Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

АЮРВЕ́ДА

  • рубрика

    Рубрика: Философия

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 2. Москва, 2005, стр. 611-612

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. Г. Лысенко

АЮРВЕ́ДА (санскр.; «аюр» – дол­го­ле­тие и «ве­да» – зна­ние, букв. – нау­ка о дол­го­ле­тии), сис­те­ма ме­ди­ци­ны, сфор­ми­ро­вав­шая­ся в рам­ках ин­ду­из­ма и ши­роко рас­про­стра­нён­ная в Ин­дии, а так­же в стра­нах Юж., Юго-Вост. и Зап. Азии. В от­ли­чие от мед. прак­ти­ки нар. це­ли­те­лей, ас­т­ро­ло­гов, ша­ма­нов, жре­цов, спе­циа­ли­стов по уку­сам змей и др., ос­но­ван­ной ис­клю­чи­тель­но на ма­гич. по­нима­нии бо­лез­ни, клас­сич. А. по­ни­ма­ет здо­ро­вье и бо­лезнь в рам­ках бо­лее об­щих ми­ро­воз­зренч. и био­ло­гич. прин­ципов (ба­ланс и дис­ба­ланс трёх фи­зио­ло­гич. фак­то­ров, на­по­ми­наю­щих гу­мо­ры Гип­по­кра­та и Га­ле­на, влия­ние кар­мы и т. п.), свя­за­на с бо­га­той учё­ной тра­ди­ци­ей и раз­ви­ва­лась гл. обр. брах­ма­на­ми.

Про­ис­хо­ж­де­ние А. до сих пор ос­та­ёт­ся пред­ме­том на­уч. спо­ров. Ми­фич. ис­то­рия её воз­ник­но­ве­ния из­ла­га­ет­ся во всех ав­то­ри­тет­ных тек­стах А.: соз­да­тель все­лен­ной Брах­ма пе­ре­дал свои мед. по­зна­ния Прад­жа­па­ти, тот, в свою оче­редь, – Аш­ви­нам и Ин­д­ре. Ди­ва­да­се, ца­рю Ка­ши, счи­тав­ше­му­ся ин­кар­на­ци­ей бо­га вра­че­ва­ния Дхан­ван­та­ри, Ин­д­ра от­крыл хи­рур­гию (ша­лья), а Айт­рее Пу­нар­ва­су – нау­ку внутр. ме­ди­ци­ны (кая чи­кит­са). Ре­зуль­та­ты раз­ви­тия шко­лы Ди­ва­да­сы сис­те­ма­ти­зи­ро­ва­ны Суш­ру­той в «Суш­ру­та-сам­хи­те», а шко­лы Айт­реи – при­двор­ным вра­чом ца­ря Ка­ниш­ки Ча­ра­кой в «Ча­ра­ка-сам­хи­те» (1 в. н. э.). В дей­ст­ви­тель­но­сти оба тек­ста по­пол­ня­лись в те­че­ние мн. ве­ков: «Ча­ра­ка-сам­хи­та» окон­ча­тель­но от­ре­дак­ти­ро­ва­на ок. 5 в., а «Суш­ру­та-сам­хи­та» – в 7 в. Другие важ­ные тек­сты А. – «Аш­тан­гах­ри­дая-сам­хи­та» Вагб­ха­ты (ок. 600) и «Мад­ха­ва­ни­да­на» Мад­ха­ва­ка­ры (ок. 700). А. раз­ви­ва­лась как творч. тра­ди­ция вплоть до 17 в. В по­след­нее вре­мя пра­ви­тель­ст­во Ин­дии ока­зы­ва­ет зна­чит. под­держ­ку ис­сле­до­ва­ни­ям по аюр­ве­дич. ме­ди­ци­не.

