Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ИДИОЛЕ́КТ

  • рубрика

    Рубрика: Языкознание

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 10. Москва, 2008, стр. 702

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. А. Виноградов

ИДИОЛЕ́КТ [от идио... и (диа)лект], со­во­куп­ность фор­маль­ных и сти­ли­стич. осо­бен­но­стей, свой­ст­вен­ных ре­чи отд. но­си­те­ля дан­но­го язы­ка. Тер­мин «И.» соз­дан по мо­де­ли тер­ми­на диа­лект для обо­зна­че­ния ин­ди­ви­ду­аль­но­го варь­и­ро­ва­ния язы­ка в от­ли­чие от тер­ри­то­ри­аль­но­го и со­ци­аль­но­го варь­и­ро­ва­ния, при ко­то­рых те или иные ре­че­вые осо­бен­но­сти при­су­щи це­лым груп­пам или кол­лек­ти­вам го­во­ря­щих. И. в уз­ком смыс­ле – толь­ко спе­ци­фич. ре­че­вые осо­бен­но­сти дан­но­го но­си­те­ля язы­ка; в та­ком ас­пек­те изу­че­ние И. ак­ту­аль­но пре­ж­де все­го в по­эти­ке, где осн. вни­ма­ние уде­ля­ет­ся со­от­но­ше­нию об­щих и ин­ди­ви­ду­аль­ных ха­рак­те­ри­стик ре­чи (сти­ля; см. Стиль язы­ка), а так­же в ней­ро­лин­гви­сти­ке, где не­об­хо­ди­мо пред­ста­вить со­от­но­ше­ние ин­ди­ви­ду­аль­ной и ти­по­вой кли­ни­че­ских кар­тин при разл. ви­дах рас­стройств ре­чи (см. Афа­зия). В ши­ро­ком смыс­ле И. – во­об­ще реа­ли­за­ция дан­но­го язы­ка в ус­тах ин­ди­ви­да, т. е. со­во­куп­ность тек­с­тов, по­ро­ж­дае­мых го­во­ря­щим и ис­сле­дуе­мых лин­гвис­том с це­лью изу­че­ния сис­те­мы язы­ко­вой. И. – все­гда «то­чеч­ный» пред­ста­ви­тель оп­ре­де­лён­но­го идио­ма (лит. язы­ка, тер­ри­то­ри­аль­но­го или со­ци­аль­но­го диа­лек­та), со­еди­няю­щий в се­бе об­щие и спе­ци­фич. чер­ты его струк­ту­ры, нор­мы и узу­са. По­сколь­ку И. в ши­ро­ком смыс­ле – един­ст­вен­ная язы­ко­вая ре­аль­ность, дос­туп­ная пря­мо­му на­блю­де­нию, не­ко­то­рые учё­ные бы­ли склон­ны пре­уве­ли­чи­вать он­то­ло­гич. зна­чи­мость И. и трак­то­вать язык как сум­му И., тем са­мым от­ка­зы­вая язы­ку в объ­ек­тив­ном, не­за­ви­си­мом от ин­ди­ви­да со­ци­аль­ном су­ще­ст­во­ва­нии. Та­кой под­ход был осо­бен­но свой­ст­вен мла­до­грам­ма­тиз­му.

Вернуться к началу