Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МЕЧЕ́ТЬ

Авторы: Т. Х. Стародуб

МЕЧЕ́ТЬ (араб. «масд­жид», от «сад­жа­да» – ста­но­вить­ся на ко­ле­ни, кла­нять­ся, па­дать ниц), в ис­ла­ме глав­ное куль­то­вое зда­ние, ме­сто мо­лит­вы и со­б­ра­ния; центр ре­лиг., по­ли­тич. и об­ществ. жиз­ни му­суль­ман. М. не име­ет объ­ек­та ри­ту­аль­но­го по­кло­не­ния (ал­та­ря, ста­туи, ико­ны). По­ня­тие «М.», со­би­ра­тель­ное в ев­роп. язы­ках, в лин­гвис­тич. мно­го­об­ра­зии ис­лам­ско­го ми­ра рас­па­да­ет­ся на раз­ные, не все­гда си­но­ни­мич­ные ва­ри­ан­ты, опи­сы­ваю­щие со­ору­же­ния, раз­ли­чаю­щие­ся как по на­зна­че­нию, так и по ар­хит. фор­ме. «Масд­жид» в зна­че­нии мес­та по­кло­не­ния про­ис­хо­дит пред­по­ло­жи­тель­но от ара­мей­ско­го msgd (за­фик­си­ро­ва­но в «эле­фан­тин­ских па­пи­ру­сах» 5 в. до н. э. и на­ба­тей­ских над­пи­сях); в лек­си­ку до­ис­лам­ских ара­бов-бе­дуи­нов тер­мин во­шёл на том эта­пе, ко­гда «па­лат­ка пле­ме­ни», мадж­лис (ме­сто со­б­ра­ния и со­ве­та), ста­ла и пле­мен­ным свя­ти­ли­щем. В Ко­ра­не этим сло­вом обо­зна­ча­ет­ся ме­сто по­кло­не­ния, не­оп­ре­де­лён­ное (9:18; 72:18) или за­по­вед­ное – «ха­рам аль-мас­джид» (2:144/149, 187/191, 192/196; по об­ще­му мне­нию, Каа­ба с ок­ру­жаю­щим свя­щен­ным уча­ст­ком); в отд. слу­ча­ях – до­ис­лам­ская по­строй­ка: свя­тая гроб­ни­ца (18:20/21) или свя­ти­ли­ще еди­но­го Бо­га (2:108/114; 22:41/40). С раз­ви­ти­ем му­сульм. об­ряд­но­сти сло­во «масд­жид» за­кре­пи­лось за зда­ни­ем для еже­днев­ной 5-крат­ной ри­ту­аль­ной мо­лит­вы, лю­бым мо­лель­ным по­ме­ще­ни­ем, мо­лит­вен­ным ков­ром или ци­нов­кой.

По­сле ор­га­ни­за­ции про­ро­ком Му­хам­ме­дом в 623–624 Му­сал­лы Двух празд­ни­ков близ Ме­ди­ны ме­стом про­ве­де­ния мас­со­вых мо­лит­вен­ных об­ря­дов в дни го­до­вых празд­неств (Жерт­во­при­но­ше­ния и Раз­го­ве­нья) ста­ла му­сал­ла (ме­сто мо­ле­ния, от араб. «са­лат» – мо­лит­ва; тер­мин во­шёл в упот­реб­ле­ние в до­ис­лам­ской Ара­вии в зна­че­нии пло­щад­ки для со­вер­ше­ния мо­лит­вен­но­го об­ря­да под от­кры­тым не­бом). В ме­дин­ской му­сал­ле Му­хам­мед ввёл в обы­чай вты­кать в зем­лю ко­пьё («ана­за») для ука­за­ния на­прав­ле­ния мо­лит­вы; позд­нее эта тра­ди­ция при­ве­ла к по­яв­ле­нию мих­ра­ба. До 622 му­суль­ма­не мо­ли­лись, пред­по­ло­жи­тель­но обратившись на вос­ток, по­сле пе­ре­се­ле­ния в Ме­ди­ну в пер­вые 16–17 мес мо­ля­щие­ся об­ра­ща­лись на се­вер, к До­му Свя­ты­ни – Байт-аль-Му­кад­дас, или аль-Кудс (Ие­ру­са­лим); с 624 у му­суль­ман бы­ла вве­де­на свя­щен­ная ори­ен­та­ция на древ­нюю араб. свя­ты­ню – Каа­бу в Мек­ке.

