РУ́ССКО-КИТА́ЙСКАЯ КОНВЕ́НЦИЯ 1898
-
Рубрика: Отечественная история
-
Скопировать библиографическую ссылку:
РУ́ССКО-КИТА́ЙСКАЯ КОНВЕ́НЦИЯ 1898, соглашение об аренде Россией у Китая Квантунского п-ова (ныне п-ов Гуаньдунбаньдао) и о разрешении провести к нему ж.-д. линию от рос. Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД). Подписана в Пекине 15(27) марта рос. посланником в Китае А. И. Павловым и фактич. руководителем кит. политики Ли Хунчжаном.
Начав строительство КВЖД, Россия намеревалась соединить её с незамерзающей гаванью на Дальнем Востоке и для этого арендовать кит. Цзяочжоу (Киао-Чао), но 2(14).11.1897 бухту захватила Германия. Рос. МИД предложил занять порт Талиенван (Даляньвань) на Квантунском п-ове, однако Особое совещание под председательством имп. Николая II 14(26) нояб. эту идею не поддержало, опасаясь ухудшить отношения с Китаем. Тем не менее 4–9(16–21) дек. под влиянием слухов о подготовке англичан к захвату портов Квантуна в гавани Порт-Артура (Люйшуня) и Талиенвана были всё-таки введены корабли рос. Тихоокеанской эскадры под предлогом защиты Китая от новых захватов со стороны Германии. Одновременно в ходе переговоров в Пекине о предоставлении Китаю займа на сумму в 100 млн. лан (св. 140 млн. руб., для выплаты контрибуции Японии по условиям Симоносекского договора) Россия заявила, в частности, о желании получить концессию на строительство железной дороги к одному из кит. портов по выбору правления КВЖД с правом захода туда рос. воен. кораблей (Порт-Артур и Талиенван предполагалось покинуть). Предложение Китая выбрать бухту в устье р. Ялу (Ялуцзян) было Россией отклонено. В янв. 1898 переговоры о займе зашли в тупик из-за рус.-брит. соперничества, подогреваемого Пекином. По предложению мин. финансов С. Ю. Витте рос. правительство отказалось от намерения предоставить займ Китаю, потребовало от Китая аренды Порт-Артура как воен. гавани, а Талиенвана – как торгового порта и конечного пункта Транссибирской магистрали, угрожая в противном случае разрывом союза, установленного Московским договором 1896. Переговоры проходили при сильном сопротивлении с кит. стороны, в связи с чем кит. уполномоченным Ли Хунчжану и Чжан Инхуану агент рос. Мин-ва финансов в Китае Д. Д. Покотилов обещал выплатить по 500 тыс. лан за подписание договора (впоследствии взятки были выплачены не полностью).
Детали Р.-к. к. разработало 24.2(8.3). 1898 Особое совещание под председательством Николая II. Россия получала в безвозмездное пользование на 25 лет Квантунский п-ов с правом адм. управления, к северу от арендуемой территории была установлена нейтральная зона, где сохранялась кит. администрация, но кит. войска могли входить туда только с согласия рос. властей. На следующий день после заключения конвенции началась высадка рос. войск в Порт-Артуре. 25.4(7.5).1898 подписан дополнит. протокол, обязывавший Китай не допускать иностранцев в нейтральную зону без согласия России. На арендованной территории была создана рос. Квантунская область, в 1898–1903 обустроены порт и крепость Порт-Артур, а также порт Дальний (Далянь). С июля 1903 началось движение поездов по Юж. линии КВЖД до Дальнего.
Р.-к. к. прекратила действие согласно Портсмутскому миру 1905: права аренды Квантунского п-ова и Юж. линия КВЖД отошли к Японии.