Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ИНДУ́КЦИЯ

  • рубрика

    Рубрика: Философия

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 11. Москва, 2008, стр. 356

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. К. Финн

ИНДУ́КЦИЯ (лат. inductio – на­ве­де­ние), по­зна­ва­тель­ная про­це­ду­ра, по­сред­ст­вом ко­то­рой из срав­не­ния на­лич­ных фак­тов вы­во­дит­ся обоб­щаю­щее их ут­вер­жде­ние. В от­ли­чие от де­дук­ции, в ко­то­рой ис­тин­ность за­клю­че­ния не­об­хо­ди­мо сле­ду­ет из ис­тин­но­сти по­сы­лок, ин­дук­тив­ный вы­вод яв­ля­ет­ся лишь ве­ро­ят­но­ст­ным, или прав­до­по­доб­ным.

Ин­дук­тив­ные рас­су­ж­де­ния об­су­ж­да­лись Со­кра­том и Ари­сто­те­лем, ко­то­рый в «Ана­ли­ти­ках» рас­смат­ри­вал их как вспо­мо­га­тель­ные сред­ст­ва обос­но­ва­ния по­сы­лок сил­ло­гиз­мов.

Сис­те­ма­тич. изу­че­ние ин­дук­тив­ных про­це­дур на­чал Ф. Бэ­кон, пред­ло­жив­ший ме­тод ана­ли­за, от­бо­ра и обоб­ще­ния дан­ных опы­та, ве­ду­щий к по­зна­нию их при­чин (таб­ли­цы при­сут­ст­вия, от­сут­ст­вия и сте­пе­ней свойств изу­чае­мых яв­ле­ний). Он рас­смат­ри­вал И. как един­ст­вен­но на­уч. спо­соб по­зна­ния, про­ти­во­пос­тав­ляя её умо­зрит. рас­су­ж­де­ни­ям.

Опи­ра­ясь на идеи Бэ­ко­на, Дж. С. Милль пред­ло­жил пять ме­то­дов ин­дук­тив­ных рас­су­ж­де­ний (ме­то­ды Мил­ля), по­сред­ст­вом ко­то­рых вы­во­дят­ся за­клю­че­ния о при­чин­ных свя­зях ме­ж­ду яв­ле­ния­ми (ме­то­ды сход­ст­ва, раз­ли­чия, объ­еди­нён­ный ме­тод сход­ст­ва и раз­ли­чия, ме­тод ос­тат­ков и ме­тод со­пут­ст­вую­щих из­ме­не­ний). Ин­дук­тив­ные ме­то­ды Мил­ля, яв­ляю­щие­ся при­ме­ра­ми прав­до­по­доб­ных рас­су­ж­де­ний, по­лу­чи­ли ряд уточ­не­ний сред­ст­ва­ми совр. ло­ги­ки (Г. Х. фон Вригт, В. К. Финн и др.).

При­зна­ние И. в ка­че­ст­ве ре­шаю­щей по­зна­ват. про­це­ду­ры ха­рак­те­ри­зу­ет тео­рию по­зна­ния эм­пи­риз­ма.

Скеп­тич. взгляд Д. Юма на И., cо­гласно ко­то­рому ин­дук­тив­ные обоб­ще­ния не мо­гут быть обос­но­ва­ны и яв­ля­ют­ся лишь ре­зуль­та­том ас­со­циа­ции идей, был раз­вит К. Поп­пе­ром, счи­тав­шим, что пра­ви­ла ин­дук­тив­но­го вы­во­да не мо­гут быть сфор­му­ли­ро­ва­ны, и от­ри­цав­шим по­зна­ват. зна­че­ние ин­дук­ции.

Тео­рии И., ос­но­ван­ные на ве­ро­ят­но­ст­ном под­хо­де, бы­ли раз­ви­ты в ин­дук­тив­ной ло­ги­ке Х. Рей­хен­ба­ха и Р. Кар­на­па. В совр. ис­сле­до­ва­ни­ях по ис­кус­ст­вен­но­му ин­тел­лек­ту фор­ма­ли­за­ция И. осу­ще­ст­в­ля­ет­ся сред­ст­ва­ми ло­ги­ки, ал­го­рит­мич. язы­ков и баз дан­ных с не­пол­ной ин­фор­ма­ци­ей.

Лит.: Милль Д. С. Сис­те­ма ло­ги­ки сил­ло­ги­сти­че­ской и ин­дук­тив­ной. М., 1900; Финн В. К. Син­тез по­зна­ва­тель­ных про­це­дур и про­бле­ма ин­дук­ции // На­уч­но-тех­ни­че­ская ин­фор­ма­ция. 1999. Сер. 2. № 1/2. См. так­же лит. при ст. Ин­дук­тив­ная ло­ги­ка.

Вернуться к началу