От­кры­тые М. – му­сал­ла, на­маз­га или на­маз­гах (перс. – ме­сто мо­лит­вы), ид­гах (от «ид» – празд­ник, «гах» – ме­сто; Аф­га­ни­стан, Па­ки­стан, Ин­дия), рас­счи­тан­ные на сбор всей об­щи­ны го­ро­да, обыч­но за­ни­ма­ли уча­сток за гор. во­ро­та­ми и пред­став­ля­ли со­бой квад­рат­ную или пря­мо­уголь­ную пло­щадь или плат­фор­му, по­сы­пан­ную пес­ком или гра­ви­ем; в сло­жив­шем­ся ви­де име­ли сте­ну с мих­ра­бом на сто­ро­не киб­лы – свя­щен­ной ори­ен­та­ции, пе­ре­нос­ной (ре­же ста­цио­нар­ный) мин­бар – ка­фед­ру для чте­ния про­по­ве­ди и/или дик­ку (плат­фор­ма для му­эд­зи­на, пе­ре­даю­ще­го зад­ним ря­дам мо­ля­щих­ся дей­ст­вия има­ма), ино­гда – ми­на­рет.

Типология архитектуры мечети

Мечеть аль-Азхар в Каире. 970–972 (перестраивалась).

Ар­хит. ти­пы М. скла­ды­ва­лись па­рал­лель­но с фор­ми­ро­ва­ни­ем му­сульм. об­раза жиз­ни, в ко­то­ром важ­ней­шее зна­че­ние при­об­ре­ла еже­не­дель­ная со­вме­ст­ная мо­лит­ва ве­рую­щих и про­по­ведь гла­вы об­щи­ны в «день сбо­ра» – пят­ни­цу. Зда­ние для кол­лек­тив­ной мо­лит­вы по­лу­чило на­зва­ние со­бор­ной (джа­ми) или пят­нич­ной (джу­ма) М. В пер­вые ве­ка ис­ла­ма со­бор­ная М. не­ред­ко ис­пол­ня­ла так­же функ­ции ду­хов­ной шко­лы, бо­го­слов­ско­го цен­тра, при­юта па­лом­ни­ков или су­фи­ев, мес­та по­гре­бе­ния ос­но­ва­те­ля (М.-уни­вер­си­те­ты – аль-Ка­рау­ин в Фе­се, сер. 9 в., аль-Аз­хар в Каи­ре, 970–972). Глав­ная (или един­ст­вен­ная) джа­ми (джу­ма) го­ро­да по­лу­ча­ла ста­тус Боль­шой ме­че­ти. Осн. прин­ци­пы струк­ту­ры му­сульм. со­бор­но­го зда­ния оп­ре­де­ли­лись в Ме­ди­не, в про­цес­се ор­га­ни­за­ции в 622 и позд­нее мес­та кол­лек­тив­ных мо­ле­ний при До­ме Му­хам­ме­да (позд­нее Ме­четь Про­ро­ка), пла­ни­ров­ка ко­то­ро­го, по мне­нию англ. учё­но­го К. А. К. Кре­зу­эл­ла, по­вто­ри­ла схе­му до­ис­лам­ско­го жи­ли­ща во­ж­дя пле­ме­ни. По со­об­ще­нию Ибн Са­да, био­гра­фа Му­хам­ме­да, соб­ст­вен­но М. слу­жил при­мы­кав­ший к до­му с за­па­да про­сто­рный двор, ок­ру­жён­ный 7-мет­ро­вой сыр­цо­вой сте­ной на ка­мен­ном фун­да­мен­те, с 3 вхо­да­ми; на се­вер­ной (в на­прав­ле­нии к Ие­ру­са­ли­му), а за­тем и на юж­ной, об­ра­щён­ной к Мек­ке сто­ро­не бы­ли соз­да­ны зо­ны те­ни – на­ве­сы из скре­п­лён­ных гли­ной паль­мо­вых ли­сть­ев, по­ло­жен­ных на ство­лы пальм. Ком­по­зи­ция Ме­че­ти Про­ро­ка, сло­жив­шая­ся к сер. 7 в., ста­ла от­прав­ной точ­кой в раз­ви­тии со­бор­ной М. ко­лон­но­го, или араб­ско­го, ти­па. По её об­раз­цу уст­раи­ва­лись по­ход­ные М. араб. от­ря­дов: на­чер­тан­ный на зем­ле квад­рат с копь­ём, во­ткну­тым на сто­ро­не киб­лы.

