АЮРВЕ́ДА
-
Рубрика: Философия
-
Скопировать библиографическую ссылку:
АЮРВЕ́ДА (санскр.; «аюр» – долголетие и «веда» – знание, букв. – наука о долголетии), система медицины, сформировавшаяся в рамках индуизма и широко распространённая в Индии, а также в странах Юж., Юго-Вост. и Зап. Азии. В отличие от мед. практики нар. целителей, астрологов, шаманов, жрецов, специалистов по укусам змей и др., основанной исключительно на магич. понимании болезни, классич. А. понимает здоровье и болезнь в рамках более общих мировоззренч. и биологич. принципов (баланс и дисбаланс трёх физиологич. факторов, напоминающих гуморы Гиппократа и Галена, влияние кармы и т. п.), связана с богатой учёной традицией и развивалась гл. обр. брахманами.
Происхождение А. до сих пор остаётся предметом науч. споров. Мифич. история её возникновения излагается во всех авторитетных текстах А.: создатель вселенной Брахма передал свои мед. познания Праджапати, тот, в свою очередь, – Ашвинам и Индре. Дивадасе, царю Каши, считавшемуся инкарнацией бога врачевания Дханвантари, Индра открыл хирургию (шалья), а Айтрее Пунарвасу – науку внутр. медицины (кая чикитса). Результаты развития школы Дивадасы систематизированы Сушрутой в «Сушрута-самхите», а школы Айтреи – придворным врачом царя Канишки Чаракой в «Чарака-самхите» (1 в. н. э.). В действительности оба текста пополнялись в течение мн. веков: «Чарака-самхита» окончательно отредактирована ок. 5 в., а «Сушрута-самхита» – в 7 в. Другие важные тексты А. – «Аштангахридая-самхита» Вагбхаты (ок. 600) и «Мадхаванидана» Мадхавакары (ок. 700). А. развивалась как творч. традиция вплоть до 17 в. В последнее время правительство Индии оказывает значит. поддержку исследованиям по аюрведич. медицине.
Структура А., согласно инд. нормам, восьмерична (ср. восьмеричную йогу Патанджали и трактат лингвиста Патанджали «Восемь уроков»): терапия, наука о болезнях отд. органов, хирургия, токсикология, лечение психич. заболеваний, педиатрия, омоложение, наука увеличения жизненных сил. Все мед. трактаты содержат подробные классификации болезней (по симптомам, излечимости), методы изучения этиологии, диагностики (использовались все пять чувств – слух для определения характера дыхания и голоса больного, пальпация, наблюдение и др.), прогноза болезни, лечения, а также подробные сведения по эмбриологии, анатомии, физиологии, фармакологии (Чараке было известно 500 лечебных трав, Сушруте – 750; кроме того, употреблялись средства животного происхождения – молоко и жир разных животных, их кости, жёлчные камни и т. п., а также минералы), личной гигиене (омовение и втирание в тело масел, очищение зубов и использование примочек для глаз), санитарии, подготовке врача, способам полемики и обсуждения мед. вопросов, врачебной этике. Врач А. – не просто лекарь-практик, а шастрин, учёный муж, знаток богатейшей лит. традиции.