Струк­ту­ра А., со­глас­но инд. нор­мам, вось­ме­рич­на (ср. вось­ме­рич­ную йо­гу Па­танд­жа­ли и трак­тат лин­гвис­та Па­танд­жа­ли «Во­семь уро­ков»): те­ра­пия, нау­ка о бо­лез­нях отд. ор­га­нов, хи­рур­гия, ток­си­ко­ло­гия, ле­че­ние пси­хич. за­бо­ле­ва­ний, пе­ди­ат­рия, омо­ло­же­ние, нау­ка уве­ли­че­ния жиз­нен­ных сил. Все мед. трак­та­ты со­дер­жат под­роб­ные клас­си­фи­ка­ции бо­лез­ней (по сим­пто­мам, из­ле­чи­мо­сти), ме­то­ды изу­че­ния этио­ло­гии, ди­аг­но­сти­ки (ис­поль­зо­ва­лись все пять чувств – слух для оп­ре­де­ле­ния ха­рак­те­ра ды­ха­ния и го­ло­са боль­но­го, паль­па­ция, на­блю­де­ние и др.), про­гно­за бо­лез­ни, ле­че­ния, а так­же под­роб­ные све­де­ния по эм­брио­ло­гии, ана­то­мии, фи­зио­ло­гии, фар­ма­ко­ло­гии (Ча­ра­ке бы­ло из­вест­но 500 ле­чеб­ных трав, Суш­ру­те – 750; кро­ме то­го, упот­реб­ля­лись сред­ст­ва жи­вот­но­го про­ис­хо­ж­де­ния – мо­ло­ко и жир раз­ных жи­вот­ных, их кос­ти, жёлч­ные кам­ни и т. п., а так­же ми­не­ра­лы), лич­ной ги­гие­не (омо­ве­ние и вти­ра­ние в те­ло ма­сел, очи­ще­ние зу­бов и ис­поль­зо­ва­ние при­мо­чек для глаз), са­ни­та­рии, под­го­тов­ке вра­ча, спо­со­бам по­ле­ми­ки и об­су­ж­де­ния мед. во­про­сов, вра­чеб­ной эти­ке. Врач А. – не про­сто ле­карь-прак­тик, а ша­ст­рин, учё­ный муж, зна­ток бо­га­тей­шей лит. тра­ди­ции.

Мед. тео­рия А. опи­ра­лась на фи­лос. кон­цеп­ции гл. обр. вай­ше­ши­ки и санкхьи (в ча­ст­но­сти, на уче­ние о трёх гу­нах). Че­ло­век (пу­ру­ша), рас­смат­ри­вае­мый в А. как все­лен­ная в ми­ниа­тю­ре, мик­ро­косм, есть со­во­куп­ность трёх важ­ней­ших со­став­ляю­щих – те­ла, ор­га­нов чувств (ин­д­рий) и ду­ши (ат­ман); те­ло и ор­га­ны чувств со­сто­ят из пя­ти эле­мен­тов (ака­ши, вет­ра, ог­ня, во­ды и зем­ли). Инд. ме­ди­ки по­ни­ма­ли че­ло­ве­че­ский ор­га­низм не как сис­те­му фик­си­ро­ван­ных ор­га­нов, а как со­во­куп­ность ка­на­лов, по ко­то­рым цир­ку­ли­ру­ют энер­ге­тич. флюи­ды (прин­ци­пы ахим­сы за­пре­ща­ли при­чи­нять вред да­же мёрт­во­му те­лу, ре­ко­мен­до­ва­лось дер­жать труп в во­де це­лую не­де­лю, что­бы лег­че бы­ло раз­де­лить его на час­ти, не при­бе­гая к вскры­тию; от­то­го пред­став­ле­ния тра­диц. инд. вра­чей об ана­то­мии, за ис­клю­че­ни­ем де­таль­но­го зна­ния кос­тей, мус­ку­лов и свя­зок, бы­ли весь­ма при­бли­зи­тель­ны­ми). Пять эле­мен­тов в раз­ных про­пор­ци­ях вхо­дят в со­став осн. час­тей те­ла (дха­ту) – хи­лу­са, кро­ви, пло­ти, жи­ра, кос­тей, ко­ст­но­го моз­га и спер­мы – и об­ра­зу­ют три до­ши: ва­ту (ве­тер), пит­ту (жёлчь) и кап­ху (флег­му) (по ана­ло­гии с док­три­ной гу­мо­ров древ­них гре­ков их на­зы­ва­ют гу­мо­ра­ми). Ес­ли дха­ту – это кон­крет­ные струк­тур­ные ком­по­нен­ты, то до­ши – ско­рее аб­ст­ракт­ные функ­ции: мо­тор­ная, свя­занная с вет­ром и дей­ст­ви­ем гу­ны сат­твы (ды­ха­ние, гло­та­ние, го­во­ре­ние, вы­ве­де­ние экс­кре­мен­тов, ро­ды, кро­во­об­ра­ще­ние и дви­га­тель­ная ак­тив­ность в це­лом); энер­ге­ти­че­ская, свя­зан­ная с ог­нём и дей­ст­ви­ем гу­ны рад­жа­са (пи­ще­ва­ре­ние, окра­ши­ва­ние тка­ней, раз­мыш­ле­ние, па­мять, зри­тель­ное вос­при­ятие, блеск ко­жи); и ин­те­гра­тив­ная, свя­зан­ная с во­дой и зем­лёй, а так­же с дей­ст­ви­ем гу­ны та­ма­са (вод­ная суб­стан­ция внут­ри те­ла, под­дер­жа­ние серд­ца, слю­но­от­де­ле­ние, свя­зы­ва­ние сус­та­вов, ус­по­кое­ние ор­га­нов чувств). Все твёр­дые час­ти те­ла яв­ля­ют­ся ре­зуль­та­том «вар­ки» (на внутр. ог­не) его жид­ких час­тей. Фи­зио­ло­гия те­ла, по А., от­ра­жа­ет дей­ст­вие сти­хий в при­ро­де, где все ве­ге­та­тив­ные про­цес­сы про­те­ка­ют под воз­дей­ст­ви­ем жа­ра Солн­ца.