Джума-мечеть в Хиве (Узбекистан). Внутренний двор. Кон. 18 в.

В но­вых го­ро­дах Ира­ка (Бас­ра, Ку­фа) и Егип­та (Фус­тат), обыч­но вы­рас­тав­ших из араб. во­ен. ла­ге­ря, мо­лит­вен­ные об­ря­ды по­на­ча­лу со­вер­ша­лись на пло­щад­ке, ог­ра­ни­чен­ной раз­ме­чен­ны­ми на зем­ле кон­ту­ра­ми. Ста­цио­нар­ные по­строй­ки впер­вые поя­ви­лись в 660-х гг. (Боль­шие ме­че­ти Бас­ры и Ку­фы) и пред­став­ля­ли со­бой ран­ние ва­ри­ан­ты ко­лон­ной М.: квад­рат­ный или пря­мо­уголь­ный двор, об­стро­ен­ный по пе­ри­мет­ру га­ле­рея­ми с пло­ски­ми ба­лоч­ны­ми пе­ре­кры­тия­ми на стол­бах или ко­лон­нах; на об­ра­щён­ной к Мек­ке сто­ро­не опо­ры, по­став­лен­ные в 5 или бо­лее ря­дов, соз­да­ва­ли глу­бо­кую зо­ну те­ни – мо­лит­вен­ный зал. Бла­го­да­ря ши­ро­кой рас­ста­нов­ке опор про­стран­ст­во за­ла сво­бод­но про­смат­ри­ва­лось со всех сто­рон, и мо­ля­щие­ся ото­всю­ду мог­ли ви­деть има­ма, ве­ду­ще­го мо­лит­ву. В за­воё­ван­ных ара­ба­ми го­ро­дах Па­ле­сти­ны, Си­рии, Ан­да­лу­сии пер­вые М. уст­раи­ва­лись в лю­бых су­ще­ст­вую­щих зда­ни­ях (напр., в Ха­ле­бе в по­ме­ще­нии гор. во­рот) или на пло­ща­дях, позд­нее пе­ре­страи­ва­лись из хри­сти­ан­ских церк­вей или воз­во­ди­лись за­но­во с час­тич­ным ис­поль­зо­ва­ни­ем древ­них по­стро­ек.

Мечеть в деревне Ларабанга (Западная Гана).17 в.

В эво­лю­ции ар­хит. ти­пов М. на­шли от­ра­же­ние со­ци­аль­ные и по­ли­тич. про­цес­сы в жиз­ни му­сульм. об­ще­ст­ва, ста­нов­ле­ние ис­лам­ской идео­ло­гии и эс­те­ти­ки. Имен­но в М. рань­ше и яр­че про­яви­лись дос­ти­же­ния соб­ст­вен­но ис­лам­ско­го зод­че­ст­ва, сви­де­тель­ст­вую­щие об уме­лом ис­поль­зо­ва­нии чу­жо­го опы­та, изо­бре­та­тель­но­сти и мас­тер­ст­ве их соз­да­те­лей, об их ус­пе­хах в об­лас­ти ин­же­нер­но­го и офор­ми­тель­ско­го иск-ва, о раз­но­об­ра­зии тех­нич. приё­мов и ху­дож. сти­лей при со­хра­не­нии об­щих, еди­ных, все­гда уз­на­вае­мых черт му­сульм. мо­лит­вен­но­го зда­ния.

Мечеть Ахмеда I (Ахмедие, или Голубая мечеть) в Стамбуле. Интерьер. 1609–17. Архитектор Мехмет-ага.

