Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

БЛЕЙК УИЛЬЯМ

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 3. Москва, 2005, стр. 592-593

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Т. Н. Красавченко, М. Н. Соколов
У. Блейк. «Ангелы Добра и Зла, борющиеся за обладание Младенцем». 1795. Галерея Тейт (Лондон).

БЛЕЙК (Blake) Уиль­ям (28.11.1757, Лон­дон – 12.8.1827, там же), англ. по­эт, жи­во­пи­сец и гра­вёр. Сын мел­ко­го ла­воч­ни­ка. С 1767 обу­чал­ся в Лон­до­не – в ча­ст­ных шко­лах ри­со­ва­нию и гра­вю­ре (у Дж. Без­ай­ра в 1772–79), за­тем в АХ (1779–80). Осо­бое влия­ние на иск-во Б. ока­за­ло изу­че­ние (за­ри­сов­ки) ср.-век. скульп­ту­ры, твор­че­ст­во Дж. Флак­сме­на, И. Г. Фюс­ли, так­же Ми­ке­ланд­же­ло. Уже в 1780-е гг. он со­сре­до­то­чил­ся на ми­ре сво­их «апо­ка­лип­ти­че­ских» и «про­ро­че­ских» ви­де­ний, во­пло­щае­мых, од­на­ко, в стро­гой, жё­ст­ко ли­не­ар­ной ма­не­ре, – ри­су­нок все­це­ло до­ми­ни­ру­ет над жи­во­пи­сью; ат­ле­тич. те­ла (Б. ни­ко­гда не ри­со­вал с на­ту­ры) ста­но­ви­лись гл. сим­во­ла­ми этих мис­тич. по­сла­ний. При­мы­кал к круж­ку лон­дон­ских «яко­бин­цев», дру­жил с У. Го­дви­ном и Т. Пей­ном. Лит. де­бют – сб. «По­эти­че­ские набро­ски» («Poetical sketches», 1783). Са­мые из­вест­ные по­этич. про­из­ве­де­ния – мис­ти­ко-пас­то­раль­ный, про­ник­ну­тый свет­лы­ми чув­ст­ва­ми и ве­рой в бла­го­ст­ность бо­же­ст­вен­ных ус­та­нов­ле­ний цикл «Пес­ни не­вин­но­сти» («Songs of innocence», 1789), в ко­то­ром на­шло от­ра­же­ние ув­ле­че­ние Б. идея­ми Э. Све­ден­бор­га, и про­ти­во­по­лож­ный ему по ду­ху, от­ме­чен­ный скеп­ти­циз­мом и ощу­ще­ни­ем тра­гиз­ма жиз­ни цикл «Пес­ни опы­та» («Songs of experience», 1794). Ос­мыс­ляя свои про­из­ве­де­ния в ка­че­ст­ве вер­баль­но-ви­зу­аль­ных про­по­ве­дей, Б. при­ме­нял осо­бый ме­тод «ил­лю­ми­ни­ро­ван­ной» пе­ча­ти, род­ст­вен­ный ср.-век. ми­ниа­тю­ре, но рас­счи­тан­ный на ти­раж­ное вос­про­из­ве­де­ние. Поль­зу­ясь раз­ра­бо­тан­ной им тех­ни­кой «рель­еф­но­го офор­та», он сам из­да­вал свои кни­ги, при соз­да­нии ко­то­рых ру­ко­пис­ный текст и ил­люст­ра­ции гра­ви­ро­ва­лись вме­сте, пе­ча­та­лись, за­тем рас­кра­ши­ва­лись от ру­ки. Так дос­ти­га­лось ор­га­нич. един­ст­во сло­ва и изо­бра­же­ния, уси­лен­ное и пла­сти­кой фи­гур, зри­мо во­вле­чён­ных в иг­ру кос­мич. сти­хий.