Лю­ди, жи­вот­ные, рас­те­ния, при­род­ные и пси­хо­ло­гич. яв­ле­ния (вре­ме­на года, раз­ные пе­рио­ды су­ток, сти­хии, кли­ма­тич. ус­ло­вия, пи­ще­вые про­дук­ты, типы со­ма­тич. кон­сти­ту­ции, по­ве­де­ния, за­па­хи, вку­сы, ощу­ще­ния и т. п.) де­лятся в А. на три ка­те­го­рии по пре­об­лада­нию в них ва­ты, пит­ты или кап­хи. На ин­ди­ви­ду­аль­ном уров­не вос­соз­да­ние рав­но­ве­сия гу­мо­ров дос­ти­га­ет­ся за счёт «по­дав­ле­ния» из­бы­точ­но­го эле­мен­та. Напр., бо­лез­ни, вы­зван­ные жёл­чью, ле­чат­ся жид­кой пи­щей, ос­ту­жаю­щей огонь, в ус­ло­ви­ях дожд­ли­во­го кли­ма­та или про­хлад­но­го вре­ме­ни го­да – со­от­вет­ст­вую­щи­ми ос­ту­жаю­щи­ми сред­ст­ва­ми ги­гие­ны, за­па­ха­ми и ощу­ще­ния­ми, ус­по­каи­ваю­щим об­ще­ни­ем и т. п. Бо­лез­ни, вы­зван­ные флег­мой, на­про­тив, – ог­нен­ной пи­щей, жар­ким кли­ма­том и т. п. По­ми­мо на­ру­ше­ния дха­ту, при­чи­ной бо­лез­ни мо­гут стать и внеш­ние фак­то­ры: по­вре­ж­де­ние час­тей те­ла, от­рав­ле­ние и про­ис­ки сверхъ­ес­теств. сил (ду­хов пред­ков, де­мо­нов и т. п.), а так­же влия­ние кар­мы – про­ступ­ков че­ло­ве­ка в про­шлых су­ще­ст­во­ва­ни­ях (кар­ма-ви­па­ка). В А. ис­поль­зу­ют­ся че­ты­ре осн. раз­но­вид­но­сти те­ра­пии: очи­сти­тель­ная (сан­шод­ха­на) – упот­реб­ле­ние сла­би­тель­ных, рвот­ных средств, ка­пель для но­са и т. п.; ус­по­каи­ваю­щая (сан­ша­ма­на) – вти­ра­ние ма­сел и при­ём внутрь от­ва­ров; дие­та (аха­ра) и пра­ви­ла по­ве­де­ния (ача­ра) – уп­раж­не­ния для трёх глав­ных состав­ляю­щих пси­хо­со­ма­тич. ком­плек­са (те­ла, ре­чи и ума). Ле­че­ние мо­жет вклю­чать так­же ре­лиг. ри­туа­лы и про­из­не­се­ние мантр (ма­гич. фор­мул).