В фор­ми­ро­ва­нии М. ко­лон­но­го ти­па важ­ней­шая роль при­над­ле­жит Омей­я­дов ме­че­ти в Да­ма­ске, М. Аль-Ак­са в Ие­ру­са­ли­ме и Ме­че­ти Про­ро­ка в Ме­ди­не (707–709), в ко­то­рой впер­вые поя­ви­лись та­кие от­ли­чи­тель­ные эле­мен­ты со­бор­ной М., как мих­раб, мин­бар, ку­пол и ми­на­рет. Гос. зна­че­ние всех трёх ре­лиг. цен­тров пер­вой му­сульм. дер­жа­вы под­чёр­ки­вал па­рад­ный де­кор: узор­ные об­ли­цов­ки мра­мор­ны­ми пли­та­ми, зо­ло­чё­ные рез­ные ка­пи­те­ли, ор­на­мен­таль­ные рос­пи­си, рель­е­фы и окон­ные ре­шёт­ки, смаль­то­вая мо­заи­ка с изо­бра­же­ния­ми де­ревь­ев, фан­та­стич. рас­те­ний, ваз, дра­го­цен­но­стей, двор­цов. В кон. 7 – нач. 8 вв. к ха­рак­те­ри­сти­кам Боль­шой ме­че­ти до­ба­ви­лись мак­су­ра (уча­сток во­круг мих­ра­ба и мин­ба­ра, от­де­лён­ный от мо­лит­вен­но­го за­ла пе­ре­движ­ной де­рев. ре­шёт­кой или ста­цио­нар­ной ог­ра­дой для за­щи­ты гла­вы об­щи­ны от на­па­де­ния) и Байт аль-Мал («Дом иму­ще­ст­ва», каз­но­хра­ни­ли­ще во дво­ре М.; напр., в Боль­ших ме­че­тях Ку­фы, Да­ма­ска, Ха­ле­ба). Тип ко­лон­ной М. по­лу­чил клас­сич. вы­ра­жение в 9–10 вв. [Боль­шие ме­че­ти Са­мар­ры и Джа­фа­рии в Ира­ке, Кор­до­вы в Ан­да­лу­сии, Кай­руа­на в Иф­ри­кии (Ту­ни­се) (все – 9 в.); ме­че­ти Ам­ра ибн аль-Аса в Фус­та­те (7 и 9 вв.; ны­не в Каи­ре), Ибн Ту­лу­на (876–879) и аль-Аз­хар (970–972) в Каи­ре в Егип­те]. Ут­вер­ди­лась схе­ма про­ек­ти­ро­ва­ния М. с со­блю­де­ни­ем свя­щен­ной ори­ен­та­ции – киб­лы по гл. оси, от­ме­чен­ной на про­ти­во­по­лож­ных сто­ро­нах зда­ния мих­ра­бом и ми­на­ре­том, а так­же ку­по­лом. Ред­кие от­сту­п­ле­ния от пра­ви­ла мог­ли дик­то­вать­ся осо­бен­но­стя­ми зе­мель­но­го уча­ст­ка или гео­де­зич. по­греш­но­стя­ми, ко­то­рые ис­прав­ля­лись по­сле­дую­щей пе­ре­строй­кой зда­ния или раз­мет­кой внут­ри за­ла. В стра­нах Маг­ри­ба и в Егип­те, напр. в эпо­ху Фа­ти­ми­дов (10–12 вв.), про­ти­во­по­лож­ную мих­ра­бу точ­ку на са­краль­ной оси стал от­ме­чать мо­ну­мен­таль­ный пор­тал (Боль­шая ме­четь Мах­дии в Ту­ни­се, ок. 916; ме­четь аль-Ха­ким в Каи­ре, 990–1012).

Мечеть Такия-Сулеймания в Дамаске. 1552–59. Архитектор К. М. Синан.

