Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ДАСГУ́ПТА СУРЕНДРА НАТ

  • рубрика

    Рубрика: Философия

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 8. Москва, 2007, стр. 341

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. К. Шохин

ДАСГУ́ПТА Су­рен­д­ра Нат (окт. 1885, Кус­тия, Бен­га­лия – 18.12.1952, Лакх­нау, Ин­дия), инд. фи­ло­соф, ис­то­рик инд. фи­ло­со­фии и ре­ли­гио­вед. Окон­чил Ри­пон-кол­ледж в Каль­кут­те; ма­гистр фи­ло­со­фии (1910) в Сан­ск­рит­ском кол­лед­же, в 1920–22 в Кем­брид­же изу­чал фи­ло­софию под рук. Дж. Э. Мак-Таг­гар­та. В 1924–31 де­кан фи­лос. ф-та в Ок­руж­ном кол­лед­же Каль­кут­ты; в 1935–36, 1939 чи­тал лек­ции в Ита­лии, Гер­ма­нии, Швей­ца­рии, Фран­ции, Анг­лии и Поль­ше; в 1931–42 ди­рек­тор Сан­ск­рит­ско­го кол­лед­жа в Каль­кут­те. С 1942 проф. Каль­кутт­ско­го уни­вер­си­те­та.

Фи­лос. взгля­ды Д. ис­пы­та­ли влия­ние ве­дан­ты, брит. нео­реа­лиз­ма и тео­рии эмерд­жент­ной эво­лю­ции (взгляд на со­зна­ние как часть ис­то­рич. эво­люц. про­цес­са). Ав­тор фун­дам. «Ис­то­рии ин­дий­ской фи­ло­со­фии» («A History of Indian philosophy», vol. 1–5, 1922–55), соз­дан­ной на ос­но­ве ог­ром­но­го ко­ли­че­ст­ва ис­точ­ни­ков (в т. ч. ру­ко­пис­ных) на сан­ск­ри­те, па­ли, прак­ри­тах и др. инд. язы­ках, со­б­ран­ных по всей Ин­дии. Дос­ти­же­ни­ем Д. яв­ля­ет­ся от­кры­тие не­из­вест­ных и сис­те­ма­тич. опи­са­ние ма­ло­из­ве­ст­ных ре­гио­наль­ных фи­лос. тра­ди­ций (напр., юж­ных ши­ва­ит­ских школ), ис­сле­до­ва­ние вер­сий фи­лос. сис­тем в ин­тер­пре­та­ции аюр­ве­ды и др. на­уч. тра­ди­ций Ин­дии (пре­ж­де все­го осо­бой вер­сии уче­ния санкхьи по «Ча­ра­ка-сам­хи­те»), де­таль­ное опи­са­ние дуа­ли­стич. ве­дан­ты Мад­хвы, «чис­то­го мо­низ­ма» Вал­лаб­хи и др. на­прав­ле­ний ве­дан­ты.

В «Ин­дий­ском мис­ти­циз­ме» («Hindu mysticism», 1926) Д. про­сле­жи­ва­ет мис­тич. слои в ве­дий­ских гим­нах, Упа­ни­ша­дах, йо­ге, буд­диз­ме и ин­дуи­ст­ском дви­же­нии бхак­ти. Упа­док мис­ти­циз­ма Д. свя­зы­ва­ет с куль­ти­ви­ро­ва­ни­ем пре­кло­не­ния пе­ред «из­бран­ным бо­же­ст­вом» в дви­же­нии бхак­ти, ви­дя в то же вре­мя его за­слу­гу в про­ти­во­дей­ст­вии кас­то­во­му мен­та­ли­те­ту и пред­рас­суд­кам «клас­си­че­ско­го ин­ду­из­ма».

Соч.: A study of Patanjali. Calcutta, 1920; Yoga as philosophy and religion. N. Y., 1924; Yoga philosophy in relation to other systems of Indian thought. Calcutta, 1930; Indian idea­lism. Camb., 1933; The life and times of Rajah Rammohun Roy. New Delhi,1980.

Вернуться к началу