БЁРДСЛИ БЕРДСЛЕЙ ОБРИ ВИНСЕНТ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
БЁРДСЛИ, Бердслей (Beardsley) Обри Винсент (21.8.1872, Брайтон – 16.3.1898, Ментона), англ. график и писатель. Одарённый музыкант («пианист-вундеркинд»), Б. начал рисовать с 4 лет и фактически был самоучкой (лишь в 1892 недолго посещал Вестминстерскую школу искусств в Лондоне). Несмотря на раннюю смерть, он оставил ок. 1000 рисунков, отмеченных совершенством исполнения. В ранних работах испытал влияние гравюр А. Дюрера и А. Мантеньи, творчества С. Боттичелли; был близок прерафаэлитам – его «готизирующие» иллюстрации и украшения к роману «Смерть Артура» Т. Мэлори (1893–94) продолжают стиль изданий У. Морриса. Под воздействием япон. ксилографии и греч. вазописи создал свою оригинальную манеру, основанную на изощрённо-декоративной линеарности, тончайшей проработке деталей, виртуозной и эффектной игре контрастов чёрного и белого (излюбленная техника Б. – перовые рисунки тушью – специально рассчитана на воспроизведение фотомеханич. способом). Рисовал для лондонских журналов, в т. ч. для «The Studio» (1893), «The Yellow Book» (1894–1895), «The Savoy» (1896; в двух последних также худож. редактор), – обложки, портреты, рисунки по мотивам произведений Э. По, Лукиана и др. К лучшим работам принадлежат циклы иллюстраций к трагедии «Саломея» О. Уайльда (1894), «Сатирам» Ювенала (1894–96), комедии «Лисистрата» Аристофана (1896). В поздних рисунках Б. ощутимо творческое переосмысление французской гравюры 18 в.; они представляют собой композицию утончённых арабесок (иллюстрации к поэме «Похищение локона» А. Попа, 1895–96, и комедии «Вольпоне» Б. Джонсона, 1897).
Автор повести «Под холмом» [«Under the hill», опубл. в 1904; полная версия под назв. «История Венеры и Тангейзера» («The story of Venus and Tannhäuser»), опубл. в 1907; также иллюстрации к ней], стихотворений, эссе. Эстетизм и визионерство, эротич. символика, ирония и гротеск, индивидуализм и своеобразный нарциссизм делают Б. одной из ключевых фигур европ. декадентства. Его иск-во оказало большое влияние на формирование стиля модерн, в частности на творчество Т. Т. Хейне, Г. Климта, А. Мухи, а также на журнальную и книжную графику мастеров «Мира искусства».