Фи­ло­соф­ско-эс­те­тич. взгля­ды Б. (не­при­ятие ра­цио­на­лиз­ма и ма­те­риа­лиз­ма, культ во­об­ра­же­ния как выс­шей спо­соб­но­сти че­ло­ве­ка, от­кры­ваю­щей ему «мир веч­но­сти», и др.) на­шли наи­бо­лее пол­ное вы­ра­же­ние в его эпич. по­эмах [т. н. «Про­ро­че­ские кни­ги» («Prophetic books», 1789–1820)]: «Кни­га Тэль» («The book of Thel», 1789), «Фран­цуз­ская ре­во­лю­ция» («The French revolution», 1791), «Ви­де­ния до­че­рей Аль­био­на» («Visions of the daughters of Albion»), «Бра­ко­со­че­та­ние не­бес и ада» («The marriage of Heaven and Hell»), «Аме­ри­ка» («America», все 1793), «Ев­ро­па» («Europe», 1794), «Че­ты­ре Зоа» («The four Zoas», 1805), «Миль­тон» («Mil­ton, 1808), «Ие­ру­са­лим» («Jerusalem», 1804–20) и др. По­эмы в за­шиф­ро­ван­ной ал­ле­го­рич. фор­ме вос­соз­да­ют ис­то­рию че­ло­ве­че­ст­ва как се­рию битв ме­ж­ду вра­ж­деб­ны­ми си­ла­ми (ра­зу­мом и во­об­ра­же­ни­ем, ма­те­ри­ей и ду­хом и др.).

В изо­бра­зит. твор­че­ст­ве Б. с го­да­ми всё боль­шее зна­че­ние при­об­ре­та­ли эф­фек­ты кон­тра­ст­ной све­то­те­ни и та­ин­ст­вен­но мер­цаю­ще­го ко­ло­ри­та. По­ми­мо оформ­ле­ния сво­их по­эм соз­дал се­рии ак­ва­рель­ных и гра­вюр­ных ил­лю­стра­ций к «Ноч­ным ду­мам» Э. Юн­га (1797), про­из­ве­де­ни­ям Дж. Миль­то­на (с 1804), Кни­ге Ио­ва (1818–25), про­из­ве­де­ни­ям Вер­ги­лия (1821; ми­ниа­тюр­ные кси­ло­гра­фии), «Бо­же­ст­вен­ной ко­ме­дии» Дан­те (1825–27). На­сле­дие Б. – ран­нее про­яв­ле­ние ро­ман­тич. по­эти­ки и вме­сте с тем од­но из пред­воз­вес­тий сим­во­лиз­ма. При жиз­ни Б. прак­ти­че­ски не был при­знан; из­вест­ность его на­ча­лась с об­на­ру­жен­ной в 1847 Д. Г. Рос­сет­ти тет­ра­ди с ри­сун­ка­ми и сти­ха­ми Б. (т. н. «Ма­ну­скрипт Рос­сет­ти»). Пре­ра­фа­эли­ты уви­де­ли в Б. сво­его пред­ше­ст­вен­ни­ка. Как «апо­стол свя­щен­но­го куль­та эро­ти­ки» он ока­зал влия­ние на Д. Г. Ло­урен­са, как по­эт – на амер. бит­ни­ков.

Соч.: Complete writings. 2nd ed. L.; N. Y., 1966; Сти­хи. М., 1982; Пес­ни Не­вин­но­сти и Опы­та. СПб., 2004.

Лит.: The divine vision. Studies in the poetry and art of W. Blake. L., 1957; Не­кра­со­ва Е. А. Твор­че­ст­во В. Блей­ка. М., 1962; Hirsch E. Innocence and experience, an introduction to Blake. New Haven, 1964; Bindman D. The com­plete graphic works of W. Blake. L., 1978; Butlin M. The paintings and drawings of W. Blake. New Haven, 1981. Vol. 1–2; Raine K. The human face of God: W. Blake and the Book of Job. L., 1982; Visconti J. Blake and the idea of the book. Princeton, 1993; Ак­ройд П. Блейк: био­гра­фия. М., 2004.

Вернуться к началу