Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ГЕФЕ́СТ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 7. Москва, 2007, стр. 47

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. А. Тахо-Годи
«Гефест и Фетида с доспехом Ахилла». Фрагмент росписи краснофигурного килика. Ок. 490 до н. э. Государственные музеи (Берлин).

ГЕФЕ́СТ (Ἥφαιστος), в греч. ре­ли­гии и ми­фо­ло­гии бог ог­ня и куз­неч­но­го де­ла. Олим­пий­ское бо­же­ст­во ма­ло­азий­ско­го про­ис­хо­ж­де­ния. Он вы­сту­па­ет и как са­ма сти­хия ог­ня, и как по­ве­ли­тель ог­ня. Г. – сын Зев­са и Ге­ры (по др. вер­сии, толь­ко Ге­ры). Он хром на обе но­ги: его сбра­сы­ва­ли с Олим­па два­ж­ды – Ге­ра, ужас­нув­шая­ся его без­образ­но­му ви­ду, и Зевс, на­ка­зы­вая сы­на. Г. же­нат на пре­крас­ной Аф­ро­ди­те, из­ме­няв­шей ему с бо­гом Аре­сом, или на од­ной из ха­рит. В Г. со­че­та­ют­ся без­образ­ность с умом и мас­тер­ст­вом ху­дож­ни­ка, т. е. внут­рен­няя кра­со­та с внеш­ним урод­ст­вом, в чём древ­ние ви­де­ли не­что сим­во­ли­че­ское (рас­су­ж­де­ние в диа­ло­ге Пла­то­на «Пир» о внут­рен­ней кра­со­те и внеш­нем без­обра­зии Со­кра­та). Клас­сич. об­раз олим­пий­ско­го Г. – куз­нец, ис­кус­ный мас­тер, ху­дож­ник в мас­тер­ской, пол­ной соз­дан­ных им тво­ре­ний. Го­мер («Илиа­да», XVIII) под­роб­но жи­во­пи­су­ет щит, вы­ко­ван­ный Г. для ге­роя Ахил­ла. Он со­тво­рил эги­ду Афи­ны, ко­лес­ни­цу Ге­лио­са, рос­кош­ную опо­чи­валь­ню Ге­ры, вы­ле­пил из зем­ли и во­ды по при­ка­за­нию Зев­са пре­крас­ную, но лжи­вую Пан­до­ру. Г. ода­рил кол­хид­ско­го ца­ря Ээта че­тырь­мя ис­точ­ни­ка­ми, бью­щи­ми из-под ви­но­град­ных лоз, – мо­ло­ка, ви­на, мас­ла и во­ды. По­сле низ­вер­же­ния с Олим­па Г. спас­ли жи­те­ли о. Лем­нос, и имен­но там бы­ла его куз­ни­ца. На о. Са­мос го­ро­да Ге­фе­сти­он и Ге­фе­сто­поль бы­ли на­зва­ны в его честь. Воз­мож­но, что культ Г. был за­не­сён на ма­те­рик с ост­ро­вов Эгей­ско­го мо­ря. В Афи­нах по­чи­тал­ся как покро­ви­тель ре­мё­сел. В рим. ми­фо­ло­гии Г. со­от­вет­ст­ву­ет Вул­кан.

Иконография

Д. Веласкес. «Аполлон в кузнице Вулкана». 1630. Прадо (Мадрид).

В др.-греч. ва­зо­пи­си изо­бра­жал­ся в сце­нах «Воз­вра­ще­ние Ге­фе­ста на Олимп» (вер­хом на ос­ле), «Ро­ж­де­ние Афи­ны» (раз­ру­баю­щим го­ло­ву Зев­са), «Свадь­ба Пе­лея и Фе­ти­ды», «Пе­ре­да­ча Фе­ти­де дос­пе­хов для Ахил­ла», «Пе­ре­да­ча Аф­ро­ди­те дос­пе­хов для Энея», «Соз­да­ние Пан­до­ры». Ат­ри­бу­ты Г. в ан­тич­ном иск-ве – мо­ло­ток, кле­щи и то­по­рик. В ев­роп. жи­во­пи­си Но­во­го вре­ме­ни Г. (Вул­кан) пред­став­лен как мас­тер куз­неч­но­го де­ла – ши­ро­ко­пле­чим и хро­мым, соз­даю­щим в сво­ей мас­тер­ской ору­жие и ук­ра­ше­ния для бо­гов: «Апол­лон в куз­ни­це Вул­ка­на» Д. Ве­ла­ске­са (1630, Пра­до, Мад­рид), «Ве­не­ра, Марс и Вул­кан» Я. Тин­то­рет­то (1550, Ста­рая пи­на­ко­те­ка, Мюн­хен), «Ве­не­ра в куз­ни­це Вул­ка­на» Ф. Бу­ше (1757, Лувр, Па­риж) и др. В ал­ле­го­ри­ях че­ты­рёх сти­хий пер­со­ни­фи­ци­ру­ет огонь.

Вернуться к началу