Мед. теория А. опиралась на филос. концепции гл. обр. вайшешики и санкхьи (в частности, на учение о трёх гунах). Человек (пуруша), рассматриваемый в А. как вселенная в миниатюре, микрокосм, есть совокупность трёх важнейших составляющих – тела, органов чувств (индрий) и души (атман); тело и органы чувств состоят из пяти элементов (акаши, ветра, огня, воды и земли). Инд. медики понимали человеческий организм не как систему фиксированных органов, а как совокупность каналов, по которым циркулируют энергетич. флюиды (принципы ахимсы запрещали причинять вред даже мёртвому телу, рекомендовалось держать труп в воде целую неделю, чтобы легче было разделить его на части, не прибегая к вскрытию; оттого представления традиц. инд. врачей об анатомии, за исключением детального знания костей, мускулов и связок, были весьма приблизительными). Пять элементов в разных пропорциях входят в состав осн. частей тела (дхату) – хилуса, крови, плоти, жира, костей, костного мозга и спермы – и образуют три доши: вату (ветер), питту (жёлчь) и капху (флегму) (по аналогии с доктриной гуморов древних греков их называют гуморами). Если дхату – это конкретные структурные компоненты, то доши – скорее абстрактные функции: моторная, связанная с ветром и действием гуны саттвы (дыхание, глотание, говорение, выведение экскрементов, роды, кровообращение и двигательная активность в целом); энергетическая, связанная с огнём и действием гуны раджаса (пищеварение, окрашивание тканей, размышление, память, зрительное восприятие, блеск кожи); и интегративная, связанная с водой и землёй, а также с действием гуны тамаса (водная субстанция внутри тела, поддержание сердца, слюноотделение, связывание суставов, успокоение органов чувств). Все твёрдые части тела являются результатом «варки» (на внутр. огне) его жидких частей. Физиология тела, по А., отражает действие стихий в природе, где все вегетативные процессы протекают под воздействием жара Солнца.
Люди, животные, растения, природные и психологич. явления (времена года, разные периоды суток, стихии, климатич. условия, пищевые продукты, типы соматич. конституции, поведения, запахи, вкусы, ощущения и т. п.) делятся в А. на три категории по преобладанию в них ваты, питты или капхи. На индивидуальном уровне воссоздание равновесия гуморов достигается за счёт «подавления» избыточного элемента. Напр., болезни, вызванные жёлчью, лечатся жидкой пищей, остужающей огонь, в условиях дождливого климата или прохладного времени года – соответствующими остужающими средствами гигиены, запахами и ощущениями, успокаивающим общением и т. п. Болезни, вызванные флегмой, напротив, – огненной пищей, жарким климатом и т. п. Помимо нарушения дхату, причиной болезни могут стать и внешние факторы: повреждение частей тела, отравление и происки сверхъестеств. сил (духов предков, демонов и т. п.), а также влияние кармы – проступков человека в прошлых существованиях (карма-випака). В А. используются четыре осн. разновидности терапии: очистительная (саншодхана) – употребление слабительных, рвотных средств, капель для носа и т. п.; успокаивающая (саншамана) – втирание масел и приём внутрь отваров; диета (ахара) и правила поведения (ачара) – упражнения для трёх главных составляющих психосоматич. комплекса (тела, речи и ума). Лечение может включать также религ. ритуалы и произнесение мантр (магич. формул).
Т. о., здоровье и болезнь предстают как сложные многофакторные явления, связанные не только с физиологией и экологией, но и с моральным состоянием индивида и вселенной в целом. Согласно традиц. классификации, осн. причинами болезней являются: 1) неправильное соединение органов чувств с их объектами, устраняемое с помощью диеты, хирургич. вмешательства и спец. лекарств; 2) недостаток мудрости, связанный с аффективной, мыслительной, речевой и моторной деятельностью индивида, устраняемый с помощью йоги и медитации; 3) время или смена времён года (кала), включающая окружение человека, его среду. Стратегия устранения каждой из трёх причин заключается в поисках того, что соответствует (са-атмья, букв. – совпадающее с сутью, душой) психосоматич. конституции данного конкретного человека, начиная с питания и кончая климатом и средой.
Хотя мед. тексты свидетельствуют об очень раннем знакомстве инд. врачей со сложными хирургич. операциями типа кесарева сечения, эмбриотомии, пластич. хирургией и т. п., но под воздействием идеологии ненасилия (ахимса) хирургия в эпоху расцвета индуизма практически исчезает из врачебной практики, уступая место более «мягким» методам воздействия на организм – очистительным процедурам, применению «успокаивающих» лекарственных препаратов и диеты. В качестве холистической (целостной) медицины А. является чем-то большим, чем медицина в европ. понимании термина: скорее это наука о жизни в самом широком смысле слова.