КВАНТУ́НСКАЯ О́БЛАСТЬ
-
Рубрика: Отечественная история
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КВАНТУ́НСКАЯ О́БЛАСТЬ, адм.-терр. единица в Рос. империи, на Квантунском п-ове (ныне п-ов Гуаньдунбаньдао, Китай). Создание К. о. должно было укрепить влияние Рос. империи на Дальнем Востоке, открыть ей путь к незамерзающим портам на Тихом ок., для чего Квантунский п-ов был соединён с Рос. империей Китайско-Восточной железной дорогой (КВЖД), построенной в соответствии с Московским договором 1896. К. о. занимала территорию, вошедшую в состав Рос. империи на условиях аренды в соответствии с Русско-китайской конвенцией 1898; дополнит. соглашением к ней от 25.4(7.5).1898 Цзиньчжоу (адм. центр полуострова до 1898) был объявлен на автономном положении и управлялся кит. властями (рус. гарнизон был введён сюда только в июне 1900, при подавлении восстания Ихэтуань). 15(27)–16(28).3.1898 рос. войска высадились в Порт-Артуре (ныне Люйшунь) и в порту Талиенван [ныне Даляньвань; город, вероятно, был занят к 25 марта (6 апр.)]. Правилами, высочайше утверждёнными 14(26).4.1898, руководство мор. и сухопутными силами, а также гражд. администрацией Квантунского п-ова было возложено на начальника Тихоокеанской эскадры контр-адм. Ф. В. Дубасова. 11(23).8.1898 по представлению министра финансов начальником Квантунского п-ова и командующим войсками, находившимися там, с правами командира корпуса, а по гражд. части – воен. губернатора, был назначен ген.-м. Д. И. Субботич.
К. о. образована Врем. положением об управлении К. о., утверждённым 20.8(1.9).1899 имп. Николаем II. С авг. 1899 гл. нач. и команд. войсками К. о. был вице-адм. Е. И. Алексеев. Ему принадлежала гражд. власть в области, он имел также права начальника воен. округа, гл. командира флота и портов. Пл. К. о. 3,2 тыс. км2 (1898). Адм. центр– г. Порт-Артур (по условиям Рус.-кит. конвенции 1898 получил статус воен. порта, открытого только для рус. и кит. воен. судов); др. города области – Дальний (кит. – Далянь), Талиенван, Цзиньчжоу, Бицзыво. К. о. делилась на участки – Порт-Артурский, Даляньваньский (Талиенванский), Цзиньчжоуский, Бицзывоский и Островной; Дальний был выделен в градоначальство и подчинён Мин-ву финансов.
Порт Дальний (строился для коммерч. судоходства всех стран, кроме одной бухты, получившей такой же статус, как Порт-Артур) был объявлен гл. коммерч. портом Рос. империи на Тихом ок. (к 1904 здесь действовало 15 рус. и 75 япон. торговых предприятий). С 1899 в Порт-Артуре велось строительство отд. оборонит. сооружений, в кон. 1900 – нач. 1901 начато интенсивное строительство воен.-мор. крепости. Именно Порт-Артур фактически стал гл. рос. коммерч. портом на Тихом ок. (ок. 700 торговых домов и коммерч. фирм). К. о. 30.7(12.8).1903 вошла в состав образованного Дальневосточного наместничества во главе с наместником (Е. И. Алексеев), который получил право вести дипломатич. переговоры с соседними странами.
Во время русско-японской войны 1904–1905 на территории К. о. развернулись воен. действия, в т. ч. Порт-Артура оборона 1904–05. В янв. 1905 япон. войска полностью овладели К. о. Дальневосточное наместничество рос. правительством было упразднено 8(21).6.1905. По условиям Портсмутского мира 1905 Россия уступила Японии арендные права на Ляодунский п-ов, а также на Юж. линию КВЖД, получившую название Южно-Маньчжурской железной дороги.