Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КВАНТУ́НСКАЯ О́БЛАСТЬ

Авторы: О. Р. Айрапетов

КВАНТУ́НСКАЯ О́БЛАСТЬ, адм.-терр. еди­ни­ца в Рос. им­пе­рии, на Кван­тун­ском п-ове (ны­не п-ов Гу­ань­дун­бань­дао, Ки­тай). Со­з­да­ние К. о. долж­но бы­ло ук­ре­пить влия­ние Рос. им­пе­рии на Даль­нем Вос­то­ке, от­крыть ей путь к не­за­мер­заю­щим пор­там на Ти­хом ок., для че­го Кван­тун­ский п-ов был со­еди­нён с Рос. им­пе­ри­ей Китай­ско-Вос­точ­ной же­лез­ной до­ро­гой (КВЖД), по­стро­ен­ной в со­от­вет­ст­вии с Мо­с­ков­ским до­го­во­ром 1896. К. о. за­ни­ма­ла тер­ри­то­рию, во­шед­шую в со­став Рос. им­пе­рии на ус­ло­ви­ях арен­ды в со­от­вет­ст­вии с Рус­ско-ки­тай­ской кон­вен­ци­ей 1898; до­пол­нит. со­гла­ше­ни­ем к ней от 25.4(7.5).1898 Цзинь­чжоу (адм. центр по­лу­ост­ро­ва до 1898) был объ­яв­лен на ав­то­ном­ном по­ло­же­нии и управ­лял­ся кит. вла­стя­ми (рус. гар­ни­зон был вве­дён сю­да толь­ко в ию­не 1900, при по­дав­ле­нии вос­ста­ния Ихэ­ту­ань). 15(27)–16(28).3.1898 рос. вой­ска вы­са­ди­лись в Порт-Ар­ту­ре (ны­не Люй­шунь) и в пор­ту Та­ли­ен­ван [ны­не Да­лянь­вань; го­род, ве­ро­ят­но, был за­нят к 25 мар­та (6 апр.)]. Пра­ви­ла­ми, вы­со­чай­ше ут­верж­дён­ны­ми 14(26).4.1898, ру­ко­вод­ство мор. и су­хо­пут­ны­ми си­ла­ми, а так­же гражд. ад­ми­ни­ст­ра­ци­ей Кван­тун­ско­го п-ова бы­ло воз­ло­же­но на на­чаль­ни­ка Ти­хо­оке­ан­ской эс­кад­ры контр-адм. Ф. В. Ду­ба­со­ва. 11(23).8.1898 по пред­став­ле­нию ми­нист­ра фи­нан­сов на­чаль­ни­ком Кван­тун­ско­го п-ова и ко­ман­дую­щим вой­ска­ми, на­хо­див­ши­ми­ся там, с пра­ва­ми ко­ман­ди­ра кор­пу­са, а по гражд. час­ти – во­ен. гу­бер­на­то­ра, был на­зна­чен ген.-м. Д. И. Суб­бо­тич.

К. о. об­ра­зо­ва­на Врем. по­ло­же­ни­ем об управ­ле­нии К. о., ут­вер­ждён­ным 20.8(1.9).1899 имп. Ни­ко­ла­ем II. С авг. 1899 гл. нач. и ко­манд. вой­ска­ми К. о. был ви­це-адм. Е. И. Алек­се­ев. Ему при­над­ле­жа­ла гражд. власть в об­лас­ти, он имел так­же пра­ва на­чаль­ни­ка во­ен. ок­ру­га, гл. ко­ман­ди­ра фло­та и пор­тов. Пл. К. о. 3,2 тыс. км2 (1898). Адм. центр– г. Порт-Ар­тур (по ус­ло­ви­ям Рус.-кит. кон­вен­ции 1898 по­лу­чил ста­тус во­ен. пор­та, от­кры­то­го толь­ко для рус. и кит. во­ен. су­дов); др. го­ро­да об­лас­ти – Даль­ний (кит. – Да­лянь), Та­ли­ен­ван, Цзинь­чжоу, Биц­зы­во. К. о. де­ли­лась на уча­ст­ки – Порт-Ар­тур­ский, Да­лянь­вань­ский (Та­ли­ен­ван­ский), Цзинь­чжоу­ский, Биц­зы­во­ский и Ост­ров­ной; Даль­ний был вы­де­лен в гра­до­на­чаль­ст­во и под­чи­нён Мин-ву фи­нан­сов.

Порт Даль­ний (стро­ил­ся для ком­мерч. су­до­ход­ст­ва всех стран, кро­ме од­ной бух­ты, по­лу­чив­шей та­кой же ста­тус, как Порт-Ар­тур) был объ­яв­лен гл. ком­мерч. пор­том Рос. им­пе­рии на Ти­хом ок. (к 1904 здесь дей­ст­во­ва­ло 15 рус. и 75 япон. тор­го­вых пред­при­ятий). С 1899 в Порт-Ар­ту­ре ве­лось строи­тель­ст­во отд. обо­ро­нит. со­ору­же­ний, в кон. 1900 – нач. 1901 на­ча­то ин­тен­сив­ное строи­тель­ст­во во­ен.-мор. кре­по­сти. Имен­но Порт-Ар­тур фак­ти­че­ски стал гл. рос. ком­мерч. пор­том на Ти­хом ок. (ок. 700 тор­го­вых до­мов и ком­мерч. фирм). К. о. 30.7(12.8).1903 во­шла в со­став об­ра­зо­ван­но­го Даль­не­во­сточ­но­го на­ме­ст­ни­че­ст­ва во гла­ве с на­ме­ст­ни­ком (Е. И. Алек­се­ев), ко­то­рый по­лу­чил пра­во вес­ти ди­пло­ма­тич. пе­ре­го­во­ры с со­сед­ни­ми стра­на­ми.

Во вре­мя рус­ско-япон­ской вой­ны 1904–1905 на тер­ри­то­рии К. о. раз­вер­ну­лись во­ен. дей­ст­вия, в т. ч. Порт-Ар­ту­ра обо­ро­на 1904–05. В янв. 1905 япон. вой­ска пол­но­стью ов­ла­де­ли К. о. Даль­не­во­сточ­ное на­ме­ст­ни­че­ст­во рос. пра­ви­тель­ст­вом бы­ло уп­разд­не­но 8(21).6.1905. По ус­ло­ви­ям Порт­смут­ско­го ми­ра 1905 Рос­сия ус­ту­пи­ла Япо­нии аренд­ные пра­ва на Ляо­дун­ский п-ов, а так­же на Юж. ли­нию КВЖД, по­лу­чив­шую на­зва­ние Юж­но-Мань­чжур­ской же­лез­ной до­ро­ги.

Лит.: Сбор­ник до­го­во­ров и ди­пло­ма­ти­че­ских до­ку­мен­тов по де­лам Даль­не­го Вос­то­ка. 1895–1905. СПб., 1906; Рус­ско-ки­тай­ские от­но­ше­ния. 1689–1916. Офи­ци­аль­ные до­ку­мен­ты. М., 1958; Да­цы­шен В. Г. Ис­то­рия рус­ско-ки­тай­ских от­но­ше­ний (1618–1917 гг.). Крас­но­ярск, 2004.

Вернуться к началу