Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

АФА́ЗИ́Я

  • рубрика

    Рубрика: Медицина

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 2. Москва, 2005, стр. 500-501

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. В. Захаров

АФА́ЗИ́Я (греч. ἀφασία, букв. – без­мол­вие; от а... и греч. φάσις – речь, мол­ва), на­ру­ше­ние у боль­но­го спо­соб­но­сти по­ни­мать об­ра­щён­ную к не­му речь и/или вы­ра­жать свои мыс­ли с по­мо­щью фраз. Не­по­ни­ма­ние смыс­ла слы­ши­мых слов или ут­ра­та на­вы­ка по­строе­ния ре­че­во­го вы­ска­зы­ва­ния ни­как не свя­за­ны со сни­же­ни­ем слу­ха или рас­строй­ства­ми дви­же­ний язы­ка или губ. А. раз­ви­ва­ет­ся при по­ра­же­нии ре­че­вых цен­тров ко­ры го­лов­но­го моз­га, ко­то­рые у боль­шин­ст­ва лю­дей рас­по­ла­га­ют­ся в ле­вом по­лу­ша­рии. При­чи­на­ми А. мо­гут быть на­ру­ше­ния моз­го­во­го кро­во­об­ра­ще­ния, че­реп­но-моз­го­вые трав­мы, опу­хо­ли го­лов­но­го моз­га и др. нев­ро­ло­гич. за­бо­ле­ва­ния. Вы­де­ля­ют А. мо­тор­ную, сен­сор­ную, сен­со­мо­тор­ную, ам­не­сти­че­скую и се­ман­ти­че­скую.

Мо­тор­ная А. раз­ви­ва­ет­ся при по­ра­же­нии зад­них от­де­лов ле­вой до­ли го­лов­но­го моз­га. По­ни­ма­ние об­ра­щён­ной ре­чи со­хра­не­но, но воз­ни­ка­ют зна­чит. труд­но­сти при са­мо­стоя­тель­ных вы­ска­зы­ва­ни­ях. Речь боль­но­го мед­лен­ная, с дли­тель­ны­ми пау­за­ми, обыч­но пред­став­ля­ет со­бой от­дель­ные, не­со­гла­со­ван­ные сло­ва (т. н. те­ле­граф­ный стиль), час­то от­ме­ча­ют­ся ос­та­нов­ки ре­че­во­го вы­ска­зы­ва­ния и «за­стре­ва­ния» на отдельных зву­ках. Как пра­ви­ло, труд­но­сти в уст­ной ре­чи со­че­та­ют­ся с ана­ло­гич­ны­ми на­ру­ше­ния­ми при пись­ме (грам­ма­тические и ор­фо­гра­фические ошиб­ки, «те­ле­граф­ный стиль»).

Сен­сор­ная А. воз­ни­ка­ет в ре­зуль­та­те по­ра­же­ния ле­вой верх­ней ви­соч­ной из­ви­ли­ны. Гл. от­ли­чи­тель­ная осо­бен­ность – зна­чит. труд­но­сти по­ни­ма­ния ре­чи, воз­ни­каю­щие как в уст­ной бе­се­де, так и при чте­нии. Спо­соб­ность боль­но­го вы­ска­зы­вать­ся так­же на­ру­ша­ет­ся, но ина­че, чем при мо­тор­ной А. При сен­сор­ной А. речь боль­но­го бег­лая, от­сут­ст­ву­ют ос­та­нов­ки и пау­зы. Од­на­ко из-за на­ру­ше­ния по­ни­ма­ния он не в со­стоя­нии кон­тро­ли­ро­вать соб­ст­вен­ную ре­че­вую про­дук­цию и час­то не­пра­виль­но про­из­но­сит сло­ва или пу­та­ет их. Из-за этих «ого­во­рок» речь боль­но­го не­ред­ко ста­но­вит­ся не­по­нят­ной для ок­ру­жаю­щих (т. н. ре­че­вая ок­рош­ка). При об­шир­ных по­ра­же­ни­ях ле­во­го по­лу­ша­рия сим­пто­мы сен­сор­ной и мо­тор­ной А. мо­гут при­сут­ст­во­вать од­но­вре­мен­но. Дан­ный вид ре­че­вых рас­стройств на­зы­ва­ют сен­со­мо­тор­ной, или то­таль­ной, афа­зи­ей.

Ам­не­сти­че­ская А. воз­ни­ка­ет при по­ра­же­нии верх­них и сред­них от­де­лов ле­вой ви­соч­ной до­ли и ха­рак­те­ри­зу­ет­ся зна­чит. умень­ше­ни­ем сло­вар­но­го за­па­са, пре­ж­де все­го за счёт су­ще­ст­ви­тель­ных. Соз­да­ёт­ся впе­чат­ле­ние, что боль­ной «за­был», как на­зы­ва­ют­ся разл. пред­ме­ты. Из-за не­уз­на­ва­ния су­ще­ст­ви­тель­ных в не­ко­то­рой сте­пе­ни стра­да­ет по­ни­ма­ние ре­чи дру­гих. В собств. вы­ска­зы­ва­ни­ях боль­но­го ма­ло су­ще­ст­ви­тель­ных. Наи­боль­шие труд­но­сти боль­ной с ам­не­стич. А. ис­пы­ты­ва­ет, ко­гда его про­сят на­звать тот или иной пред­мет.

При се­ман­ти­че­ской А. на­ру­ша­ет­ся по­ни­ма­ние отд. грам­ма­тич. кон­ст­рук­ций. Боль­ной по­ни­ма­ет отд. сло­ва, но не улав­ли­ва­ет смы­сло­вых ню­ан­сов, по­ро­ж­дае­мых их син­так­сич. свя­зя­ми. Напр., вы­ра­же­ния «сын от­ца» или «отец сы­на» для па­ци­ен­та с се­ман­тич. А. рав­но­знач­ны, по­сколь­ку со­сто­ят из оди­на­ко­вых слов. В собств. вы­ска­зы­ва­ни­ях час­то при­сут­ст­ву­ют грам­ма­тич. ошиб­ки. Се­ман­тич. А. раз­ви­ва­ет­ся при по­ра­же­нии ле­вой те­мен­ной до­ли го­лов­но­го моз­га.

Осн. ме­тод ле­че­ния А. – сис­те­ма­тич. за­ня­тия по вос­ста­но­вит. обу­че­нию ре­чи, ко­то­рые про­во­дят­ся ней­роп­си­хо­ло­гом или ло­го­пе­дом. Про­гноз во мно­гом оп­ре­де­ля­ет­ся объ­ё­мом по­ра­же­ния го­лов­но­го моз­га.

Лит.: Лу­рия А. Р. Ос­нов­ные про­бле­мы ней­ро­лин­гви­сти­ки. М., 1975; он же. Ос­но­вы ней­ро­пси­хо­ло­гии. М., 2002; Цвет­ко­ва Л. С., Аху­ти­на ТВ., Пы­лае­ва Н. М. Ме­то­ди­ка оцен­ки ре­чи при афа­зии. М., 1981; Хом­ская Е. Д. Ней­роп­си­хо­ло­гия. 2-е изд. СПб., 2002.

Вернуться к началу