Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ГРО́ПИУС ВАЛЬТЕР

Авторы: А. Н. Шукурова
В. Гропиус, А. Мейер. Фабрика «Фагус» в Альфельде-на-Лейне. 1911–13.
В. Гропиус, М. Брёйер. Дом В. Гропиуса в Линкольне, штат Массачусетс, США. 1938.

ГРО́ПИУС (Gropius) Валь­тер (Адольф Ге­орг) (18.5.1883, Бер­лин – 5.7.1969, Бос­тон, США), нем. ар­хи­тек­тор, тео­ре­тик ар­хи­тек­ту­ры, ди­зай­нер, пе­да­гог. Один из ро­до­на­чаль­ни­ков ин­тер­на­цио­наль­но­го сти­ля. Про­ис­хо­дил из се­мьи по­томств. ар­хи­тек­то­ров. Учил­ся в Выс­шей тех­нич. шко­ле в Мюн­хе­не (1903) и в Тех­нич. шко­ле в Шар­лот­тен­бур­ге (1906–07). Ра­бо­тал в мас­тер­ской П. Бе­рен­са (1908–1910), где по­зна­ко­мил­ся с А. Мей­е­ром, Л. Мис ван дер Роэ и, воз­мож­но, с Ле Кор­бю­зье. Од­но­вре­мен­но за­ни­мал­ся ди­зай­ном для элек­тро­тех­нич. кон­цер­на «АEG» («All­ge­meine Elektricitäts-­Ge­sel­l­schaft»). В 1910 от­крыл собств. мас­тер­скую в Бер­ли­не. С 1911 чл. «Не­мец­ко­го Вер­кбун­да» (объ­еди­не­ния ар­хи­тек­то­ров, ди­зай­не­ров и про­мыш­лен­ни­ков). В парт­нёр­ст­ве с Мей­е­ром про­ек­ти­ро­вал до­ма для ра­бо­чих по­сёл­ков, пром. зда­ния: фаб­ри­ка «Фа­гус» («Fagus») в Аль­фель­де-на-Лей­не (1911–13) и про­ект фаб­ри­ки, по­ка­зан­ный на вы­став­ке Вер­кбун­да в Кёль­не (1914), ста­ли об­раз­ца­ми но­ва­тор­ст­ва в об­лас­ти ар­хит. форм. В 1914–1918 был на Зап. фрон­те 1-й ми­ро­вой вой­ны. С 1918 вхо­дил в ру­ко­во­дство ре­во­люц. ху­дож. орг-ции «Ра­бо­чий со­юз во имя ис­кус­ст­ва», уча­ст­во­вал в т. н. уто­пич. пе­ре­пис­ке ар­хи­тек­то­ров груп­пы «Стек­лян­ная цепь». Ос­но­ва­тель Бау­хау­за (ди­рек­тор, 1919–28). В этот пе­ри­од про­ник­ся идея­ми экс­прес­сио­низ­ма, ко­то­рые вы­ра­зил в зна­ме­ни­том ма­ни­фе­сте Бау­хау­за; пы­тал­ся во­пло­тить иде­ал ср.-век. стро­ит. гиль­дии (кол­лек­тив­ная ра­бо­та над до­мом А. Зом­мер­фель­да в Бер­ли­не, 1920–21). В даль­ней­шем сбли­зил­ся с на­прав­ле­ния­ми рус. кон­струк­ти­виз­ма и груп­пы «Де Стейл», пе­ре­шёл к прин­ци­пу функ­цио­наль­ной ор­га­ни­за­ции про­стран­ст­ва, фор­му­лам ма­шин­ной эс­те­ти­ки. Вер­ши­на его твор­че­ст­ва – учеб­ное зда­ние и до­ма пре­по­дава­те­лей Бау­хау­за в Дес­сау (1926–28) и про­ект То­таль­но­го те­ат­ра для ре­жис­сё­ра Э. Пис­ка­то­ра (1927; кон­цеп­цию это­го зда­ния раз­вил в кон­курс­ных про­ек­тах те­ат­ра в Харь­ко­ве, 1930, и Двор­ца Со­ве­тов в Мо­ск­ве, 1932). В 1928 вер­нул­ся к ча­ст­ной прак­ти­ке в Бер­ли­не; ра­бо­тал над про­ек­та­ми эко­но­мич­но­го жи­ли­ща (жи­лые рай­оны Дам­мер­шток в Кар­лс­руэ, 1928–29; Си­менс­штадт, ны­не Гро­пи­ус­штадт, в Бер­ли­не, 1929–31, и др.). Чл. оп­по­зиц. ар­хит. объ­е­ди­не­ния «дер Ринг». В 1933 по­се­тил Ле­нин­град. С 1934 жил в Ве­ли­ко­бри­та­нии, с 1937 – в США (в 1937–52 проф. Гар­вард­ско­го ун-та; по­стро­ил собств. дом в Лин­коль­не, 1938; ра­бо­тал в парт­нёр­ст­ве с М. Брёй­е­ром, К. Вакс­ман­ном); в 1945 ос­но­вал про­ектную груп­пу «ТАC» («The Architects Collaborative»), с ко­то­рой со­труд­ни­чал над по­след­ни­ми про­ек­та­ми, в т. ч. кор­пу­са аспи­ран­тов Гар­вард­ско­го ун-та (1948–1950), си­на­го­ги Охаб-Ша­лом в Бал­ти­море (1957–61), зда­ния по­соль­ст­ва США в Афи­нах (1956–61). По про­ек­ту Г. по­строе­но зда­ние Ар­хи­ва Бау­хау­за в Бер­ли­не (1976–79).

Соч.: Idee und Aufbau des staatlichen Bauhauses Weimar. Münch., 1923; Internationale Ar­chi­tektur. Münch., 1925; Bauhausbauten Dessau. Münch., 1930; The new architecture and the Bauhaus. L., 1935; Architecture and design in the age of science. N. Y., 1952; Гра­ни­цы ар­хи­тек­ту­ры. М., 1971.

Лит.: Giedion S. W. Gropius. Stuttg., 1954; Franciscono M. W. Gropius and creation of the Bauhaus in Weimar. Urbana, 1971; Ner­din­ger W. W. Gropius. B., 1985; Probst H., Schäd­lich Ch. W. Gropius. B., 1985–1987. Bd 1–3.

Вернуться к началу