 1858, студия Дж. Макклиса (Вашингтон). Смитсоновский институт (Вашингтон).

Ро­ди­на Д. – зем­ли к за­па­ду от оз. Ми­чи­ган (шта­ты Мин­не­со­та и Вис­кон­син). К сер. 17 в. за­ни­ма­ли тер­ри­то­рию близ оз. Миль-Лак и да­лее на за­пад до р. Мис­су­ри. За­ни­ма­лись за­гон­ной охо­той на би­зо­нов, де­ли­лись на вос­точ­ных и за­пад­ных Д. В 18 в. под дав­ле­ни­ем воо­ру­жён­ных ог­не­стрель­ным ору­жи­ем од­жиб­ве и кри, а так­же при­вле­кае­мые охот­ничь­и­ми угодь­я­ми и тор­го­вы­ми фак­то­рия­ми на ре­ках Де-Мойн, Мис­си­си­пи и Мис­су­ри, Д. по­сте­пен­но пе­ре­се­ля­лись на за­пад. К сер. 19 в. за­ни­ма­ли тер­ри­то­рии на за­па­де Мин­не­со­ты, се­ве­ре Ай­о­вы, Сев. и Юж. Да­ко­ту, вос­ток Мон­та­ны и Вай­о­мин­га, се­ве­ро-вос­ток Не­бра­ски. За­им­ст­во­вав у со­се­дей ло­шадь, пе­ре­шли к кон­ной охо­те на би­зо­нов. К это­му вре­ме­ни Д. де­ли­лись на 3 груп­пы, со­стоя­щие из 7 пле­мён: вос­точ­ные (сан­ти) – мде­ва­кан­тон, вах­пе­тон, вах­пе­ку­те, сис­се­тон; цен­траль­ные – янк­тон и янк­то­най; за­пад­ные (са­мо­на­зва­ние – ла­ко­та) – те­тон. Центр. и зап. Д. по тра­диц. куль­ту­ре ста­ли ти­пич­ны­ми пред­ста­ви­те­ля­ми ко­че­вой куль­ту­ры ин­дей­цев Ве­ли­ких Рав­нин. Вос­точ­ные Д. со­че­та­ли эле­мен­ты ко­чев­ни­че­ст­ва с зем­ле­де­ли­ем, со­би­ра­тель­ст­вом и ры­бо­лов­ст­вом. Об­щи­на (ти­ош­пайе), со­став­ляв­шая ла­герь, вклю­ча­ла се­мьи род­ных, при­ём­ных и двою­род­ных брать­ев (ка­ж­дая нук­ле­ар­ная се­мья про­жи­ва­ла в ти­пи), управ­ля­лась во­ж­дём (итан­чан) и со­ве­том. Неск. об­щин объ­е­ди­ня­лись в под­раз­де­ле­ния пле­ме­ни и пле­ме­на. Для обес­пе­че­ния по­ряд­ка в ла­ге­ре и осо­бен­но во вре­мя охо­ты на­зна­ча­лись «по­лицей­ские» (аки­чи­та), при пе­ре­ко­чёв­ке дви­же­ни­ем ру­ко­во­ди­ли вы­бор­ные ли­деры (ва­ки­кон­за), так­же вы­сту­пав­шие судь­ями при внутр. спо­рах. Су­ще­ст­во­ва­ли муж­ские и жен­ские сою­зы. В ос­но­ве тра­диц. ре­ли­гии – ве­ра в без­лич­ную си­лу (ва­кан-тан­ка) и её про­яв­ле­ния (ва­кан): та­куш­кан­шкан («то, что дви­жет», «энер­гия»), солн­це, лу­на, ве­тер, ура­ган, Че­ты­ре вет­ра, Гро­мо­вые соз­да­ния (Ва­кинь­ан), ка­мень, зем­ля, Де­ва – Бе­лая Би­зо­ни­ха, би­зон, дву­но­гие, мно­же­ст­во не­ви­ди­мых ду­хов. Че­ло­век мог об­ра­тить­ся к ва­кан-тан­ка с моль­бой о по­мо­щи (ва­че­кийе – «прось­ба о по­мо­щи по-род­ст­вен­но­му»), свя­зую­щим пред­ме­том счи­та­лась ку­ри­тель­ная труб­ка (ча­нун­па). Су­ще­ст­во­ва­ли ша­ма­ны: ви­ча­ша-ва­кан и пи­жу­та-ви­ча­ша (ле­карь). Осн. ри­ту­ал у за­пад­ных и цен­траль­ных Д. – лет­няя Пля­ска Солн­ца. Рас­про­стра­не­ны ми­фы тво­ре­ния о куль­тур­ном ге­рое и трик­сте­ре Пау­ке (Ик­томи). Из­вест­но пик­то­гра­фич. пись­мо, в т. ч. ле­то­пи­си («пе­реч­ни зим»).

Дакота. Жена вождя брюле (тетон) Крапчатый Хвост. Фото А. Гарднера. 1872. Смитсоновский институт (Вашингтон).

До­го­вор­ные от­но­ше­ния с США с нач. 19 в. За­хват зе­мель бе­лы­ми, на­ру­ше­ния преж­них до­го­во­ров, ис­треб­ле­ние би­зо­нов вы­зва­ло воо­руж. со­про­тив­ле­ние Д. (т. н. Вой­на Во­ро­нён­ка 1862–63, Вой­на Крас­но­го Об­ла­ка 1866–68, Вой­на за Чёр­ные хол­мы 1876–77). В кон. 1870-х гг. Д. бы­ли окон­ча­тель­но пе­ре­се­ле­ны в ре­зер­ва­ции. Мес­си­ан­ское дви­же­ние Пля­ски Ду­хов спро­во­ци­ро­ва­ло рез­ню в Вундед-Ни в 1890.

Совр. Д. в ре­зер­ва­ци­ях за­ня­ты в с. х-ве, име­ют до­хо­ды с игор­но­го биз­не­са, сда­ют зем­ли в арен­ду. Бо­лее по­ло­ви­ны Д. жи­вут в круп­ных го­ро­дах по всей тер­ри­то­рии США. Ак­тив­но уча­ст­ву­ют в по­ли­тич. вы­сту­п­ле­ни­ях, дви­же­нии пан­ин­деа­низ­ма.

Лит.: Densmore F. Teton Sioux Music // Bu­reau of American Ethnology Bulletin. 1918. № 61; Sioux Indian religion: tradition and innovation / Ed. R. DeMallie, D. Parks. Norman, 1987; Anderson GC. Kinsmen of another kind: Dakota-white relations in the Upper Mis­sissippi Valley, 1650–1862. St. Paul, 1997; Gib­bon G. E. The Sioux: the Dakota and La­kota nations. Malden, 2003; Walker JR. La­ko­ta мyth. Lincoln, 2006.

Вернуться к началу