ЛЮЙШУ́НЬ
-
Рубрика: География
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЛЮЙШУ́НЬ (Люйшунькоу, Порт-Артур), город на северо-востоке Китая, в пров. Ляонин, административно является районом г. Далянь (с 1950). Нас. ок. 210 тыс. чел. (2010). Расположен на берегу Жёлтого м., на юго-зап. оконечности Ляодунского п-ова – п-ове Гуаньдунбаньдао (Квантунский), у входа в заливы Ляодунский и Бохай (через мор. проход Лаотешаньшуйдао). Конечный пункт юж. ветки Китайской Чанчуньской ж. д., двумя автомагистралями (Южной и Северной) связан с г. Далянь и сетью автодорог страны. Незамерзающий порт в закрытой бухте (1,5–2 км в поперечнике) с широким рейдом в открытом море.
До кон. 19 в. Л. был небольшим селением с естеств. гаванью, удобной для стоянки судов. C 1860-х гг. в европ. странах и России именовался Порт-Артур (англ. Port Arthur). В 1880–90-х гг. кит. правительство пыталось превратить Л. (Порт-Артур) в воен.-мор. крепость. По Симоносекскому договору 1895, завершившему китайско-японскую войну 1894–95, перешёл к Японии. В кон. 1895 возвращён Китаю под совместным нажимом России, Германии и Франции. По условиям российско-китайской конвенции 1898 Порт-Артур передан России в аренду сроком на 25 лет, получил статус воен. порта, открытого для рос. и кит. воен. судов. Рос. правительство соединило Порт-Артур ж.-д. линией с Харбином и превратило в воен.-мор. крепость. Центр Квантунской области (1899–1905). Порт-Артур стал гл. рос. коммерч. портом на Тихом ок. Во время русско-японской войны 1904–05 за него шли ожесточённые бои (см. Порт-Артура оборона 1904–05). На рейде Порт-Артура при взрыве броненосца «Петропавловск» 31.3(13.4).1904 погибли вице-адм. С. О. Макаров, худ. В. В. Верещагин. По условиям Портсмутского мира 1905 Россия уступила арендные права на Порт-Артур Японии. После истечения срока аренды в 1923 япон. правительство отказалось возвратить Л. (япон. назв. Рёдзюн) Китаю. В 1932 Л. включён в состав марионеточного гос-ва Маньчжоу-го. Освобождён Красной Армией 23.8.1945 во время советско-японской войны 1945. По соглашению 1945 СССР и Китай договорились о совместном использовании Л. (Порт-Артура) в качестве воен.-мор. базы в течение 30 лет. В мае 1955 СССР вывел свои воен. силы из Л. и безвозмездно передал правительству Китая сооружения в районе базы. В нач. 21 в. Л. – крупная воен.-мор. база Китая. Доступ в город к некоторым мемориальным сооружениям открыт лишь для граждан России и Японии.
В нач. 20 в. город состоял из 2 частей – старой, на вост. берегу бухты, и новой, на сев. берегу (постройки кон. 19 – нач. 20 вв.). В нач. 21 в. сохраняются: Мемориальное рус. воен. кладбище с часовней, здания ж.-д. вокзала с элементами традиц. кит. архитектуры (1901–03) и тюрьмы в неорусском стиле (нач. 20 в.; ныне музейный комплекс «Русско-японская тюрьма»), форт № 2 (место гибели одного из гл. организаторов обороны крепости в 1904–05 ген.-м. Р. И. Кондратенко) и др. Дома рус. постройки 1901–04, рос. укрепления (форты, батареи, траншеи); неоклассицистич. монумент япон. солдатам, погибшим в боях рус.-япон. войны, – «Башня Байюйта» (япон. «Хётюто»; 1906). Среди памятников более позднего периода – мемориал павшим сов. воинам в русле неоклассики (1950-е гг.), Парк мира на Земле в зап. части города, на побережье зал. Бохай. Филиалы даляньских ун-тов: транспорта, иностр. языков, медицинского и др.
Предприятия по обслуживанию воен.-мор. базы. Судостроение и судоремонт, произ-во узлов и агрегатов для мор. торговых судов и воен. кораблей.