Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ВИДО́Р ШАРЛЬ МАРИ

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 5. Москва, 2006, стр. 268

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




ВИДО́Р (Widor) Шарль Ма­ри (21.2.1844, Ли­он – 12.3.1937, Па­риж), франц. ор­га­нист, ком­по­зи­тор, му­зы­ко­вед, пе­да­гог. Чл. Ака­де­мии изящ­ных ис­кусств (1910; с 1914 не­пре­мен­ный сек­ре­тарь). Дед, вы­хо­дец из Венг­рии, был ор­ган­ным мас­тером, отец – цер­ков­ным ор­га­ни­стом. Пер­во­на­чаль­но В. учил­ся у от­ца, за­тем в Брюс­сель­ской конс. у Н. Ж. Лем­мен­са (ор­ган) и Ф. Ж. Фе­ти­са (ком­по­зи­ция). В 1869–1934 ор­га­нист ц. Св. Суль­пи­ция в Па­ри­же. С 1891 проф. Па­риж­ской конс. (класс ор­га­на, в 1896–1905 класс ком­по­зи­ции). Сре­ди уче­ни­ков: ор­га­ни­сты А. Швей­цер, Л. Вьерн, М. Дю­пре, ком­по­зи­то­ры Н. Бу­лан­же, Э. Ва­рез, Д. Мийо, А. Онег­гер. Ор­га­нист-вир­ту­оз, бле­стя­щий им­про­ви­за­тор, при­об­щил франц. пуб­ли­ку к на­сле­дию И. С. Ба­ха, под­го­то­вил из­да­ние его ор­ган­ных про­из­ве­де­ний (совм. с Швей­це­ром; vol. 1–5, 1912–14). Кон­цер­ти­ро­вал, в т. ч. не­од­но­крат­но в Рос­сии (с 1896). По ре­ко­мен­да­ции и под на­блю­де­ни­ем В. в 1901 ус­та­нов­лен ор­ган фир­мы «Ка­вайе-Колль» в Боль­шом за­ле Мо­с­ков­ской конс. В сво­их со­чи­не­ни­ях трак­то­вал ор­ган как эк­ви­ва­лент сим­фо­нич. ор­ке­ст­ра (10 ор­ган­ных сим­фо­ний 1876–1900; по­пу­ляр­ны «Епи­скоп­ский марш» из 1-й сим­фо­нии и Ток­ка­та из 5-й). Ав­тор опер (в т. ч. «Нер­то», по Ф. Ми­ст­ра­лю, 1924, Па­риж­ская опе­ра), ба­ле­тов (в т. ч. «Кор­ри­га­на», 1880, там же), цер­ков­ных со­чи­не­ний (в т. ч. Мес­са для 2 хо­ров и 2 ор­га­нов), 5 сим­фо­ний (3-я с ор­га­ном; 4-я, «Ан­тич­ная», и 5-я, Sinfonia sacra, так­же с хо­ром), сим­фо­нич. по­эмы «Валь­пур­гие­ва ночь» (1888, для хо­ра с ор­ке­ст­ром), кон­цер­тов с ор­ке­ст­ром для фп., для вио­лон­че­ли, му­зы­ки к дра­ма­тич. спек­так­лям. Для К. А. Эр­де­ли на­пи­сал Хо­рал с ва­риа­ция­ми для ар­фы с ор­ке­ст­ром (1900). В 1904 до­пол­нил, в т. ч. при­ме­ра­ми из опер Р. Ваг­не­ра, «Боль­шой трак­тат о со­вре­мен­ной ин­ст­ру­мен­тов­ке и ор­ке­ст­ров­ке» Г. Бер­лио­за.

Соч.: Notice sur la vie et les œuvres de C. Saint-Saëns. P., 1922; Initiation musicale. P., 1923; L’orgue moderne: la décadence dans la facture contemporaine. P., 1928; Тех­ни­ка со­вре­мен­но­го ор­ке­ст­ра. М., 1938.

Лит.: Handschin J. Ch.-M. Widor // Hand­schin J. Gedenkschrift. Bern, 1957; Thom­son A. The life and times of Ch.-M. Widor. Oxf., 1989; Oosten B. van. Ch.-M. Widor, Va­ter der Orgelsymphonie. Paderborn, 1997.

Вернуться к началу