Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

НЭШ ПОЛ

Авторы: В. А. Крючкова
П. Нэш.«Мёртвое море». 1940–41.Галерея Тейт (Лондон).

НЭШ (Nash) Пол (11.5.1889, Лон­дон – 11.7.1946, Бос­ком, граф­ст­во Хэмп­шир), англ. жи­во­пи­сец, гра­фик, ди­зай­нер. По­сле не­дол­го­го обу­че­ния в лон­дон­ской шко­ле Слей­да (1910) за­ни­мал­ся иск-вом са­мо­стоя­тель­но – вна­ча­ле как ри­со­валь­щик и гра­вёр, про­дол­жав­ший тра­ди­ции пре­ра­фа­эли­тов и англ. ил­лю­ст­ра­то­ров кон. 19 в. В пе­ри­од 1-й ми­ро­вой вой­ны при­зван в ар­мию в ка­че­ст­ве во­ен. ри­со­валь­щи­ка. За­пе­чат­лён­ные им кар­ти­ны раз­ру­ше­ний со­ста­ви­ли се­рию «Опус­то­ше­ния вой­ны» (в т. ч. «Ме­нин­ская до­ро­га», 1918–19, Им­пер­ский во­ен. му­зей, Лон­дон; «Ноч­ная бом­бар­ди­ров­ка», 1919–1920, Нац. га­ле­рея, От­та­ва). В 1920–1930-х гг., ис­пы­тав влия­ние П. Се­зан­на, за­тем ме­та­фи­зи­че­ской жи­во­пи­си (Дж. Де Ки­ри­ко), Н. от­хо­дит от тра­ди­ций реа­лиз­ма, вклю­чая в свои пей­за­жи за­га­доч­ные, изо­ли­ро­ван­ные от кон­тек­ста гео­мет­рич. фор­мы («Пей­заж в Ай­де­не», 1929; «Га­вань и ком­на­та», 1932–36; «Эк­ви­ва­лен­ты ме­га­ли­тов», 1935; все – га­ле­рея Тейт, Лон­дон); не­ко­то­рые кар­ти­ны гра­ни­чат с аб­ст­рак­цио­низ­мом («Ki­netic Feature», 1931, там же). В 1933 стал од­ним из ор­га­ни­за­то­ров груп­пи­ров­ки англ. аван­гард­ных ху­дож­ни­ков «Unit One» («Пер­вое под­раз­де­ле­ние», или, в трак­тов­ке идео­ло­га груп­пы Г. Ри­да, «Един­ст­во ин­ди­ви­ду­аль­но­стей»). Но­вая сти­ли­сти­ка ста­ла пред­по­сыл­кой сбли­же­ния Н. с сюр­реа­лиз­мом, вы­ра­зив­ше­го­ся в его уча­стии в Ме­ж­ду­нар. сюр­реа­ли­стич. вы­став­ке (1936, Лон­дон). В кар­ти­нах это­го пе­рио­да над пус­тын­ны­ми ланд­шаф­та­ми ца­рят мёрт­вые де­ре­вья и стран­ные, фан­та­стич. со­ору­же­ния, слов­но воз­двиг­ну­тые при­шель­ца­ми не­ве­до­мых ци­ви­ли­за­ций («Круг мо­но­ли­тов», 1937–38, Гор. га­лерея, Лидс; «Сно­вид­че­ский пей­заж», 1936–38, га­ле­рея Тейт; «Чу­до­вищ­ное по­ле», 1939, Ху­дож. га­ле­рея, Дур­бан; «Зем­ная оби­тель», 1939, Му­зей изящ­ных ис­кусств, Ли­он). В них пре­тво­ри­лись вос­по­ми­на­ния Н. о фрон­то­вых ук­ре­п­ле­ни­ях и тран­ше­ях.

Во вре­мя 2-й ми­ро­вой вой­ны Н. вновь ста­но­вит­ся во­ен. ху­дож­ни­ком при Мин-ве во­ен­но-возд. сил. Сре­ди ра­бот это­го вре­ме­ни, час­то вы­пол­нен­ных по фо­то­гра­фи­ям, наи­боль­шую из­вест­ность при­об­ре­ло «Мёрт­вое мо­ре» («Totes Meer», 1940–1941, га­ле­рея Тейт) – жут­кое зре­ли­ще ог­ром­но­го клад­би­ща нем. са­мо­лё­тов, уви­ден­но­го ху­дож­ни­ком близ Окс­фор­да. Сюр­реа­лизм Н. про­ис­те­ка­ет не из об­ра­зов, тая­щих­ся в под­соз­на­нии, а из на­блю­де­ния аб­сурд­ной, чу­до­вищ­ной в сво­ей бес­смыс­лен­ной жес­то­ко­сти ре­аль­но­сти. За­ни­мал­ся так­же гра­фи­кой и фо­то­гра­фи­ей, пи­сал эс­се об иск-ве. Его брат – жи­во­пи­сец и гра­фик Джон Нэш (1893–1977).

Соч.: Outline: an autobiography and other wri­tings. L., 1949; Writings on art. Oxf., 2000.

Лит.: Bertram A. P. Nash: the portrait of an artist. L., 1955; Eates M. P. Nash: master of the image. L., 1973; Postan A. The complete gra­phic work of P. Nash. L., 1973; P. Nash. (Cat.). L., 1975; Causey A. P. Nash. Oxf., 1980; P. Nash book designs. (Cat.). Colchester, 1982; A bitter truth: avant-garde art and the Great War. (Cat.). New Haven, 1994; Russell J. P. Nash in pictures: landscape and dream. Norwich, 2011.

Вернуться к началу