Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ДАКО́ТА

  • рубрика

    Рубрика: Языкознание

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 8. Москва, 2007, стр. 248

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. А. Кибрик

ДАКО́ТА (сиу), язык на­ро­да да­ко­та. Рас­про­стра­нён на Се­ве­ре США (в шта­тах Сев. и Юж. Да­ко­та, Не­бра­ска, Мин­не­со­та, Мон­та­на) и в юж. и центр. Ка­на­де (в про­вин­ци­ях Ма­ни­то­ба, Сас­ка­че­ван). Оцен­ки об­щей чис­лен­но­сти но­си­те­лей язы­ка Д. варь­и­ру­ют от 10 до 26 тыс. чел. (кон. 20 в.).

Д. при­над­ле­жит к сиу язы­кам. Внут­ри них бли­зок к язы­кам ас­си­ни­бойн и сто­ни. В со­от­вет­ст­вии с наи­бо­лее рас­про­стра­нён­ной точ­кой зре­ния, Д. пред­став­ля­ет со­бой груп­пу близ­ко­род­ст­вен­ных диа­лек­тов, ос­нов­ные из ко­то­рых (с вос­то­ка на за­пад) – сан­ти-сис­се­тон (соб­ствен­но Д.), янк­тон-янк­то­наи (на­ко­та), те­тон (ла­ко­та, или ла­хо­та). Ино­гда диа­лек­ты Д. рас­смат­ри­ва­ют­ся как са­мо­сто­ят. язы­ки. Под­роб­нее дру­гих изу­чен ла­ко­та.

Для кон­со­нан­тиз­ма Д. ха­рак­тер­но трой­ное про­ти­во­пос­тав­ле­ние смыч­ных: про­стые – при­ды­ха­тель­ные – аб­руп­тив­ные (ти­па p-ph-p’). Во­ка­лизм вклю­ча­ет 5 про­стых (i, e, a, o, u) и 3 на­за­ли­зо­ван­ных ( , , ų) глас­ных. Как и др. язы­ки сиу, Д. при­над­ле­жит к по­ли­син­те­тич. ти­пу (см. Ти­по­ло­ги­че­ская клас­си­фи­ка­ция язы­ков). Б. ч. мор­фо­ло­гич. ка­те­го­рий со­сре­до­то­че­на в гла­голь­ной сло­во­фор­ме. Наи­бо­лее из­вест­ная чер­та Д. – ак­тив­ная кон­ст­рук­ция (см. Ак­тив­ный строй), тре­бую­щая вы­ра­же­ния се­ман­ти­че­ских ро­лей (аген­са и па­ци­ен­са) вне за­ви­си­мо­сти от пе­ре­ход­но­сти гла­го­ла. В Д. ак­тив­ность от­ра­жа­ет­ся не в имен­ных па­де­жах, а в гла­голь­ных пре­фик­сах. Так, зна­че­ние ‘я’ в ро­ли аген­са пе­ре­да­ёт­ся ме­сто­имен­ным гла­голь­ным пре­фик­сом wa-, а в ро­ли па­ци­ен­са – пре­фик­сом ma-. Зна­че­ние ‘ты’ в ро­ли аген­са пе­ре­да­ёт­ся пре­фик­сом ya-, в ро­ли па­ци­ен­са – ni-. Напр., в ак­тив­ных пе­рех. гла­го­лах: wa-hí ‘я пришёл’, ya-hí ‘ты при­шёл’, но в инак­тив­ных не­пе­рех. гла­го­лах: ma-h́ske ‘я высокий’, ni-h́ske ‘ты высокий’. Те же пре­фик­сы ис­поль­зу­ют­ся в пе­рех. гла­го­лах: ma-ya-’kte ‘ме­ня-ты-убиваешь’.

Д. име­ет дли­тель­ную тра­ди­цию изу­че­ния и яв­ля­ет­ся письм. язы­ком ок. 150 лет. Пись­мен­ность на лат. гра­фич. ос­но­ве. Пер­во­на­чаль­но она бы­ла вве­де­на мис­сио­не­ра­ми в це­лях пе­ре­во­да Биб­лии, позд­нее письм. Д. ста­ли поль­зо­вать­ся ис­следо­ва­те­ли, пре­по­да­ва­те­ли и но­си­те­ли язы­ка. В не­ко­то­рых об­щи­нах Д. про­дол­жа­ет ус­ваи­вать­ся деть­ми.

Лит.: Boas F., Deloria E. Dakota grammar. Wash., 1941. Sioux Falls, 1979; Rood D., Tay­lor A. Beginning Lakhota. Boulder, 1976.

Сло­ва­ри: Rood D., Taylor A. Elementary bi­lingual dictionary. English-Lakhota, Lakhota-En­g­lish. Boulder, 1976.

Вернуться к началу