Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МОНЕ́О ВАЛЬЕС РАФАЭЛЬ

Авторы: А. В. Мартовицкая
Р. Монео. Библиотека университета Деусто в Бильбао. 2008.

МОНЕ́О, Мо­нео Валь­ес (Moneo Vallés) Ра­фа­эль (Хо­се Ра­фа­эль) (р. 9.5.1937, Ту­де­ла, пров. На­вар­ра), исп. ар­хи­тек­тор. Окон­чил Выс­шую ар­хит. шко­лу Мад­рид­ско­го по­ли­тех­нич. ун-та (1961), од­но­вре­мен­но c учё­бой ра­бо­тал в мас­тер­ской арх. Ф. X. Са­эн­са де Ой­сы (1958–1961), по­сле че­го год прак­ти­ко­вал в бю­ро Й. Ут­зо­на, пу­те­ше­ст­во­вал по Скан­ди­на­вии и по­зна­ко­мил­ся с А. Аал­то; ста­жи­ро­вал­ся в Исп. ака­де­мии в Ри­ме (1963–1965). Вер­нув­шись в Мад­рид (1965), ос­но­вал собств. ар­хит. мас­тер­скую. Ра­бо­тая в рус­ле мо­дер­низ­ма, М. воз­вёл в Мад­ри­де Рес­тав­рац. центр в уни­вер­си­тет­ском го­род­ке (про­ект 1961; строи­тель­ст­во с 1966, совм. с арх. Ф. Иге­ра­сом), от­ра­жаю­щий влия­ние Аал­то и ор­га­ни­че­ской ар­хи­тек­ту­ры, адм. зда­ние «Бан­кин­тер» (1977, совм. с арх. Р. Бес­ко­сом), в ко­то­ром про­яви­лись ха­рак­тер­ные для все­го твор­че­ст­ва М. ин­те­рес к слож­ным гео­мет­рич. фор­мам, вни­ма­ние к ма­те­риа­лу и гра­до­строит. кон­тек­сту. Об­ра­ще­ние к ис­то­рич. тра­ди­ции (ис­поль­зо­ва­ние эле­мен­тов др.-рим. ар­хи­тек­ту­ры) оп­ре­де­ли­ло ре­ше­ние Нац. му­зея рим. иск-ва в Ме­ри­де (1980–85). Зда­ние Фон­да Пи­лар и Хуа­на Ми­ро (1992) в Паль­ме бла­го­да­ря сво­ей ком­по­зи­ции «за­щи­ща­ет» ком­плекс до­ма и мас­тер­ской Х. Ми­ро от ок­ру­жаю­щей его совр. вы­сот­ной за­строй­ки. Сре­ди др. по­стро­ек М., до­пол­няю­щих ис­то­рич. со­ору­же­ния, – му­зей со­б­ра­ния Тис­се­на-Бор­не­ми­сы (1989; ре­кон­ст­руи­ро­ван­ный дво­рец Виль­яэр­мо­са, 17–19 вв.), но­вая зо­на ж.-д. во­кза­ла Ато­ча (1985–92), но­вое кры­ло му­зея Пра­до (2001–07; все – в Мад­ри­де). Эле­мен­ты ра­цио­на­лиз­ма при­сут­ст­ву­ют в ком­плек­се му­зе­ев совр. иск-ва и ар­хи­тек­ту­ры в Сток­голь­ме (1998) и зда­нии кон­церт­но­го за­ла «L’Audi­tori» в Бар­се­ло­не (1999). Сдер­жан­ные, энер­гич­ные фор­мы от­ли­ча­ют со­бор Бо­го­ма­те­ри ан­ге­лов (2002) в Лос-Анд­же­ле­се. Тя­го­тея к ис­поль­зо­ва­нию пре­им. кир­пи­ча и при­род­но­го кам­ня, М. об­ра­ща­ет­ся и к сплош­но­му за­стек­ле­нию фа­са­дов (кон­гресс-центр «Kursaal» в Сан-Се­ба­сть­я­не, 1995–99; б-ка ун-та Де­усто в Биль­бао, 2008).

С 1966 М. за­ни­ма­ет­ся пре­по­да­ва­ни­ем в разл. ву­зах ми­ра (в т. ч. ру­ко­во­дил ар­хит. от­де­ле­ни­ем шко­лы ди­зай­на Гар­вард­ско­го ун-та, 1985–90), ар­хит. тео­ри­ей и кри­ти­кой.

Соч.: La idea de arquitectura en Rossi y el Ce­menterio de Modena. Barcelona, 1974; Remarks on 21 works. L., 2010.

Лит.: R. Moneo: Bauen für die Stadt. Stuttg., 1993; Cuito A., Montes Ch. R. Moneo. N. Y.; L., 2002; Casamonti M. R. Moneo. Mil., 2008.

Вернуться к началу