На Вос­то­ке ис­лам­ско­го ми­ра – в Ира­не, За­кав­ка­зье, Ср. Азии – ко­лон­ную М. по­сте­пен­но вы­тес­ни­ла М. ай­ван­но­го, или иран­ско­го, ти­па, ко­то­рый в осн. чер­тах сло­жил­ся к 12 в. (Со­бор­ная ме­четь Ис­фа­ха­на, 9–20 вв.): его фор­мо­об­ра­зую­щи­ми эле­мен­та­ми ста­ли ай­ван (свод­ча­тый, ре­же ко­лон­ный) и чар­так (перс. «ча­хар-так» – че­ты­ре ар­ки: 4-ароч­ный ку­поль­ный па­виль­он), унас­ле­до­ван­ные от двор­цо­во-хра­мо­во­го зод­че­ст­ва эпо­хи Пар­фян­ско­го и Са­са­нид­ско­го царств. Ком­по­зи­ция пря­мо­уголь­но­го в пла­не зда­ния с ай­ва­на­ми в се­ре­ди­не од­но­го, не­сколь­ких или всех 4 фа­са­дов внутр. дво­ра, об­ве­дён­но­го ку­поль­ны­ми га­ле­рея­ми на ар­ка­дах и об­стро­ен­но­го раз­лич­ны­ми по на­зна­че­нию, раз­ме­рам и фор­ме по­ме­ще­ния­ми, ши­ро­ко ис­поль­зо­ва­лась в пла­ни­ров­ке не толь­ко М., но и мед­ре­се, гос­пи­та­лей – ма­ри­ста­нов, ка­ра­ван-са­ра­ев, су­фий­ских оби­те­лей, двор­цов. Вос­хо­дя­щая к пла­ну буд­дий­ских мо­на­сты­рей (по В. В. Бар­толь­ду) или к ар­хи­тек­ту­ре жи­ло­го до­ма в Хо­ра­са­не (со­глас­но франц. ис­сле­до­ва­те­лю А. Го­да­ру), 4-ай­ван­ная ком­по­зи­ция бы­ла вос­при­ня­та (час­то в пре­об­ра­зо­ван­ном ви­де) му­сульм. зод­чи­ми по всей тер­ри­то­рии рас­про­стра­не­ния ис­ла­ма. В М. иран­ско­го ти­па функ­цию мо­лит­вен­но­го за­ла при­об­рёл воз­ве­дён­ный на сто­ро­не свя­щен­ной ори­ен­та­ции т. н. ай­ван киб­лы (мед­ре­се-ме­четь Сул­та­на Ха­са­на в Каи­ре, 1356–63) или раз­ви­ваю­щее фор­му чар­та­ка мо­ну­мен­таль­ное зда­ние с ку­по­лом и вход­ным ай­ва­ном внут­ри па­рад­ной пор­таль­ной ра­мы – пеш­та­ка (ме­че­ти Би­би-Ха­ным в Са­мар­кан­де, 1405, Ка­лян в Бу­ха­ре, 15–16 вв.). Наи­бо­лее эф­фект­ное и гран­ди­оз­ное ре­ше­ние тип иран­ской М. по­лу­чил в сул­тан­ских и шах­ских джа­ми Бу­ха­ры, Са­мар­кан­да, Ге­ра­та, Ис­фа­ха­на, Теб­ри­за в 15–17 вв. В от­ли­чие от бо­лее ран­них зда­ний с глу­хи­ми на­руж­ны­ми сте­на­ми, со­бор­ные ме­че­ти Ти­му­ри­дов, Шей­ба­ни­дов, Се­фе­ви­дов, как и по­стро­ен­ные по той же схе­ме боль­шие мед­ре­се, по­лу­ча­ли кра­соч­ное оформ­ле­ние фа­са­дов, те­перь об­ра­щён­ных на па­рад­ную гор. пло­щадь на­ряд­ным мо­ну­мен­таль­ным пор­та­лом. Идея не­ог­ра­ни­чен­ной вла­сти мо­нар­ха в этих гран­ди­оз­ных со­ору­же­ни­ях на­шла вы­ра­же­ние не в из­мене­нии ком­по­зи­ци­он­но-пла­ни­ро­воч­ной схе­мы, а в уве­ли­че­нии мас­шта­ба объ­ё­мов, ак­цен­ти­рую­щих осн. час­ти зда­ния так же, как и вклю­че­ние ор­на­мен­таль­но­го цвет­но­го де­ко­ра. С эпо­хи Ти­му­ри­дов (1370–1507) на Вос­то­ке ис­лам­ско­го ми­ра пеш­так с ай­ва­ном, ук­ра­шен­ным внут­ри сво­дом со ста­лак­ти­та­ми и мно­го­цвет­ным ков­ром из рас­пис­ной и на­бор­ной ке­ра­ми­ки, стал обя­за­тель­ным и уни­вер­саль­ным оформ­ле­ни­ем лю­бо­го мо­ну­мен­таль­но­го зда­ния с ай­ван­ной ком­по­зи­ци­ей.

Мечеть Кул-Шариф в Казанском кремле. 1996–2005. Архитекторы А. Г. Саттаров, И. Ф. Сайфуллин, М. В. Сафронов, Ш. Г. Латыпов; главный архитектор проекта А. В. Головин. Фото А. И. Нагаева