Т. о., здо­ро­вье и бо­лезнь пред­ста­ют как слож­ные мно­го­фак­тор­ные яв­ле­ния, свя­зан­ные не толь­ко с фи­зио­ло­ги­ей и эко­ло­ги­ей, но и с мо­раль­ным со­стоя­ни­ем ин­ди­ви­да и все­лен­ной в це­лом. Со­глас­но тра­диц. клас­си­фи­ка­ции, осн. при­чи­на­ми бо­лез­ней яв­ля­ют­ся: 1) не­пра­виль­ное со­еди­не­ние ор­га­нов чувств с их объ­ек­та­ми, уст­ра­няе­мое с по­мо­щью дие­ты, хи­рур­гич. вме­ша­тель­ст­ва и спец. ле­карств; 2) не­дос­та­ток муд­ро­сти, свя­зан­ный с аф­фек­тив­ной, мыс­ли­тель­ной, ре­че­вой и мо­тор­ной дея­тель­но­стью ин­ди­ви­да, уст­ра­няе­мый с по­мо­щью йо­ги и ме­ди­та­ции; 3) вре­мя или сме­на вре­мён го­да (ка­ла), вклю­чаю­щая ок­ру­же­ние че­ло­ве­ка, его сре­ду. Стра­те­гия уст­ра­не­ния ка­ж­дой из трёх при­чин за­клю­ча­ет­ся в по­ис­ках то­го, что со­от­вет­ст­ву­ет (са-ат­мья, букв. – сов­па­даю­щее с су­тью, ду­шой) пси­хо­со­ма­тич. кон­сти­ту­ции дан­но­го кон­крет­но­го че­ло­ве­ка, на­чи­ная с пи­та­ния и кон­чая кли­ма­том и сре­дой.

Хо­тя мед. тек­сты сви­де­тель­ст­ву­ют об очень ран­нем зна­ком­ст­ве инд. вра­чей со слож­ны­ми хи­рур­гич. опе­ра­ция­ми ти­па ке­са­ре­ва се­че­ния, эм­брио­то­мии, пла­стич. хи­рур­ги­ей и т. п., но под воз­дей­ст­ви­ем идео­ло­гии не­на­си­лия (ахим­са) хи­рур­гия в эпо­ху рас­цве­та ин­ду­из­ма прак­ти­че­ски ис­че­за­ет из вра­чеб­ной прак­ти­ки, ус­ту­пая ме­сто бо­лее «мяг­ким» ме­то­дам воз­дей­ст­вия на ор­га­низм – очи­сти­тель­ным про­це­ду­рам, при­ме­не­нию «ус­по­каи­ваю­щих» ле­кар­ст­вен­ных пре­па­ра­тов и дие­ты. В ка­че­ст­ве хо­ли­сти­че­ской (це­лост­ной) ме­ди­ци­ны А. яв­ля­ет­ся чем-то боль­шим, чем ме­ди­ци­на в ев­роп. по­ни­ма­нии тер­ми­на: ско­рее это нау­ка о жиз­ни в са­мом ши­ро­ком смыс­ле сло­ва.

Лит.: Dasgupta S. A history of Indian philo­sophy. Camb., 1922. Vol. 2; Studies on Indian medical history. Groningen, 1987; Zimmermann F. Le Discours des remèdes au pays des épices: enquête sur la médicine hindoue. P., 1989; Paths to Asian medical knowledge. Berk. a. o., 1992.

Вернуться к началу