Ар­хи­тек­то­ра­ми Ос­ман­ской им­пе­рии, ко­то­рые от­ка­за­лись от ус­во­ен­ных куль­то­вым зод­че­ст­вом Ко­ний­ско­го (Рум­ско­го) сул­та­на­та ва­ри­ан­тов ко­лон­ной и ай­ван­ной М. и об­ра­ти­лись к опы­ту ви­зант. и арм. хра­мо­во­го зод­че­ст­ва, был раз­ра­бо­тан т. н. ту­рец­кий (ос­ман­ский) тип цен­траль­но-ку­поль­ной М., иде­аль­но от­ве­чаю­щий за­да­чам про­слав­ле­ния вла­сти сул­та­на «как те­ни Бо­га на зем­ле». В соз­да­нии на­руж­но­го об­ли­ка та­кой М. гл. роль от­во­ди­лась вы­ра­зи­тель­но­му ку­бо­вид­но­му объ­ё­му мо­лит­вен­но­го за­ла с воз­не­сён­ным над «го­рой» по­лу­ку­по­лов ог­ром­ным шле­мо­вид­ным центр. ку­по­лом и «по­чёт­ным ка­рау­лом» воз­ве­дён­ных по уг­лам мощ­ных копь­е­вид­ных ми­на­ре­тов. Впи­сан­ный в пря­мо­уголь­ник об­щей ог­ра­ды М. двор с фон­та­ном для омо­ве­ний (не­ред­ко в ви­де ку­поль­но­го па­виль­о­на) от­де­лял­ся от мо­лит­вен­но­го за­ла пе­ре­кры­той ку­по­ла­ми ар­кад­ной га­ле­ре­ей с упо­доб­лен­ным мих­ра­бу пи­ра­ми­даль­ным свод­ча­тым пор­та­лом, пре­вра­тив­шись в по­до­бие вес­ти­бю­ля. С про­ти­во­по­лож­ной от мо­лит­вен­но­го за­ла сто­ро­ны внут­ри ог­ра­ды сул­тан­ской М. обыч­но уст­раи­вал­ся по­гре­баль­ный сад с над­гро­бия­ми и мав­зо­лея­ми. Внутр. про­стран­ст­во мо­лит­вен­но­го за­ла ту­рец­кой М. раз­ви­ва­ет­ся не по го­ри­зон­та­ли, как в зда­ни­ях ко­лон­но­го или ай­ван­но­го ти­па, а по вер­ти­ка­ли, к ги­гант­ско­му ку­по­лу, воз­не­сён­но­му на све­то­вом оже­ре­лье из окон ба­ра­ба­на. Оше­лом­ляю­щий сво­ей гран­ди­оз­но­стью, про­ни­зан­ный по­то­ка­ми све­та, рас­цве­чен­ный рос­пи­ся­ми, вит­ра­жа­ми, узор­ны­ми фа­ян­со­вы­ми об­ли­цов­ка­ми ин­терь­ер ос­ман­ской М. с не­обы­чай­ной ху­дож. си­лой во­пло­ща­ет му­сульм. идею един­ст­ва и един­ст­вен­но­сти Бо­га и не­по­сти­жи­мой кра­со­ты со­тво­рён­но­го им ми­ра (ме­че­ти Су­лей­ма­ние в Стам­бу­ле, Се­ли­мие в Эдир­не; обе – арх. К. М. Си­нан, 16 в.). Тип цен­траль­но-ку­поль­ной, или ту­рец­кой, М. ока­зал­ся наи­бо­лее вос­тре­бо­ван­ным в совр. ис­лам­ском ми­ре.

Лит.: Sauvaget J. La mosquée omeyyade de Médine. P., 1947; Gol­vin L. La mosquée: ses origines, sa morpho­lo­gie, ses divers fonctions. Alger, 1960; Бар­тольд В. В. Ори­ен­ти­ров­ка пер­вых му­суль­ман­ских ме­че­тей // Бар­тольд В. В. Собр. соч. М., 1966. Т. 6; Grabar O. La Grande Mosquée de Damas et les origines architecturales de la mosquée // Synthronon. Art et archéologie de la fin de l’antiquité et du moyen âge. P., 1968; Hasan S. M. Glimpses of Muslim art and architecture. Dhaka, 1983; Грю­не­ба­ум Г. Э. фон. Клас­си­че­ский ис­лам. 600–1258. М., 1988; Cres­well K. A. C. A short account of early Mus­lim architecture. 2nd ed. Aldershot, 1989; Hil­len­brand R. Islamic archi­tecture: form, function and meaning. Edin­burgh, 1999; Ста­ро­дуб Т. Х. Ме­четь. Тер­мин и ар­хи­тек­тур­ный тип // Вест­ник МГУ. Сер. 13. Вос­то­ко­ве­де­ние. 2006. Вып. 4.

Вернуться к началу